Прогнозы развития центров ситуационного управления
и научно-практические вопросы построения мобильной
интеллектуальной среды управления организацией
The forecasts of developing the centers
of situational control and scientific -
practice problems of designing the mobile
intellect systems of management
P.V. Misevich
Рассматриваются тенденции современного менеджмента и перспективы развития центров ситуационного управления. Прогнозируется слияние инструментариев автоматизации труда менеджеров со средствами мобильной связи - инструментариями удаленного доступа к центрам ситуационного управления организацией. Описанная ситуация ставит новые задачи в теории построения автоматизированных систем и в теории управления организацией, которые рассматриваются в этой статье.
The author in the article analyses the future trends of the developing the centers of situational control. The forecast is the centers will provide the equipment of mobile communication - instruments of connection between managers and VIP net in the centers of situational control. The situation is posing new problems in scientific fields of management and designing of computer base system.
В современном менеджменте сегодня четко просматриваются три тенденции. Во-первых, руководители отраслей с высоким уровнем централизации управления, сетевого бизнеса и др. ставят задачу развития высокотехнологических средств управления, которые позволяют ответственным лицам получать интеллектуальную поддержку процесса принятия решения и напрямую, без цепочки посредников, управлять организацией, находясь в любой точке Земли, передвигаясь в автомобиле, поезде и другом транспорте. Во-вторых, при управлении организацией все активнее и активнее используются средства мобильной связи, компактные компьютеры, коммуникаторы и другие мобильные инструментарии поддержки бизнеса. В-третьих, четко просматривается тенденция создания мощнейших центров интеллектуальной поддержки принятия решений - центров ситуационного управления.
Описанные выше тенденции в современном менеджменте позволяют спрогнозировать появление системы мобильных интеллектуальных инструментариев поддержки топ-менеджеров крупных компаний и холдингов, которые объединятся в мобильную интеллектуальную среду управления организацией (МИС управления).
Одним из подходов к построению мобильной интеллектуальной среды станет проектирование центров ситуационного управления (ЦСУ) и VIP-сетей внутри корпорации, оснащенныx инструментариями мобильного доступа топ-менеджеров. Реализация этого проекта позволит первым лицам осуществлять руководство организацией двадцать четыре часа в сутки, находясь за пределами своего кабинета. Симбиоз средств ситуационного управления с достижениями мобильной связи даст качественно новые технологии управления организациями. По сути, это новый этап развития систем управления организацией, построенных на базе центров ситуационного управления, при котором формируется мобильная интеллектуальная среда управления организацией (рис. 1). Новый этап позволил спрогнозировать комплекс перспективных задач, которые будут рассматриваться ниже.
Рис. 1. Комплекс ситуационно-мобильных интеллектуальных
инструментариев управления организацией
/------------------------------\
| VIР сеть ТОР менеджеров |
\------------------------------/
|
/------------------------------\ /------------------------------\
|Центр ситуационного управления|---|Сеть оператора мобильной связи|
\------------------------------/ \------------------------------/
| | |
/------------------------------\ /--------------\ /--------------\
| Корпоративная сеть | | Мобильный | | Мобильный |
\------------------------------/ |инструментарий| |инструментарий|
| менеджера 1 | | менеджера n |
\--------------/ \--------------/
Рис. 2. Схема процесса построения мультимедийного фрейма
/----------\
| Начало |
\----------/
/-------------------------\ /---------------------\
| Цели описания | | Описание системы |
\-------------------------/ \---------------------/
|
| /---------------------\
\------------------------------| Ситуационный фильтр |
\---------------------/
/-------------------------\ /---------------------\
| Эмоциональная окраска | |Описание стереотипных|
| ситуации | | ситуаций |
\-------------------------/ \---------------------/
|
| /----------------------------\
| | Построение |
\-----------------------| мультимедийных фреймов |
| описания ситуации |
\----------------------------/
/----------------------------\
| Построение суперфрейма |
\----------------------------/
/---------\
| Конец |
\---------/
Будем рассматривать мобильную интеллектуальную систему управления организацией как комплекс технического, математического, лингвистического, программного, информационного, методического, организационного обеспечения (ГОСТ 24.104-85), который предназначен для предоставления топ-менеджерам мобильных инструментариев.
Комплекс технических средств должен быть мобильным, иметь низкий вес, габариты, возможность длительной работы без внешних источников питания, дизайн, ориентированный на VIP-пользователей, комплекс мультимедийных средств, который позволит активно использовать системы образов для организации процесса передачи информации. Развитие мобильных технических средств ставит задачу проектирования программно-аппаратных комплексов обеспечения надежности связи и секретности информационного обмена. Обеспечение конфиденциальности информации - важнейшее направление работ при создании интеллектуальных мобильных систем управления организацией. Часто секретность информационного обмена становится гарантом региональной и национальной безопасности.
