Рекрутмент как элемент логистики персонала
Логистика - один из популярных сегодня инструментов бизнеса. Однако, в сфере управления персоналом этот инструмент используется мало. Если использовать достаточно консервативное, но и достаточно очевидное, определение "логистика - это управление материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия".
Логистика - один из популярных сегодня инструментов бизнеса. Однако, в сфере управления персоналом этот инструмент используется мало. Если использовать достаточно консервативное, но и достаточно очевидное, определение "логистика - это управление материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия".
Существуют и гораздо более расширительные трактовки этого термина. К логистике часто относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками в экономических системах. В частности, к логистике часто относят управление людскими, потоками в экономических системах. То есть сквозное управление потоками, как практическое приложение некоторых математических методов (в основном, методов исследования операций). В современной литературе можно встретить и термины "банковская логистика", "информационная логистика". Используется и такое понятие как "Логистика персонала". Ряд авторов вообще исключает такое понятие.
Настоящая статья - это попытка определить содержание понятия "Логистика персонала" на примере ее важного элемента - рекрутинга. Особенно направление "Логистика персонала" актуализировалось тогда, когда знания стали превращаться в средства производства, а их перемещение стало тесно связано с перемещением людей.
С переходом к постиндустриальному обществу появляются причины, по которым значение логистики возрастает. Мировой рынок из рынка продавцов трансформируется в рынок покупателей, что объективно делает задачи логистики более востребованными.
Главная же причина, состоит в том, что, с переходом к постиндустриальному обществу, процесс собственно производственного цикла составляет всего 2% от всего хозяйственного цикла. Это означает, что 98% затрат так или иначе связано с материально-техническим снабжением и сбытом. По данным таких фирм как Бош, Сименс, Мицубиси, Дженерал Моторс, 1% сокращения расходов на логистические операции дает эффект эквивалентный увеличению объема сбыта на 10%.
Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем денежные средства, вложенные в производство. Конкурентоспособность определяется теперь не столько капиталовложениями, сколько умением правильно организовать логистический процесс. Причем, имеется тенденция роста именно непроизводственных затрат - объекта логистики. Она позволяет не только снизить себестоимость товара, но и повысит его качество (сроки, брак, индивидуальные поставки, сервис).
В настоящее время логистика, как инструмент управления товарными потоками претерпевает конструктивные изменения. Прежде всего, изменяется объект логистики. Товарные потоки, ранее рассматривавшиеся как исключительно материальные потоки, ныне все более становятся потоками материалов и услуг. Эти изменений лежат не в самой логистике, а в глобальных изменениях современного общества.
На смену индустриальной экономике приходит, а во многих странах пришла, постиндустриальная экономика. В аграрном обществе экономическая деятельность была связана с производством продуктов питания, ограничивающим фактором являлась земля, все частное право держится именно на праве на землю. В индустриальном обществе главным было производство товаров, точнее, продуктов, а ограничивающим фактором являлся капитал, вся экономическая теория строится вокруг него. В постиндустриальном обществе основной экономической деятельностью является производство и применение информации для эффективного функционирования других форм производства, а ограничивающим фактором становится знание. И здесь важно отметить, что носителем знаний является персонал.
Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе таковых выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости.
Современная корпорация уже не должна занимать много места, она может быть виртуальной и находиться везде. Доля стоимости оборудования, зданий, капиталов уже не является большей частью в капитализации компании. Основная часть капитализации современной компании - ноу-хау, бренды, люди как носители информации, то есть знания. И это касается не только IT компаний, но и таких компаний как, например, Кока-Клола. Серьезно меняются ключевые понятия логистики: склад, транспорт и т.д. Сообщения посылаются и приходят к адресату практически одновременно.
По мере ого, как процесс покупки и продажи все более автоматизируется, возникнет киберпространство, а логистика становится одним из инструментов работы в этом пространстве.
