Деятельность в области информационных технологий:
аккредитация и налогообложение
Никто не станет спорить с утверждением, что российской экономике необходимы инновации. Для того чтобы стимулировать активность предпринимателей к деятельности в сфере современных технологий, происходят изменения в налоговой политике государства. В частности, снижены налоги для организаций, работающих в области информационных технологий.
Начиная с прошлого года для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, понижены ставки единого социального налога. Право перейти со ставки 26% на ставку 10% у организации появляется после того, как доход работника нарастающим итогом с начала года достигает 75 001 руб. В то время как обычные организации получают право применять регрессивную ставку только после того, как сумма выплат на работника нарастающим итогом превысит 280 000 руб.
Нормативные документы, в соответствии с которыми организации на практике могут реализовать свое право на применение льготных налоговых ставок по ЕСН, приняты в конце 2007 - начале 2008 гг.
Как получить статус организации, действующей в области информационных технологий? Для того чтобы получить такой статус, недостаточно только вести деятельность в сфере информационных технологий.
В первую очередь для того, чтобы воспользоваться правом на пониженные ставки ЕСН, нужно получить аккредитацию. Порядок осуществления аккредитации определен постановлением Правительства РФ от 06.11.07 N 758. Получить аккредитацию вправе российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Первым условием является деятельность по:
- разработке и реализации программ для ЭВМ и баз данных;
- оказанию услуг (выполнению работ) по адаптации и модификации программных средств и информационных продуктов;
- установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.
Важно обратить внимание на следующую существенную деталь, оговоренную в п. 7 ст. 241 НК РФ: программы и базы данных могут производиться и реализовываться как на материальном носителе, так и в электронном виде по электронной почте.
Для получения государственной аккредитации организация представляет следующие документы:
- заявление о предоставлении государственной аккредитации;
- справку за подписью руководителя организации, подтверждающую, что организация осуществляет деятельность в области информационных технологий;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
- копии учредительных документов.
После принятия положительного решения о государственной аккредитации организации, сведения об этом будут внесены в реестр. А выписка из этого реестра будет направлена организации-заявителю. Форма выписки из реестра утверждена приказом Министерства информационных технологий и связи от 09.01.08 N 3*(1).
Плата за аккредитацию и выдачу выписки из реестра не взимается (соответственно, факт наличия у организации аккредитации в учете отражения не находит).
Вторым условием для государственной аккредитации организации, ведущей деятельность в области информационных технологий, согласно п. 8 ст. 241 НК РФ является доля доходов от этой деятельности в общем объеме выручки. Так, для организации, желающей перейти в 2009 г. на уплату ЕСН по пониженным ставкам, доля выручки от деятельности в области информационных технологий должна составлять за 9 месяцев 2008 г. не менее 90%, в том числе от иностранных лиц не менее 70%.
Третьим условием является среднесписочная численность работников. Она должна быть не менее 50 человек за период 9 месяцев в году, предшествующем году перехода на уплату ЕСН по пониженным ставкам.
Организации, применяющие льготный режим по ЕСН, в первый год своей деятельности должны выполнять в первый отчетный период аналогичные требования. Доля выручки от деятельности в области информационных технологий должна составлять не менее 90% за отчетный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%.
Как определяется и какими документами подтверждается доля дохода, полученного от иностранных контрагентов? Сумма доходов определяется по данным регистров налогового учета, которые ведутся с целью исчисления налога на прибыль.
При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации.
Место осуществления деятельности иностранного покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации. Если в этом иностранном государстве нет регистрации юридических лиц, то фактическое присутствие определяется на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Если услуги оказаны иностранцу - физическому лицу, то местом деятельности для него является место жительства.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), а также таможенная декларация (в случае ее наличия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Государственная аккредитация может быть аннулирована. Государственная аккредитация аннулируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в следующих случаях: при добровольном отказе организации от государственной аккредитации; при установлении несоответствия деятельности, фактически осуществляемой этой организацией, требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ N 758.
В этом случае организация лишается права применять льготные ставки ЕСН, установленные п. 6 ст. 241 НК РФ. Причем право утрачивается с начала того периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям.