Необходимо оснащать мобильные терминалы команды менеджеров средствами индивидуальной идентификации пользователей, которые не позволят воспользоваться инструментариями управления организацией "хакерам". Очевидно, что степень защиты инструментариев при помощи логина и пароля явно недостаточна. Видится целесообразным использовать для идентификации менеджеров биологические параметры (рисунок радужной оболочки глаза, отпечатки пальцев и др.).
Важнейшими задачами в развитии комплекса математических средств станут: создание инструментариев построения мультимедийных комплексов образной передачи ситуационных портретов. Это направление должно дополнить работы по созданию ситуационных моделей, с помощью которых осуществляется прогноз развития событий.
Одним из подходов к вопросам построения средств эмоционального описания ситуации является аппарат мультимедийных фреймов.
Предлагается ситуационное описание моделировать при помощи мультимедийных фреймов, в результате чего формируется фреймовая сеть. Мультимедийный фрейм - это фрейм, частью структуры которого являются мультимедийные образы.
Согласно М. Минскому [1], с каждым фреймом ассоциирована информация разных видов. Типовой мультимедийный фрейм имеет следующую структуру:
1) идентификатор фрейма (класса, подкласса);
2) идентификаторы атрибутов описания внешней и внутренней среды объекта, который описывается фреймом;
3) идентификатор объекта - инструментария мультимедийного описания эмоционального состояния объекта;
4) идентификаторы процедур фрейма - (агентов, демонов, средств логистическо-ситуационного анализа объекта).
Во введенной типовой структуре идентификатор фрейма является уникальным ключом элемента системы мультимедийных фреймов (пункт 1). Идентификаторы атрибутов (пункт 2) используются для дополнения мультимедийного образа описанием ситуации при помощи чисел и текстовой информации. Идентификатор мультимедийного образа (пункт 3) является ссылкой на мультимедийный образ - фундамент описания состояния объекта, на который "накладываются" атрибуты, сформированные в пункте 2. Процедуры, определяемые пунктом 4, позволяют осуществлять пользователю интерактивное взаимодействие с мультимедийные фреймом с целью многогранного анализа ситуации. Отметим, что над элементами системы мультимедийных фреймов можно осуществлять такие же операции, как и над системой обычных фреймов (разбиение на классы, подклассы, наследование свойств и другие).
Построение системы фреймов можно представить в виде блок-схемы изображенной на рис. 2. Рассмотрим ее составляющие. Блок "Описание системы" содержит исходные сведения о предметной области. "Цели описания" - условия отбора параметров описания предметной области.
"Ситуационный фильтр" - блок, выделяющий из полного описания системы те характеристики, которые соответствуют целям описания посредством фильтрации. "Описание стереотипных ситуаций" - результат работы предыдущего блока, описание ситуации, соответствующее целям описания. "Эмоциональная окраска ситуации" - мультимедийный файл, ассоциированный с данной ситуацией.
"Построение мультимедийных фреймов описания ситуации" - создание фреймов, отражающих все множество стереотипных состояний наблюдаемого процесса (системы) и переходных процессов, и привязка мультимедийных файлов, ассоциированных с данной ситуацией, к фреймам. Мультимедийные файлы можно также отправить, например, в виде MMS сообщений на определенный номер. "Построение суперфрейма" - иерархическое упорядочивание и связывание элементов, созданных на предыдущем этапе, образующих систему фреймов (супер фрейм).
Отметим, что предложенный в статье аппарат ситуационного описания используется при построении мобильных систем управления организацией и управления технологическими процессами [2].
Лингвистическое обеспечение требует разработки языков описания ситуационных портретов и интерпретаторов, которые трансформируют их описание ситуации в систему мультимедийных образов. Видится перспективной разработка инструментальных средств сопровождения программно-аппаратных комплексов ситуационного управления компанией, что позволит оперативно настраиваться на индивидуального пользователя (или группу пользователей с одинаковыми системами образов).
Программное обеспечение. Отдельной задачей является понижение вероятности сбоев. Отказ программно-аппаратных средств в момент принятия важнейшего оперативного решения способен привести к огромным потерям. Это позволяет с высокой вероятностью прогнозировать создание программно-аппаратных средств поддержки параллельной работы с несколькими операторами мобильной связи одновременно с целью повышения надежности функционирования мобильной интеллектуальной среды при быстром перемещении командного терминала в автомобиле или поезде.
