Трудовые конфликты: трехстороннее решение
Депутаты Государственной Думы снова решили внести поправки в Трудовой кодекс. В этот раз они коснутся процедуры урегулирования коллективных споров. Уже в скором времени, по замыслу авторов законопроекта, разрешать конфликты между работодателем и работником станет гораздо проще.
Профсоюзам добавят прав
Российское законодательство на сегодняшний момент представляет собой систему крайне запутанных и порой противоречивых норм. Особенно остро эта проблема проявляет себя при возникновении трудовых споров, когда работник не может воспользоваться правами, гарантированными Конституцией. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, депутаты Госдумы при участии Общественной палаты разработали законопроект, который призван не только упорядочить некоторые положения Трудового кодекса, но и привести их в соответствие с позицией экспертов Международной организации труда. Предложенные поправки обсуждались на пленарном заседании Общественной палаты, которое состоялось 5 ноября.
Прежде всего, авторы законопроекта признают необходимость предоставления профсоюзным организациям права на беспрепятственную реализацию защитной функции работников. Пока представители профсоюзов не могут даже обращаться в суд с исками от неопределенного круга лиц по делам, связанным с возникновением коллективного трудового спора.
Кроме того, депутаты хотят расширить само понятие "коллективный трудовой спор", включив в него все конфликты по поводу установления и изменения условий труда (сюда входят и прения относительно заработной платы), а также отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Существующим законодательством признается только трудовой спор на основе неисполнения коллективного договора.
Трехсторонний разговор
Возникшие конфликты депутаты предлагают разрешать тоже по-новому. Для начала авторы законопроекта хотят исключить из Трудового кодекса статью 403 "Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника". По их мнению, данная норма только затягивает процедуру разрешения коллективного трудового спора и является совершенно лишним и ненужным этапом.
Вторым немаловажным моментом станут поправки в статью 404 ТК "Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже". Они предусматривают закрепление за трудовым арбитражем статуса постоянно действующего органа, который имеет право выносить решения по всем возникающим вопросам. Пока таких полномочий у этого органа нет, рассказывает ведущий аудитор компании "Финстатус" Ирина Денисенко:
- Согласно статье 404 Трудового кодекса, трудовой арбитраж - это временно действующий орган. Его состав, регламент и полномочия оформляются соответствующим решением представителями участников коллективного трудового спора.
По новым правилам, конфликты будут разбираться тремя сторонами - представителями государства, работодателями и работниками. Участники таких переговоров получат право представлять соответствующую сторону и принимать решения, исходя из ее интересов.
Механизм формирования состава трудовых арбитров должен работать следующим образом. Из числа наиболее авторитетных представителей сторон выбираются делегаты, которые проходят специальную подготовку. При возникновении спора каждая из сторон выдвигает своего представителя, и они уже в ходе дискуссии будут разрешать спорные вопросы. Такая схема позволит исключить непосредственный контакт противоборствующих сторон, что, в свою очередь, поможет избежать обострения конфликтных ситуаций, считает председатель комиссии Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Олег Нетеребский:
- В Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии уже давно действуют подобные органы, занимающиеся урегулированием трудовых споров. Отработав такую схему примирения на коллективных трудовых спорах, можно будет поэтапно переходить к интеграции трудового арбитража в судебную систему в качестве органа рассмотрения как коллективных, так и индивидуальных трудовых споров.
В случае, когда один из участников намеренно затягивает принятие конструктивного решения и возникает угроза серьезной конфронтации между работниками и работодателями, свою роль должна сыграть и Общественная палата. На нее возлагается ответственность по урегулированию споров между "непримиримыми врагами".
Кроме того, если одна из сторон будет не согласна с решением, которое примет трудовой арбитраж, она может оспорить его в судебном порядке.
