Изменения в НК для "азартного" игрока
Вносимые ежегодно поправки в Налоговый кодекс сегодня уже мало кого удивляют, налоговая реформа продолжается, и когда закончится - неизвестно. Приходится констатировать, что в гл. 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" ни в этом, ни в следующем году изменений не предвидится. В то же время другие главы НК РФ законодатель не оставляет без внимания, внося поправки сразу несколькими федеральными законами. Мы остановимся только на тех из них, новшества которых могут иметь отношение к налогообложению деятельности игорных заведений.
Изменения в части расчетов по НДФЛ
Организатор азартных игр выступает в качестве налогового агента по отношению к работникам игорного заведения, при расчетах с которыми со следующего года следует учесть две группы поправок. Первая из них внесена в гл. 23 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ*(1).
Так, при расчетах с бюджетом по НДФЛ налоговая база с материальной выгоды, полученной лицом от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам, будет определяться как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 (а не 3/4) ставки рефинансирования ЦБР, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Кроме этого, расширен перечень лиц, в совокупном доходе которых не учитывается стоимость их обучения, оплаченная работодателем. Со следующего года к таким лицам относятся все налогоплательщики, обучающиеся по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, проходящие подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях (п. 21 ст. 217 НК РФ).
Следующее изменение заключается в том, что из налоговой базы по НДФЛ будут исключаться суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья. Есть только одно условие: возмещение организацией таких затрат должно включаться в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 40 ст. 217 НК РФ).
Игорные заведения не уплачивают налог на прибыль, поэтому возникает вопрос: смогут ли они со следующего года воспользоваться указанной льготой в налогообложении НДФЛ? Если толковать нормы Налогового кодекса буквально, напрашивается вывод о том, что работники игорных заведений могут не рассчитывать на предусмотренную законодателем льготу. С другой стороны, такой подход ставит в неравное положение сотрудников азартных заведений по сравнению с работниками других предприятий, применяющих традиционную систему налогообложения. Если бы владельцы игорного бизнеса уплачивали налог на прибыль, они смогли бы учесть при налогообложении рассматриваемые расходы, но факт остается фактом. Организаторы азартных игр не являются плательщиками прибыльного налога, и этого достаточно, чтобы проверяющие указали на неправомерность исключения из налоговой базы по НДФЛ уплату организацией за работника процентов по займам (кредитам), полученным на улучшение жилищных условий. Такую "фискальную" точку зрения, возможно, придется оспаривать в судебном порядке, приводя доводы о неравенстве в налогообложении и непроработанности норм Налогового кодекса, все неясности и неточности которого согласно п. 3 ст. 7 НК РФ следует трактовать в пользу налогоплательщика. В данной ситуации плательщиком НДФЛ является работник, что не мешает организации как налоговому агенту выступить с аналогичными аргументами в защиту своих прав и интересов работника.
Другая группа поправок в гл. 23 НК РФ внесена Федеральным законом от 22.07.2007 N 121-ФЗ*(2), согласно которым с 2009 года при исчислении НДФЛ будет увеличен размер дохода, в пределах которого предоставляются стандартные налоговые вычеты. Так, вычет в размере 400 руб. будет уменьшать налогооблагаемый доход физического лица до тех пор, пока он не превысит 40 000 руб. В свою очередь вычет на каждого ребенка будет предоставляться до достижения суммой доходов размера 280 000 руб. Заметим, сумма самого вычета увеличена с 600 до 1 000 руб. Кроме того, родителям предоставлено право распределения вычета между собой. В частности, на основании заявления об отказе одного из родителей от получения налогового вычета другому вычет предоставляется в двойном размере.
Дополнения в части расчетов по ЕСН
При расчетах с бюджетом по ЕСН организаторы азартных игр могут взять на заметку два дополнения, которые повторяют отдельные рассмотренные поправки по НДФЛ. Из расчета налоговой базы по ЕСН исключена плата за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников. Плюс к этому не учитываются при налогообложении выплаты организаций их работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья. В обоих случаях условием исключения из налогообложения указанных выплат является их учет в составе уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации расходов (пп. 16, 17 п. 1 ст. 238 НК РФ). Как указывалось выше, у организаторов азартных игр теоретически есть шансы воспользоваться данными нормами, но на практике все будет зависеть от того, сможет ли налогоплательщик убедить налоговиков, а потом, возможно, и судей, что он имеет равные права с другими плательщиками ЕСН на применение вступающих в силу изменений.
Поправки по спецрежиму
Многие игорные заведения помимо организации и проведения азартных игр предоставляют своим посетителям сопутствующие услуги, в числе которых могут оказаться услуги общественного питания.
В отношении общепита организатору азартных игр выгодно уплачивать ЕНВД, что позволяет упростить расчеты с бюджетом и снизить налоговую нагрузку с доходов от общественного питания.
В порядок применения спецрежимов, в том числе "вмененки", со следующего года поправки внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ*(3). Принципиальным отличием новой редакции гл. 26.3 НК РФ от той, которая действует в данный момент, является установление ограничений для тех, кто рассчитывает на применение спецрежима. С 2009 года для перевода на уплату ЕНВД будет недостаточно просто осуществлять тот вид деятельности, который назван в НК РФ и закреплен в нормативно-правовом акте местного уровня в качестве подпадающего под "вмененный" налог. Организаторам азартных игр, оказывающим услуги питания на площади зала обслуживания не более 150 кв. м, нужно будет соответствовать двум критериям (закреплены в п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ): среднесписочная численность работников*(4) за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а в уставном капитале организации участие юридических лиц не должно превышать 25%. Данные условия давно применяются "упрощенцами", но организаторов азартных игр нет в их числе, поэтому для них перечисленные требования, можно сказать, в диковинку.
Сразу следует обратить внимание на такое условие, как минимальный порог среднесписочной численности работников. В нормах п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ не уточняется, что ограничение по численности действует только в отношении работников, занятых в деятельности, которая переведена (может быть переведена) на уплату ЕНВД. Таким образом, можно предположить, что переводу на уплату ЕНВД подлежат лишь предприятия, соответствующие понятию малых, ведь именно для них Законом о развитии малого и среднего предпринимательства установлен предел численности в 100 человек. Однако сказанное касается только условия по численности, другие требования к субъектам малого и среднего предпринимательства не поименованы во "вмененной" главе. Поэтому организаторы азартных игр не обязательно должны являться субъектами среднего или малого предпринимательства, чтобы пользоваться преимуществами спецрежима. Главное, еще раз повторяем, чтобы численность персонала не превышала установленного ограничения и уставной капитал состоял преимущественно из вкладов физических лиц, доля юридических лиц должна быть не более устанавливаемого со следующего года ограничения (25%). В противном случае, при несоблюдении указанных условий, игорному заведению, оказывающему услуги общественного питания на "вмененке", следует быть готовым к переводу данных услуг на традиционную систему налогообложения.
С.Н. Алексеева
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах".
*(2) Федеральный закон от 22.07.2008 N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй НК РФ".
*(3) Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".
*(4) Согласно ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по соответствующей форме представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года. Кстати, от этой обязанности не освобождены даже те организации, которые не имеют наемных работников (письма Минфина РФ от 21.07.2008 N 03-02-08-13, от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285). Методика расчета приведена в Постановлении Росстата от 20.11.2006 N 69.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"