Главной задачей методического обеспечения является проработка всех аспектов (в том числе и юридических) дистанционного управления организацией. Эта проблема порождается заменой физического лица на виртуальный образ. Как проводить идентификацию? На ком лежит ответственность за сбой? Какова последовательность действий при обрыве связи?
Организационное обеспечение требует учета особенностей использование мобильного комплекса для управления организацией. Огромные психические затраты, стресс повышают вероятность эмоционального срыва. Учитывая огромную значимость человеческого фактора в сильно централизованных системах возможно возникновение состояния "паралича власти" вследствие удаленности команды управленцев от объекта управления ("ЛПР на связи, но не адекватно реагирует на ситуацию: Что делать?"). Это требует проработки регламента передачи полномочий и ответственности другим лицам в контексте возникновения ситуации неопределенности ("мобильный инструментальный комплекс в сети, но ЛПР не отвечает: как быть?").
Прогнозы развития информационного обеспечения мобильной интеллектуальной среды управления организацией следующие: дальнейшее развитие инструментариев управления должно изменить классическую модель принятия решения в [3].
Важнейшими факторами внешней среды предприятия [3] являются: потребители, конкуренты, технологии, состояние экономики, законы, правительственные учреждения, социокультурные факторы, политическая обстановка, международное окружение, поставщики, капитал, финансовые организации, источники трудовых ресурсов.
Важнейшими факторами внутренней среды предприятия являются [3]: информация о целях и текущем состоянии организации в целом (желаемые показатели и реальные), информация о целях и текущем состоянии в подразделениях, структура организации, взаимодействие между ее структурными единицами, планируемые работы, технологии, кадры.
Кроме этого на процесс принятия решения оказывают влияние: действующие лица и группы (те, кто участвует в процессе принятия решений), структуры (подразделения, подготавливающие материал), процедуры (способы взаимодействия между лицами и процедуры подготовки и проверки данных), информационные системы (участвующие в принятии решений), культура, семья, знакомые, авторитеты, корпоративные традиции. Все сформулированные факторы воздействуют на лицо, принимающее решения (ЛПР).
Отметим, что информация о внешней и внутренней среде искажается. Это могут быть неточные данные, семантические расхождения в описании тех или иных явлений. На уровне модели искажения будем интерпретировать в качестве шума. Поэтому важнейшей задачей перспективного информационного обеспечения является повышение качества информации, которая участвует в процессе принятия решений. Будем интерпретировать качество информации в трех аспектах. Качество исполнения - аспект качества, отражающий ту степень, в которой информация удовлетворяет нуждам ЛПР (актуальность, полнота описания ситуации, достоверность, отсутствие избыточности и другие качества). Качество конструкции отражает уровень качества структуры информации и форму ее представления (образность, яркость восприятия, простота трансформации и др.). Качество соответствия - аспект качества, отражающий ту степень, с которой информация соответствует внутрикорпоративным стандартам предприятия (насколько технологично ее получать и обрабатывать).
Для повышения качества информации предлагается осуществлять ее предварительную обработку с целью снятия шума (помех). Для этого необходимо осуществить переход от мониторинга ситуации к проблемно-ориентированному мониторингу, от описания симптомов к формулированию проблемы.
Описанная выше обработка информации на модели интерпретируется в качестве интеллектуального фильтра. Введение этого элемента трансформирует классическую модель факторов влияния на ЛПР [3] в модель, представленную на рис. 3. Информационное обеспечение перспективных средств автоматизации управления предприятиями должно решить задачу этого перехода. Решение поставленных задач создаст базу для построения системы менеджмента, которая со временем заменит традиционные системы управления организацией.
Качественно новый комплекс инструментариев менеджмента неизбежно будет оказывать активное воздействие на технологию управления организацией. Это приведет к неизбежному творческому развитию концепций современного менеджмента. В идеале построение перспективных систем управления организацией должно базироваться на едином концептуальном подходе [4, 2], который будет применим как к техническим средствам, так и к системе менеджмента. Такой подход предоставит единую систему понятий для технического блока и для управленческого персонала, единую систему операций над категориями используемого понятийного аппарата.
Предлагаемый сценарно-ситуационный подход [4] является обобщением эмпирического опыта построения АС различного уровня сложности в различных предметных областях. Он базируется на трех положениях.
Положение первое. Процессы в предметной области описываются при помощи категорий: типовая задача (задача, которая воспроизводится в предметной области построения АС и ею решается), сценарии (типовые и рабочие), которые конструируются из элементов порождающего сценарии множества событий. Каждым событием реализуется комплекс процедур в предметной области построения АС.
