"Антикризисная терапия" (интервью с В.М. Зариповым,
руководителем аналитической службы юридической компании
"Пепеляев, Гольцблат и партнеры")
Выступая 20 ноября на X съезде "Единой России", Владимир Путин признался, что глобальный финансовый кризис затронул Россию в гораздо большей степени, чем того ожидало правительство, и сделал несколько громких заявлений. В частности, премьер-министр предложил срочно принять поправки в Налоговый кодекс РФ, которые защитят предпринимателей и граждан от разорения. Прокомментировать новеллы и дать оценку налоговой политике государства в период мирового экономического спада мы попросили руководителя аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадима Маратовича Зарипова.
На днях премьер-министр Владимир Путин предложил депутатам Госдумы в кратчайшие сроки принять "антикризисные" поправки в Налоговый кодекс. Какие меры по снижению налогового бремени, по Вашему мнению, актуальны сейчас для России?
- Понимая и признавая, что не все выделенные из бюджета триллионы доходят до конкретных предприятий, российские власти приняли ряд срочных и обоснованных мер по снижению налогового бремени в дополнение к серии летних законов о налогах. В рамках антикризисного налогового закона с 2009 года будут предоставлены вычеты по НДС по уплаченным авансам. Между тем с учетом практических сложностей (необходимость выставления счетов-фактур, восстановление налога, квалификация полученного платежа как аванса или расчета и т.п.), а также того факта, что НДС в целом привязан к движению товаров, а не денежных средств, было бы проще отменить НДС с получаемых авансов.
Со следующего года на 4% снизится ставка налога на прибыль - это хороший новогодний подарок прибыльным, зарабатывающим компаниям. Регионам предоставлено право снижать единый налог при "упрощенке" с 15 до 5%, хотя не все регионы решатся на такой шаг. В два раза - задним числом, - с 2008 года - повышается вычет по НДФЛ при приобретении жилья. Благодаря этим и другим налоговым инициативам более 500 млрд рублей останутся в деловом обороте и семейном бюджете. Решено ускорить возврат НДС крупным налогоплательщикам, которых можно проверить уже после возмещения. Будет введена 30%-ная амортизационная премия для определенных групп основных средств.
Что касается необходимости адаптации налоговой системы к реалиям сегодняшней России, то надо помнить, что налоговая система включает в себя не только систему налогов, но и многое другое. Именно поэтому бизнес ожидают в ближайшее время "технические", но немаловажные изменения -отмена перечисления НДС продавцу платежным поручением при взаимозачетах, векселях и бартере, а также совершенствование процедуры выставления счетов-фактур.
Один из серьезнейших факторов, негативно влияющих на уровень стабильности любой компании, - приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках. Минфин и депутаты, выполняя правительственное поручение, подготовили ряд соответствующих предложений. Однако этих предложений может оказаться недостаточно, чтобы реально уменьшить угрозу.
В связи со снижением текущей задолженности по НДС, заявленному к возмещению из бюджета, спадом производства, а значит - налоговых поступлений, можно прогнозировать усиление контроля, так как "план никто не отменял". Представляется вероятным, что многие компании в конце года получат акты проверок со значительными доначислениями. Необходимо продолжить работу по совершенствованию налогового администрирования - повышению профессионализма налоговых инспекторов, обоснованности их решений с точки зрения закона, возмещению вреда, причиняемого незаконными действиями налоговых органов. Последствия принятия этих мер будут заметны не сразу, однако это искупается их несомненной эффективностью. Последние международные рейтинги показали, что Россия по-прежнему серьезно проигрывает в этой области. Собственник не защищен - капитал утекает.
Какой метод господдержки в эпоху финансового кризиса более эффективный: адресная финансовая помощь со стороны государства или снижение налогов?
- В последние годы планомерно снижались ставки налогов, отменялись неэффективные налоги. В то же время усиливался и становился более продуктивным налоговый контроль. Некоторые считают более целесообразным аккумулирование финансов в руках государства, другие высказываются против принудительного перераспределения и предлагают оставить как можно больше средств предпринимателям, снизив уровень налогообложения.
Как представляется, эти два основных метода экономического управления должны сочетаться, поскольку каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками, граничащими порой со злоупотреблениями, хотя мне ближе второй вариант - государства становится слишком много в нашей жизни.
Выделение из бюджета кредитов, дотаций, субсидий способствует направленному воздействию, хотя порождает проблему избранных. Снижение налогов позволяет предоставлять гарантированную, без возникновения "тромбов", государственную поддержку большинству экономических субъектов, хотя и менее адресно. Сфокусироваться на определенных категориях налогоплательщиков помогает такой инструмент, как налоговые льготы, и его все чаще использует государство.
