Столичные власти занялись работой над ошибками
Власти Москвы серьезно обеспокоены грядущим переделом рынка нежилой недвижимости, спровоцированным внесенными парламентариями в июне этого года поправками в Закон "О концессионных соглашениях". Нововведение повлекло за собой неприятные последствия для тех, кто получил в аренду помещение от местных органов власти по "старым" правилам (с льготами). И теперь чиновники ищут выход из сложившейся ситуации.
Точка невозврата
Как только стало ясно, что изменения, внесенные Законом N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", перечеркивают все планы местных властей реализовать программу поддержки малого предпринимательства, в Государственную Думу были внесены поправки в Закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который устанавливает проведение торгов при передаче в аренду предпринимателю муниципального имущества. Таким образом законодатели пытаются исправить сложившуюся ситуацию. Если изменения будут одобрены (сейчас поправки успешно прошли два чтения), у малого бизнеса появится возможность оформить в собственность арендуемое помещение вне конкурса.
Напомним, что субъекты малого и среднего предпринимательства получили преимущественное право выкупить арендуемое помещение, но воспользоваться им, увы, смогли далеко не все. Виной тому - вступивший в силу закон N 108-ФЗ. Согласно документу, в тех случаях, когда по договору срок аренды истекал, предпринимателям предлагалось продлить его при условии участия в аукционе. Понимая, что такое положение дел может сильно усложнить работу многим бизнесменам, депутаты предложили продлевать договор аренды по льготной цене до 1 июля 2010 года без необходимости участвовать в торгах. Именно в этом заключается новаторство рассматриваемого сейчас законопроекта.
До вступления в силу закона N 108-ФЗ предприятия малого бизнеса и общественные организации могли рассчитывать на определенные преференции при получении в аренду нежилых помещений, выделяемых им городскими муниципалитетами, которые предоставляли возможность малому бизнесу платить за это по льготным ставкам. Если раньше бизнесмен отдавал 1000 рублей за квадратный метр, то с появлением открытых аукционов цена может возрасти в несколько раз.
Некоторые эксперты утверждают, что сама процедура открытых аукционов является понятным инструментом в условиях рыночной экономики, отличающейся честностью и прозрачностью. Проблема лишь в том, что на государственное имущество будут претендовать теперь, с высокой вероятностью, крупные предприниматели, которые могут позволить себе заплатить арендную стоимость по рыночной цене, если помещение отвечает их деловым амбициям. Такой подход к распределению нежилой недвижимости серьезно может ударить по мелким предпринимателям, общественным организациям, творческим объединениям и т.д., которые в силу своих скромных финансовых возможностей просто не способны составить конкуренцию более крупному бизнесу.
Неудобный закон
Напомним, что столичными властями была принята комплексная программа поддержки малого бизнеса, бизнеса в области инноваций, ЖКХ, бытового обслуживания на 2007-2009 год. Но с вступлением в силу закона N 108-ФЗ полноценная реализация этой программы становится невозможной, потому как одним из ее пунктов является имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства с последующим предоставлением им льгот. Однако этот закон не только препятствует претворению в жизнь программы, но и ставит малый бизнес в удручающее положение. Взять хотя бы, к примеру, предпринимателей, которые за свой счет сделали капитальный ремонт и произвели переоборудование арендуемых площадей. Несмотря на вложения, предприниматель все равно обязан выставить помещение на аукцион и принять в нем добровольное участие на равных основаниях с другими претендентами. Более того, некоторые предприниматели достаточно давно занимают арендованное помещение и смогли успешно развернуть свой бизнес, обзавестись постоянной клиентурой и наладить контакты с местными властями. А сейчас им делают совершенно невыгодное предложение - выкупить, по сути, собственное дело. Конечно, появление конкурсной процедуры, от которой никуда не денешься, еще больше подтолкнет владельца бизнеса бороться за "родное" место, но если он потерпит поражение, то начинать все с нуля может оказаться не под силу, и он просто махнет на это дело рукой или подождет до лучших времен. Наломав дров, законодатели, таким образом, сделали все наоборот - вместо развития малого предпринимательства они просто-напросто гасят инициативу предприимчивых людей, порождая у них твердое убеждение в неспособности властей создать необходимые условия для нормального существования бизнеса. А это, в свою очередь, ведет к несостоятельности Закона "О концессионных соглашениях", который ставит своей целью привлечение в частный сектор высоких инвестиций.
Московские власти вынуждены признать, что закон N 108-ФЗ никому не выгоден, поэтому столичное руководство в срочном порядке уже подготовило необходимые поправки к Закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а мэр Москвы собирается обратиться с письмом к Президенту страны, в котором, судя по всему, будет обвинительная речь в отношении закона N 108-ФЗ. Пока же сильные мира сего ищут способы сохранения достигнутых результатов в области поддержки малого бизнеса. В первую очередь столичные власти намерены помочь справиться с ситуацией добросовестным арендаторам. По словам руководителя департамента имущества города Москвы Валерия Ануприенко, его ведомство сейчас занимается поиском юридических оснований для защиты интересов "правильных" арендаторов при соблюдении законных интересов города Москвы в рамках действия документа N 108-ФЗ. Другими словами, департамент пытается избежать слепого исполнения закона, не нанося урон малому бизнесу. К большому сожалению властей, многие субъекты малого предпринимательства, не владея достаточным объемом юридических знаний, вступают на путь ошибок. Коммерсант в такой ситуации мог бы обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который подскажет, как ему действовать.
А. Жук-Жученко
Серьезные цифры
На сегодняшний день имущественный фонд нежилых помещений, которым располагает московское правительство, насчитывает приблизительно 152 млн кв. м. Из них около 50 млн кв. м находится в собственности Российской Федерации, 45,7 млн кв. м используются учреждениями, организациями социальной сферы для оказания публичных услуг населению. В основном это образование, здравоохранение, социальная защита. При этом из этих 45,7 млн кв. м отданы в аренду 5,7 млн кв. м, из которых только 2,1 млн кв. м находятся в пользовании именно малого и среднего бизнеса.
"Московский бухгалтер", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007