"Окно" в Россию
Сложившаяся демографическая обстановка в России, усиливающая дефицит рабочей силы на кадровом рынке, заставляет работодателей все чаще привлекать на работу зарубежных граждан. Российские компании предлагают иностранцам вакансии, как не находящие спроса среди российских граждан, так и предполагающие наличие большого профессионального опыта и знаний в областях бизнеса, еще недостаточно развитых в России.
Иностранные специалисты обходятся компаниям зачастую дороже аналогичных российских. Помимо более высокой зарплаты и оплаты жилья, прием на работу иностранцев из стран с визовым режимом предполагает выполнение работодателем сложных административных процедур: оформление рабочих виз, миграционного учета и разрешений на работу. Это зачастую приводит к тому, что привлечь необходимых отечественным компаниям иностранных специалистов, в том числе и высококвалифицированных носителей уникального зарубежного опыта, представляется невозможным. Недавние изменения в процедуре получения разрешений на работу для иностранных граждан направлены на улучшение сложившейся ситуации.
Небольшие перемены
Действующие в России законы предусматривают разрешительный порядок приема на работу иностранных граждан. Это означает, что российские работодатели имеют право использовать зарубежных сотрудников только при условии получения соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также получения индивидуального разрешения на работу для каждого из них.
С 25 июля 2008 года вступил в силу административный регламент, призванный упорядочить и облегчить процедуру получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу для самих иностранцев (приказ Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.08 г. N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства"). Данный административный регламент был разработан совместными усилиями Федеральной миграционной службы, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством транспорта РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству.
Перечисленные органы кодифицировали нормативные акты в области регулирования получения разрешений на работу и создали собственный регламент, подробно расписывающий данную процедуру и закрепляющий порядок взаимодействия всех задействованных в ней сторон.
Регламент был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 9 апреля 2008 г. N 11480, вследствие чего он является обязательным к применению нормативным правовым актом.
Основная идея данного документа - введение принципа "единого окна", позволяющего работодателю получить все необходимые разрешительные документы в пределах одной инстанции.
Таким "единым окном" в соответствии с регламентом является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы. Принцип "одного окна" означает, что работодателю не придется отдельно получать заключение органов государственной службы занятости населения - за него это должны будут сделать сотрудники миграционной службы.
С точки зрения необходимых документов процедура получения разрешений на работу для иностранных сотрудников не претерпела существенных изменений. Сроки для направления разрешения работодателю сокращены с 10 до 3 дней. Регламент подчеркивает, что сотрудники государственных органов, участвующие в выдаче разрешений, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков выдачи разрешений.
Законодательные ограничения
Работник миграционной службы, принимающий документы, проверяет наличие всех документов, их комплектность, отсутствие признаков подделки, недостоверных и искаженных сведений, соответствие требованиям. В случае отказа в выдаче разрешений на работу сотрудник ФМС должен в письменной форме разъяснить работодателю причины и основания отказа, порядок получения разрешений в данной ситуации.
В отличие от постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям относятся, в частности:
наличие у ФМС сведений о выявлении фактов несоблюдения работодателем гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан;
наличие возможности использовать местных работников, в том числе путем переподготовки безработных граждан и привлечения рабочей силы из других субъектов РФ;
наличие у работодателя неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем по месту их работы и др.
Безусловно, установление исчерпывающего перечня ситуаций, в которых миграционные органы вправе отказать компании в разрешении на привлечение иностранных работников, является позитивным фактором, поскольку дает работодателю некоторую определенность в понимании того, насколько они могут рассчитывать на получение разрешений. Кроме того, установление в регламенте порядка обжалования действий (бездействия) соответствующих органов также должно позитивно сказаться на эффективности процесса получения разрешений.
Количественный барьер
Существенным фактором, который ограничивает возможность привлечения иностранных граждан из стран с визовым режимом, является квотирование.
Ежегодно правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранной рабочей силы на следующий календарный год, исходя из предложений работодателей и заказчиков услуг с учетом специальности и гражданства иностранного сотрудника, причем, начиная с квот на 2008 год, эта потребность определяется на основании заявок работодателей. Так, на 2008 год общая квота на иностранных сотрудников из стран с визовым режимом для всех субъектов Российской Федерации составила 672 304 человека (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 983). Несмотря на то, что эта цифра более чем в 2 раза выше квоты, установленной на 2007 год, данное количество все равно оказалось явно недостаточным. Например, квота, установленная для Москвы, закончилась уже в первом полугодии 2008 года, что привело к приостановлению приема документов от работодателей, и рассмотрению вопроса о пересмотре квоты. Данное обстоятельство может повлиять на сроки оформления разрешения. Сложности в получении квот возникли не только для рядовых сотрудников, но и для топ-менеджеров компаний.
Министерство здравоохранения и социального развития предприняло меры для частичного устранения возникших трудностей путем установления целого ряда специальностей, на которые в 2008 году квотирование не распространяется, - всего 22 позиции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2008 г. N 355н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не распространяются, на 2008 год"). Помимо первых лиц компаний (генеральных директоров акционерных обществ, объединений, предприятий, заводов, представительств и др.), в список также вошли биофизики, биохимики, инженеры-микробиологи, инженеры по автоматизированным системам управления производством, инженеры по защите информации, инженеры по автоматизации и механизации производственных процессов, начальники отделов компьютерного обеспечения.
Для того чтобы пройти вне квоты, должность работника, предусмотренная штатным расписанием компании, должна быть указана в списке должностей, установленном в приказе. В противном случае действие приказа на иностранного сотрудника не будет распространяться, что повлечет за собой необходимость либо получать квоту в общем порядке, либо менять штатное расписание в соответствии с приказом Минздравсоцразвития и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Учитывая, что должности многих иностранных сотрудников, на которых распространяется новый безквотовый режим, пока не соответствуют установленным критериям для его использования, сам факт принятия таких мер свидетельствует о заинтересованности государственных органов в облегчении процедур получения разрешений на работу иностранных граждан и при соответствующей реакции бизнеса должен значительно упростить процедуру для тех, кто является высококвалифицированным специалистом и мог бы успешно использовать накопленный опыт на благо российской экономики.
Р. Жеребцов,
старший консультант налогового отдела КПМГ
Избранные кадры
Исключение в виде освобождения от получения разрешений на работу сделано лишь для нескольких, достаточно немногочисленных категорий работников*(1).
Так, от оформления разрешений на работу освобождены:
иностранцы, имеющие российский вид на жительство;
бывшие соотечественники и члены их семей, переселяющиеся в Россию в рамках государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России;
работники иностранных компаний, осуществляющие в России монтажные и шефмонтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
аккредитованные в РФ журналисты и некоторые другие.
На остальных иностранных граждан будущему работодателю необходимо будет получать разрешения.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 19, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.