Компании уже поддерживают связь со своими клиентами и друг с другом при помощи виртуальной сети. Информация расходится мгновенно и бесплатно, в Англии уже появились абсолютно бесплатные для клиента (включая доставку) газеты. Резко, на порядки, возросло число потенциальных продавцов и возросло число потенциальных покупателей. Время и расстояние, являвшиеся барьером для торговли и пожиравшие огромные средства в прошлом, теперь не имеют такое принципиальное значение.
Те, кто будет жить, и торговать по старым правилам, постепенно исчезнут со сцены. Этот процесс идет уже сегодня. Рушатся, казалось бы, незыблемые, гиганты индустрии, а небольшие компании с маленьким капиталом теперь способны выйти на международный рынок Цифровая революция открыла двери новым видам бизнеса.
Это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающего какими-то новыми свойствами, чем ранее, и притом за ту же цену, при тех же издержках производства.
В индустриальную эру экономическая эффективность производства, равно как и умение изготовить какое-то изделие, ценилась высоко. Эти факторы сегодня также не утратили своего значения. Но появились и новые, играющие все более и более важную роль. Скажите на милость, зачем выпускать продукцию, добиваясь при этом 100%-ной эффективности, если потребители просто не желают ее приобретать? Ваша фирма будет действовать куда более эффективно, если вообще прекратит выпуск такой продукции. Если сегодня вы вздумаете, как в старые добрые времена, предложить на рынке потребителю давным-давно известный товар, даже по баснословно низкой цене, все равно вас рано или поздно вышибут с рынка более пронырливые конкуренты. Причем вышибут без особых для себя хлопот, просто немного улучшив некоторые параметры в изделии, аналогичном тому, что предложили вы.
Сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, традиционные товары, нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых потребительских свойств своей продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого, собственно, и нужен маркетинг.
Информационный сектор экономики можно представить в виде трех отраслей информационной индустрии, которые создают содержание, его распространяют и обрабатывают. К индустрии содержания относятся организации, которые создают интеллектуальную собственность. Информацию создают писатели, композиторы, художники, фотографы, ученые, инженеры. В этом им помогают издатели, продюсеры, вещатели и организации, которые придают первоначальному содержанию "товарный вид". Сюда же входят организации, которые сами не создают новой информации, но компилируют ее, производя справочники, базы данных, статистические сборники и т.п. На долю этих поставщиков информации приходится значительная часть доходов, получаемых в индустрии содержания.
Индустрия распространения информации связана с созданием и управлением сетями распространения информации: телекоммуникационными компаниями, сетями кабельного телевидения, системами спутникового вещания, радио и телевизионных станций.
Индустрия обработки содержания охватывает производителей компьютеров, телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники. В информационном секторе лидирует индустрия содержания. Именно в ней производится большая часть добавленной стоимости, что привело в середине 90-ых гг. к интенсивному процессу слияния и поглощения компаний информационного сектора экономики.
Однако логистика в сфере услуг особенно сложна. Многие особенности продукта в форме услуги, например, невозможность складирования, делают задачи логистики намного сложнее аналогичных задач логистики продукта. Но, тем не мене логистика проникает и в сферу услуг. Иначе и невозможно, так как рынок товара в форме услуги превысил рынок товаров в форме продукта.
Сфера услуг - быстро развивающийся сектор современной экономики. Во всем мире наблюдается тенденция изменения соотношения между производством продуктов и услуг. Идет сдвиг от продукта к услуге. Так, в США доля услуг (финансовых, информационных, туристических, развлекательных и т.д.) в структуре ВВП составляет около 2/3. По различным оценкам, в развитых странах частный и государственный секторы сферы услуг обеспечивают от 60 до 70% национального продукта. В России в структуре валового внутреннего продукта, сфера услуг составляет сегодня 50%, причем ее доля непрерывно растет. Сфера услуг сегодня - это наиболее динамично растущий сектор международной торговли, составляющий 20% объема мирового экспорта.