Забастовка по-новому
Если других путей решения конфликта не осталось, можно прибегнуть к последнему методу воздействия на работодателя, напоминает Ирина Денисенко:
- Статья 37 Конституции дает работнику право избрать забастовку как способ разрешения коллективного спора. Решение об участии в забастовке, объявленной профессиональным союзом, принимается собранием или конференцией работников данного работодателя. Присутствовать на таком мероприятии должно не менее половины от общего числа работников.
Для облегчения задачи первичным профсоюзным организациям авторы законопроекта хотят дополнить статьи 399 "Выдвижение требований работников и их представителей" и 410 "Объявление забастовки" ТК новыми нормами. Согласно этим поправкам, профсоюзам, если в их состав входит большинство работников данного предприятия, не нужно будет утверждать на общем собрании решение о забастовке и список требований, выдвигаемых работодателю в интересах членов профсоюза. Однако вместе с упрощением процедуры одновременно увеличится ответственность организаторов за соблюдение законности проведения забастовочных мероприятий.
Но перед началом этих действий профсоюз обязан согласовать с работодателем минимум необходимых работ, которые должны выполняться в период забастовки. Сейчас процесс согласования подразумевает наличие доброй воли работодателя, но в состоянии конфликта мало кто из них пойдет на диалог. Поэтому получается, что устроить забастовку на законных основаниях практически невозможно.
Авторы законопроекта предлагают сделать эту процедуру более совершенной. Как и в случае с трудовым арбитражем, они хотят доверить принятие решения третьим лицам. Все вопросы, связанные с определением минимального количества работ, должны будут регулироваться независимым органом, который пользуется доверием обеих сторон, но не является исполнительным.
Кроме того, законопроект предлагает исключить из части 9 статьи 410 обязанность профсоюзной организации указывать продолжительность забастовки. Это позволит привести российское законодательство в соответствие с международными требованиями, а также обеспечит соблюдение прав и свобод работников.
Е. Тюрина
Официальные цифры лгут
Исследования, проведенные Академией труда и социальных отношений в 2008 году, показывают, что почти треть респондентов (27,2%) оценивают взаимоотношения между работниками и администрацией в организации как напряженные. Открытый конфликт признают 2,2%.
В 2007 году членскими организациями Федерации независимых профсоюзов России было зафиксировано более тысячи коллективных трудовых споров. Но, по словам Олега Нетеребского, эта цифра не является полной. Официальная статистика еще дальше отстает от реальности, в силу того что фиксирует лишь конфликты, о которых добровольно информирует работодатель. Или те случаи, которые полностью соответствуют крайне сложным и запутанным законодательным требованиям к процедуре трудового спора.
Коэффициент доверия
Профсоюзы по всей России испытывают серьезные трудности, связанные в первую очередь со стереотипами советского времени, сохранившимися в сознании граждан. Трудящиеся еще не до конца осознали свои права и роль этих объединений в обеспечении коллективной защиты, в то время как на Западе они играют большую роль. Недоверие граждан к профсоюзам подтверждает исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), согласно которому членами этих объединений являются лишь 24% опрошенных. Следует отметить, что две трети респондентов признали, что на их предприятии вообще не существует профсоюзной организации. А из тех, кто все же в ней состоит, подавляющее большинство (76%) считают, что оно оказывает лишь слабое влияние на положение трудящихся.
И в случае нарушения своих трудовых прав работники предпочитают не обращаться в профсоюз (всего 4% россиян прибегали к помощи этой организации). В основном опрошенные предпочитают идти к начальству (21%) или просто меняют место работы (12%). Менее популярными способами являются использование личных связей (6%) или обращение в суд (5%). Чаще всего в подобной ситуации россияне вообще ничего не предпринимают - доля таких ответов 45%.
Федералы предстанут в лице защитника
С момента вступления нового законопроекта в силу, сторону работодателей смогут представлять не только объединения предприятий, но и органы федеральной и исполнительной власти. Это позволит снять проблемы, возникающие в процессе переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений из-за того, что у представителей работников нет права требовать участия в переговорах собственника.
"Московский бухгалтер", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007