Уплата единого социального налога организациями, занятыми в области информационных технологий. Организации, получившие аккредитацию, возможно уже столкнулись со следующей ситуацией. Сумма ЕСН, которую следует перечислять в федеральный бюджет, уменьшается на сумму взносов, начисленных в Пенсионный фонд России. Однако с учетом шкалы ЕСН для организаций, работающих в сфере информационных технологий, получалось, что сумма ЕСН, начисленная в федеральный бюджет, меньше, чем сумма взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащая вычету. Минфин России разъяснил, как следует действовать в такой ситуации, в письме от 28.05.07 N 03-04-07-02/18. Сумма ЕСН, подлежащая уплате, в этом случае будет равна нулю.
Специальное правило признания расходов на приобретение вычислительной техники. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не учитывать компьютеры в составе амортизируемого имущества (п. 15 ст. 259 НК РФ). Суммы, затраченные на приобретение вычислительной техники, могут быть признаны материальными расходами по мере ввода этой техники в эксплуатацию. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, организация должна соответствовать требованиям п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ.
Важно обратить внимание на следующую деталь - норма, содержащаяся в п. 15 ст. 259 НК РФ, не обязывает организации, работающие в сфере информационных технологий, относить стоимость вычислительной техники на расходы, а лишь дает право.
Как правило, налогоплательщики вычислительную технику стоимостью свыше 20 000 руб. учитывают в целях налогообложения прибыли в составе амортизируемого имущества. Срок полезного использования такого имущества определяется согласно Классификации основных средств (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1). Срок полезного использования компьютерной техники, относящейся к третьей амортизационной группе, составляет свыше трех и до пяти лет включительно.
Расходы на приобретение компьютерной техники стоимостью менее 20 000 руб. учитываются как материальные расходы.
Если организация решит воспользоваться льготой и применять специальное правило признания расходов на приобретение вычислительной техники, то эти расходы организацией отражаются в налоговом учете как материальные расходы.
На практике бухгалтеры организаций, получивших аккредитацию, столкнулись с такой ситуацией: еще до получения документа, подтверждающего аккредитацию, организацией была приобретена и введена в эксплуатацию вычислительная техника. При этом организация на тот период полностью отвечала требованиям п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ. Доля выручки от деятельности в области информационных технологий составляла не менее 90% за 9 месяцев предыдущего года, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%. Возникал вопрос: может ли организация воспользоваться льготой и не принимать закупленную компьютерную технику к учету в составе амортизируемого имущества?
Для применения льготы необходима именно государственная аккредитация. А все объекты основных средств, приобретенные до ее получения, должны быть приняты к учету в общеустановленном порядке.
Исчисление НДС организациями, работающими в сфере информационных технологий. У юридических лиц, имеющих статус организаций, действующих в сфере информационных технологий, доля выручки, полученной от иностранных контрагентов, должна составлять не менее 70%. Причем речь идет об иностранных партнерах, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Возникает вопрос: как организациям, действующим в сфере информационных технологий, следует платить НДС?
Перечень операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, содержится в ст. 146 НК РФ. В этот перечень включены следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. При отсутствии регистрации на территории России - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Такое положение ст. 148 НК РФ применяется в том числе при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации.
В рассматриваемой нами ситуации услуги оказываются иностранным контрагентам, местом деятельности которых являются иностранные государства (это обязательное условие для применения льготы по единому социальному налогу). При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг является место деятельности лица, приобретшего такие услуги.
Минфин России в письмах от 13.03.08 N 03-07-08/59, от 26.02.08 N 03-07-08/42, от 12.09.06 N 03-04-08/188 разъяснил, что услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным организациям, местом осуществления деятельности которых территория Pocсийской Федерации не является, НДС на территории Российской Федерации не облагаются.
Таким образом, организации не должны начислять этот налог со стоимости услуг, оказываемых иностранным контрагентам.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), в соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ является контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также любые документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В письме от 12.09.06 N 03-04-08/188 Минфином России был разъяснен порядок применения НДС при оказании услуг по обработке информации иностранным заказчикам. В частности, в письме указывалось, что НДС по услугам, оказанным российскими субподрядчиками российской организации в связи с исполнением ею обязанностей по договору с иностранным контрагентом, не принимается к вычету. На основании подп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС учитываются в стоимости услуг.
В части услуг, оказываемых российским контрагентам, НДС применяется в общеустановленном порядке: реализация услуг на территории Российской Федерации облагается НДС, а суммы НДС по услугам (товарам, работам), выставленным российскими организациями, принимаются к вычету в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ. Таким образом, организации, имеющей аккредитацию в качестве действующей в области информационных технологий, необходимо вести раздельный учет НДС.
Е.В. Мацкявичене
"Бухгалтерский учет", N 16, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указом Президента РФ от 12.05.08 N 724 Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.