В общем случае каждой типовой задаче предметной области соответствует множество типовых сценариев ее решения. Каждый сценарий конструируется из типовых элементов, входящих в состав порождающего сценарии множества событий и поддерживает конкретный способ решения типовой задачи.
В процессе функционирования автоматизированной системы типовой сценарий трансформируется в рабочий сценарий, который "подстраивается" под постоянно изменяющиеся факторы во внешней и внутренней среде АС. Введенные категории образуют систему взаимосвязанных концептуальных единиц. В совокупности они описывают сценарную часть предлагаемого подхода.
Положение второе. Каждой введенной выше концептуальной единице (событие, типовой и рабочий сценарий, типовая задача) соответствует описание ситуации. В данной работе под категорией "ситуация" будем понимать структурированное множество параметров, совокупность которых позволяет провести анализ (ситуационный, логистический и др.) состояния автоматизированной системы и определить, какие процедуры необходимо инициировать в ней.
Описание ситуации осуществляется при помощи ситуационного портрета (СП). Ситуационный портрет содержит множество атрибутов представления параметров внешней и внутренней среды автоматизированной системы, множество атрибутов представления итогов процедур самоанализа, вошедших в состав объекта - концептуальной единицы (типовой задачи, типового сценария, рабочего сценария, события).
Атрибуты описания внешней среды автоматизированной системы отображают состояние программно-аппаратных элементов, которые в совокупности составляют интерфейс между АС и предметной областью ее функционирования (датчики, клавиатура, манипуляторы, порты, элементы сети и др.). Описание внутренней среды включает в себя атрибуты, участвующие в решении сформулированного выше множества внутрисистемных задач (статистика, протоколирование, интерпретация последовательности событий сценария и др.). По атрибутам описания внутренней среды производится оценка состояния автоматизированной системы с целью оценки ее готовности к выполнению задач.
Например, после совершения события осуществляется анализ его исхода, формируется соответствующее значение флага - идентификатора причинно-следственной связи сценария. Идентификаторы события и его исхода определяют причинно-следственную связь сценария, по которой осуществляется передача управления в системе.
Рис. 3. Модернизированная модель влияния информационных
потоков на лицо принятия решений
/--------\ /---------\ /------\
- Действующие-| |-| |-| |
лица | | | | | |
| | | | | | Информация о
- Структуры --| | | | | |--- внешней среде -----
| | | | | | организации
- Процедуры --| | | | | |
| | | | | |
-- Системы ---| Лицо | |Интеллек-| |Помехи| Информация о
|принятия|-|туальный |-| |-- внутренней среде ---
-- Культура --|решения | | фильтр | | | организации
| | | | | |
--- Семья ----| | | | | |
| | | | | |--- Информация о ------
-- Знакомые --| | | | | | ограничениях
| | | | | |
-- Традиции --| |-| |-| |
\--------/ \---------/ \------/
Положение третье. Рекомендуется в состав множества целей ситуационного анализа включать элемент логистического анализа процесса функционирования АС. Для этого каждой концептуальной единице (типовой задаче, типовому или рабочему сценарию, событию, причинно-следственной связи) в ситуационном портрете выделяется множество атрибутов отображения логистической цепочки формирования исходных данных в АС. По этой логистической цепочке осуществляется выделение неверно формируемых параметров и построение из элементов множества событий корректирующих сценариев. Логистический анализ процесса функционирования автоматизированной системы преследует целый ряд целей.
Во-первых, он ориентирует рабочий сценарий АС на постоянное изменение, учет ситуации во внешней и внутренней среде.
Во-вторых, логистический анализ является эффективным средством отладки и сопровождения АС. Проблемы, возникающие в процессе функционирования автоматизированной системы, диагностируются в форме каузальных указателей. Эти указатели определяют, в каких событиях надо искать причины проблем [4].
Библиографический список
1. Минский М. Фреймы для представления знаний. М: "Энергия", 1979. 151 с.
2. Мисевич П.В. Использование логистического подхода к вопросам построения процедур выделения и преодоления аварийных ситуаций в автоматизированных системах // Системы управления и информационные технологии. 2006. N 4. 2 (26). С. 256-261.
3. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурии и др. Основы менеджмента. М.: "Вильямс", 2006. 850 с.
4. Мисевич П.В. Применение сценарно-ситуационного подхода к вопросам управления организацией // Научные труды IX Международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения информатики и экономики". "Экономика и управление". М., 2006. Часть II. С. 25-28.
П.В. Мисевич
Д.А. Белов
"Управление персоналом", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.