Увеличение спроса на услуги объясняется четырьмя причинами: растущей потребностью в услугах вообще, дезинтеграцией услуг, прежде осуществляемых внутренними силами, и переносом части работы на внешних продавцов специализированных услуг, приватизацией государственного обслуживания и прогрессом в компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
К числу наиболее крупных отраслей этой сферы относятся: образование, здравоохранение, транспорт, страхование, банковское дело, консалтинг и др. Часть компаний ориентированна на обслуживание индивидуальных потребителей (потребительские услуги для отдельных граждан и семей), другие - на удовлетворение потребностей фирм и иных организаций (промышленный и деловые услуги). Оба вида услуг эффективно развивается.
Рост спроса на промышленные и деловые услуги идет значительно быстрее, чем рост на потребительские услуги. Кроме того, сейчас многие компании стремятся сосредоточить усилия на своей главной деятельности и покупать те услуги, которые не относятся к сфере их основных деловых компетенций. Данная тенденция привела к появлению специальных компаний, представляющих деловые услуги по закупке, транспортировке, складированию, сбыту, рекламе. Промышленные предприятия и организации все больше нуждаются в консультационных, управленческих, маркетинговых и других услугах.
В настоящее время, в развитых странах численность занятых в сфере услуг превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства. В США доля занятых в сфере услуг превысила 50-ти процентный рубеж в 1955 г., в Великобритании - в 1960 г., во Франции - в 1970 г., в Японии - в 1975 г., в ФРГ и Италии - в 1980 г., а в России - в 1995 г.[1]
Друкер отмечает, что в XX веке устойчивый рост наблюдался в четырех секторах: правительственные расходы, здравоохранение, образование, досуг. В последней сфере наблюдалось такое стремительное увеличение производительности и объемов выпускаемой продукции, что оно вполне сопоставимо с тремя прочими вместе взятыми.
В 1900 году огромное большинство трудящихся в развитых странах работали больше 60 часов в неделю 51 неделю в год (с одним восьмидневным отпуском в год) при шестидневной рабочей неделе. К концу века большинство трудящихся работает меньше 40 часов в неделю (в Германии - 34-35 часов), не больше 47 недель в год (в США) при пятидневной рабочей неделе (с отпуском в 12 дней), Количество рабочего времени сократилось с 3000 часов в год до менее чем 1500 часов (в Германии) или до 1850 часов в год в самой "трудолюбивой" из развитых стран - США. Увеличение досуга ведет к росту новых рынков, в основном, услуг, таких как туризм, спорт, шоу-бизнес, информационные услуги.
Высокий уровень жизни, что ведет ко многим переменам в образе жизни рядовых граждан: урбанизации, более высокому спросу на путешествия, отдых, развлечения, спросу на медицинские услуги более высокого качества и высокому спросу на местные услуги. Бизнес также требует большего разнообразия услуг. Так как конкуренция становится более интенсивной, спрос на рекламу, консультирование, юридические и инвестиционные услуги увеличивается, создавая новые благоприятные условия для компаний в тех странах.
Прогресс в компьютерной технике и телекоммуникационных сетях оказывает значительное воздействие на торговлю услугами, в частности, образовательными услугами. Современные разработки упростили торговлю, увеличив скорость обмена информацией и создав благоприятные возможности для новых услуг. Наиболее очевидно это воздействие на те услуги, в основе которых лежит обмен информацией - распространение новостей и финансовых данных и распределение баз данных и программного обеспечения, и, конечно образование.
Эти разработки приводят не только к увеличению торговли, но и к увеличению прямых иностранных инвестиций в услуги. Из-за изменений в доходах и образе жизни и посредством дезинтеграции, - так как спрос на различные услуги в каждой стране увеличивается, - эти рынки становятся более привлекательными для международных сервисных компаний. До приватизации многие рынки услуг, такие как телекоммуникации, образование и здравоохранение, не были открыты для конкуренции, - они были главным образом правительственными монополиями. Теперь, когда эти монополии исчезают, их рынки становятся не только конкурентоспособными, но и открываются для международных фирм.
