Составляем график проведения ежегодной инвентаризации
Казалось бы, совсем недавно еще было лето, а уже пора думать о годовом отчете. И конечно же, начинаем мы, как обычно, с проведения ежегодной "предотчетной" инвентаризации.
Когда можно начинать инвентаризацию?
Разумеется, провести полную инвентаризацию всего имущества и обязательств организации за один день физически невозможно.
Поэтому в соответствии с нормами статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания по инвентаризации) организации, в том числе и бюджетные учреждения, могут начинать проводить обязательные ежегодные инвентаризации уже с 1 октября 2008 года. Результаты этих инвентаризаций считаются достаточными для подтверждения фактического наличия имущества и состояния расчетов при подготовке годовой отчетности за 2008 год.
Руководителю и главному бухгалтеру организации целесообразно составить график проведения инвентаризации, позволяющий в течение всего четвертого квартала 2008 года планомерно, без суеты и лишнего напряжения выполнить все необходимые процедуры и "во всеоружии" подойти к формированию годового отчета за 2008 год.
Учтите особые сроки
При разработке графика инвентаризации нужно учесть указания вышестоящих органов, поскольку не каждое бюджетное учреждение может начинать проводить инвентаризацию отдельных объектов имущества прямо с 1 октября.
Так, руководителям и главным бухгалтерам управлений здравоохранения административных округов, учреждений, государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, нужно руководствоваться сроками, установленными приказом Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 05.08.2008 N 592 "О проведении инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств".
В соответствии с данным приказом все учреждения, подведомственные Департаменту, обязаны провести в полном объеме инвентаризацию:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- материальных запасов;
- ценностей, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года;
- денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности;
- расчетов с банками, подотчетными лицами, депонентами;
- дебиторской и кредиторской задолженности;
- незавершенного ремонта и капитального строительства;
- незаконченных научно-исследовательских работ.
Кроме того, необходимо провести инвентаризацию имущества, не принадлежащего учреждению или предприятию, находящегося на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученного безвозмездно и в централизованном порядке.
Департамент здравоохранения Правительства Москвы устанавливает следующие сроки проведения инвентаризации в 2008 году:
Сроки | Объекты инвентаризации: | |
в учреждениях здравоохранения | в государственных унитарных предприяти- ях, подведомственных Департаменту |
|
не ранее 1 октября | материальные запасы (кроме про- дуктов питания) |
- незавершенное производство; - готовая продукция на складах; - сырье и прочие материальные ценности |
не ранее 1 ноября, но в сроки, позволяющие под- готовить ведомости не позднее 15 декабря |
медицинское оборудование | медицинское оборудование |
не ранее 1 ноября | прочие основные средства | прочие основные средства |
не ранее 1 декабря | незавершенное капитальное стро- ительство |
капитальные вложения |
по состоянию на 1 января 2009 г. |
- продукты питания; - денежные средства; - денежные документы; - бланки строгой отчетности, - суммы, выданные под отчет; - расчеты с банками (по бюджетным и другим счетам); - расчеты с налоговыми органами; - расчеты с дебиторами и кредито- рами; - незаконченные капитальные ре- монты |
- незавершенный капитальный ремонт; - расходы будущих периодов; - денежные средства, ценности и бланки строгой отчетности; - расчеты по платежам в бюджет; - расчеты предприятий и организаций с их производственными единицами, выделенными на отдельные балансы; - расчеты с вышестоящей организацией; - расчеты с дебиторами и кредиторами; - остальные статьи баланса |
В любом случае инвентаризацию необходимо полностью завершить к 1 января 2009 года.
Строго соблюдайте указания
Вышестоящие органы также дают дополнительные указания о порядке проведения инвентаризации и оформления ее результатов.
В частности, в рассматриваемом приказе Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 05.08.2008 N 592 даются следующие указания.
Во-первых, при проведении инвентаризации следует считать обязательным сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета, в связи с этим строго проверять правильность, полноту организации первичного учета и состояние технической документации.
Во-вторых, особое внимание необходимо обращать на выявление неучтенных и не оприходованных ранее основных средств и других ценностей.
В-третьих, нужно выявить неиспользуемое оборудование и материалы и в пояснительной записке к годовому отчету сообщить причины наличия неиспользованного оборудования и сроки его реализации.
В-четвертых, при инвентаризации драгоценных металлов, алмазов и изделий из них руководствоваться приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них и ведение отчетности при их производстве, использовании и обращении".
В-пятых, для проведения инвентаризации должны быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Прежде всего необходимо утвердить центральную рабочую инвентаризационную комиссию и календарный план проведения инвентаризации, после чего следует распределить работников централизованной бухгалтерии по учреждениям для участия в инвентаризационных комиссиях.
Предъявите документы
В заключение отметим, что в соответствии с рассматриваемым приказом N 592 необходимо также вовремя представлять в Департамент здравоохранения Правительства Москвы следующие документы:
Срок представления | Вид документа | Подразделение Департамента здравоохранения |
До 1 октября 2008 г. | Копии приказов о создании инвентаризаци- онных комиссий |
Управление бухгалтерского учета и отчетности |
До 15 декабря 2008 г. | Копии инвентарных ведомостей с перечнем неиспользуемого медицинского оборудования |
Отдел материально-технического обеспечения |
Вместе с финансовым отчетом за 2008 г. |
Протокол результатов инвентаризации | Управление бухгалтерского учета и отчетности |
Немного учета
Пример
В результате проведенной инвентаризации в учреждении выявлена недостача продуктов питания балансовой стоимостью 6 500 руб. Рыночная стоимость недостающих продуктов питания составила 8 000 руб. Сумма материального ущерба отнесена на счет виновного лица - работника учреждения. Недостача продуктов подлежит возмещению по заявлению работника путем удержания из заработной платы.
В бюджетном учете будут сделаны записи в рублях:
Дебет 1 40101 172 | Кредит 1 10502 440 | 6 500 | Списана стоимость недостающих продуктов питания |
Дебет 1 20904 560 | Кредит 1 40101 172 | 8 000 | Начислены доходы по платежам в бюджет в связи с недостачей материальных запасов, отнесенной за счет виновных лиц (по рыночной стоимости) |
Дебет 1 30201 830 | Кредит 1 30403 730 | 8 000 | Удержана из заработной платы сотрудника учреждения, виновного в недостаче продуктов питания, сумма возмещения причиненного ущерба |
Дебет 1 21002 440 | Кредит 1 30405 211 | 8 000 | Перечислены в доход бюджета с лицевого счета университета суммы в возмещение недостачи продуктов питания, удержанные из заработной платы сотрудника |
Дебет 1 30403 830 | Кредит 1 20904 660 | 8 000 | Зачтены в счет погашения задолженности виновным лицом суммы произведенных удержаний из заработной платы |
Н.Н. Шишкоедова,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"
Курганского филиала АТ и СО,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 7, октябрь-ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859