При осуществлении ремонта автомобилей специализированным организациями выписывается заказ-наряд, оформленный в установленном порядке, содержащий перечень запасных частей, использованных при ремонте. В дополнение к заказу-наряду оформляется товарная накладная (форма ТОРГ-12) и акт выполненных работ. Оплата услуг по ремонту автомобилей осуществляется путем перечисления денежных средств с расчетного счета.
Просим Вас разъяснить: являются ли документы, выписанные подрядной организацией при ремонте автомобилей, основанием для оприходования отраженных в них материалов на счете 10?
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 29.11.1996 г. N 129-ФЗ (далее ФЗ N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать предусмотренные указанным Законом обязательные реквизиты.
Таким образом, необходимо определить какие именно из указанных в запросе документов могут служить первичными документами для оприходования материалов на счете 10.
Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при выполнении работ и оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. N 290.
Пунктом 15 Правил определено, что договор на выполнение работ и оказание услуг по такому ремонту заключается в письменной форме (заказ - наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать сведения, предусмотренные данным пунктом.
В частности, заказ-наряд должен содержать информацию о перечне запасных частей, предоставленных исполнителем (ремонтной организацией).
Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором (пункт 16 Правил).
Следовательно, документ с наименованием "Заказ-наряд" является договором, оформленным в установленном порядке, который содержит перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество (подпункт ж пункта 15 Правил).
Таким образом, вышеуказанные Правила расценивают заказ-наряд как аналог договора на выполнение работ, а не как первичный документ в целях бухгалтерского учета.
Кроме того, хотелось бы обратить Ваше внимание, что товарная накладная (форма ТОРГ-12), предусматривает в качестве одного из оснований для своего оформления именно заказ-наряд.
Из устных разъяснений составителя запроса следует, что Обществу предоставили акт выполненных работ, в которых содержится только перечень оказанных услуг и стоимость их, и товарную накладную (форма ТОРГ-12), в которой также указан только перечень запчастей и их стоимость, т.е. общая сумма этих документов соответствует сумме, указанной в заказе-наряде.
При этом, акт выполненных работ и товарная накладная (ТОРГ-12) являются первичными учетными документами, которыми в соответствии со статьей 9 ФЗ N 129-ФЗ оформляются хозяйственные операции, проводимые организацией.
Согласно Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132, товарная накладная (форма N ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Обращаем Ваше внимание, что п. 47 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н, предусмотрено, что поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы, передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.
Таким образом, товарная накладная (форма ТОРГ-12) может служить достаточным основанием для оприходования материалов на счете 10.
При этом, так как Исполнитель предоставляет Заказчику Акт выполненных работ, в котором указан перечень выполненных работ, в т.ч. и установка запасных частей, указанных в товарной накладной (форма ТОРГ-12), мы считаем, что оприходованные материалы списываются со счета 10 по дате составления данного акта.
Вывод
1. На наш взгляд, наличие только заказа-наряда не может служить достаточным основанием для оприходования материалов, т.к. по своему характеру его можно оценить как договор на выполнение работ.
2. Согласно Альбома унифицированных форм учетной документации по учету торговых операций основанием для оприходования указанных в ней материалов на счете 10 является товарная накладная (форма ТОРГ-12).
15 сентября 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.