Любая компания, выходящая на международную арену бизнеса в роли экспортера, импортера или прямого иностранного инвестора, должна иметь информацию о среде, в которой она собирается действовать, - например, о политических условиях (роль правительства; экономическая, социальная и культурная окружающая среда) и технологических условиях. В большинстве случаев международные компании не могут изменить эти условия, поэтому должны принимать их и учиться уменьшать свои риски с учетом местной специфики. Часто успех на глобальных рынках зависит от этих условий и от того, насколько хорошо иностранные компании адаптируются к ним. Сервисная компания с глобальными устремлениями должна думать, действовать и вести себя глобально. Глобальная компания должна помнить, что контакт предполагается не с единственной культурой, единственной религией или единственным набором правил и инструкций, поэтому она должна отказаться от своего национального подхода к услуге. Роберт Эйлинг, главный руководитель British Airways, который пытается трансформировать свою компанию в глобальную авиалинию, говорит: "Мы не хотим, чтобы слишком настойчивое продвижение британской авиалинии вызвало у людей отвращение".
Как отмечают К. Хаксевер, Б. Рендер, Р.С, Рассел и Р.Г. Мердик в секторе услуг начиная с 1990-х гг. наблюдается рост количества альянсов между разными компаниями, включая конкурентов. Большинство этих альянсов не подразумевают простой обмен капиталом, а направляют усилия на совместное использование ресурсов альянса. Для пассажиров эти альянсы могут означать легкие связи (включая перемещения багажа между рейсами) с конечными пунктами назначения во всем мире.
Общее увеличение спроса на услуги и увеличение международной торговли товарами являются главными причинами для увеличения международной торговли услугами. Сервисные компании идут по пути глобализации, чтобы воспользоваться преимуществом гомогенности потребностей покупателей, глобальных покупателей, глобальных каналов, экономией, обусловленной ростом масштаба производства, благоприятной логистикой, благоприятной политикой и регулирующими инструкциями правительства принимающей страны, прогрессом в технологии и преимуществами конкуренции, которые могут быть перенесены на рынки в других странах"[2]
Наблюдается изменение структуры стоимости компаний. Если раньше основной стоимостью кампании были здания, оборудование, капитал, то сегодня - это неосязаемые активы. Например, у "Кока-Колы" стоимость капитала, который можно пощупать, ничтожна - 4%[3]. Главная же часть стоимости компании это ее человеческие ресурсы, как собственно человеческие ресурсы - люди, так и люди как носители наиболее ценных ресурсов компании: их знания, корпоративная культура, бренд и имидж, ноу-хау, клиентская база и т.д.
Особенно ярко эти процессы проявились в сфере информационных услуг (оказание услуг с помощью информационных технологий). К сфере информационных услуг относятся наиболее быстро развивающиеся сектора экономики. Это, прежде всего, финансовые услуги, включая электронные платежи, осуществляемые с помощью информационных технологий и электронная торговля. Не менее важно и собственно информационные услуги - продажа информации через Интернет, а так же дистанционное образование. Быстро развиваются услуги, осуществляемые с помощью современных информационных технологий в области шоу-бизнеса, а также такие новые, но перспективные технологии как телемедицина. Все это позволяет говорить о переходе к информационному обществу.
[1] Экономика сферы платных услуг, Учебное пособие под ред. академика Международной академии науки высшей школы, доктора экономических наук, профессора Е.Н. Жильцова.
[3] http://www.econ.msu.ru/group/invents/konfers/apr2004thesis.htm
[4] Даже у такой, казалось бы, сугубо производственной компании, как "Бритиш Петролиум" соотношение материальных и не материальных активов 29:71.
А. Тюльпанов,
аспирант кафедры управления персоналом
Московской промышленно-финансовой академии
"Управление персоналом", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.