Можно сказать, что налоговые льготы, "изгнанные" в 2001-2002 годах, возвращаются в налоговую систему. В непростых экономических условиях дает о себе знать регулирующая функция налогов. На волне проблем бизнес получает то, на что государство никак не могло решиться. Я бы сказал, что кризис делает невозможное возможным и способствует быстрому принятию решений. Вспомните, как принимался закон о рассрочке уплаты НДС на три месяца - с поистине космической скоростью (оно и понятно - "ликвидность"). В четверг 9 октября закон сразу в трех чтениях принимает Госдума, в понедельник его утверждает Совет Федерации и в этот же день (!) подписывает Президент, а 14 октября закон официально опубликован в "Российской газете". Итого 4 рабочих дня - как говорится, "верхи могут", если захотят.
Правительство решило с 2010 года заменить ЕСН на страховые взносы, суммарная ставка которых составит 34%. Предприятия должны выплачивать взносы не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тысяч рублей в год. На Ваш взгляд, необходимо ли сейчас пересмотреть данную инициативу?
- Данное решение возникло не случайно, оно вызвано дефицитом Пенсионного фонда. Необходимо было предотвратить кризис пенсионной системы в ближайшие годы. Другое дело, что государственными органами и ассоциациями бизнеса предлагались другие варианты решения проблемы. Дальнейшее изменение ситуации в экономике, а также необходимость компенсации потерь, особенно для малого бизнеса, даст повод российскому правительству пересмотреть (возможно, уже в апреле) ранее принятое решение.
Можно ли отнести недавно внесенные изменения в сроки уплаты НДС, фактически устанавливающие трехмесячную рассрочку для уплаты налога по операциям на территории России, к мерам протекционистского характера? Какие еще примеры подобной политики в налоговой сфере можно ожидать в ближайшее время?
- Такие меры не имеют ярко выраженного протекционистского характера, хотя увеличивают конкурентоспособность компаний, действующих на российском рынке, сохраняя на некоторое время средства в обороте.
В Госдуму внесен законопроект о предоставлении льготы по НДС только в отношении ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. В самое ближайшее время этот законопроект будет рассмотрен, но судьбу предложения сейчас предсказать сложно.
В рамках концепции формирования международного финансового центра одобрены предложения по либерализации налогообложений дивидендов от стратегического участия в российских и иностранных компаниях (за исключением офшоров), освобождение от налогообложения доходов граждан при продаже ценных бумаг и паев в ПИФах. Думаю, будут приняты и другие меры по защите интересов российских компаний и повышению их привлекательности в условиях мирового финансового кризиса.
Во многих министерствах считают необходимым возобновить обсуждение вопроса о снижении ставки НДС и рассмотреть его в самое ближайшее время. Нам интересна Ваша точка зрения.
- Вопрос о снижении и унификации ставки НДС не закрыт, а отложен на несколько месяцев. Снижение НДС при условии повышения ЕСН имеет определенный смысл, так как экономической основой первого налога является добавленная стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда. Минфин обозначил сумму потерь от снижения НДС в первые два года - 1,5 трлн руб. Это намного меньше, чем выделено за несколько месяцев на поддержку экономики, к тому же далеко не все выделенные средства вернутся. Немало ресурсов компаний и налоговых органов уходит на администрирование налога - это тоже ощутимое налоговое бремя, которое надо брать в расчет. Думаю, вопрос должен решаться на основе оценки текущей ситуации, прогнозов и экономических расчетов.
Одобряете ли Вы предложение Минэкономразвития предоставлять предприятиям возможность уплачивать налоги в рассрочку до 10 лет?
- Необходимость выплачивать большие суммы недоимок, выявляемых налогоплательщиком самостоятельно или в результате проверки, требует единовременного резервирования значительных сумм в бюджете публичных компаний, влияет на их рыночную оценку. Как сказал римский император Тиберий, хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры. Поэтому было решено предоставить министру финансов право давать отсрочки до 10 лет на "мегазадолженности". На отсроченные суммы будут начисляться проценты, крупные компании никуда не исчезнут. Почему бы не дать им возможность спокойно рассчитаться?
Другое дело, что среднему и малому бизнесу тоже должна быть предоставлена возможность заявить об ошибках, не опасаясь резкого ухудшения финансового положения, поэтому важно, чтобы заработали правила об отсрочках, которые существуют в Налоговом кодексе и сегодня.
Региональные депутаты считают, что снижение ставки ЕНВД на 20% (т.е. до 12%) оживит деловую активность предпринимателей. Вы с ними согласны?
- Если размер ЕНВД - это главное препятствие для деловой активности, то снижение налога будет эффективным. Если есть другие, более высокие барьеры, то дополнительные финансовые ресурсы лишь в незначительной мере повлияют на активность. Поэтому для ответа на вопрос нужно выявить основные факторы, влияющие на активность тех отраслей, которые подпадают под ЕНВД.
Может ли сегодня, в столь непростое для банковской системы время, вновь стать актуальным вопрос о моменте исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога в ситуации, когда платеж был совершен через заведомо неплатежеспособный банк? На что следует обратить внимание налогоплательщику?
- Чтобы минимизировать потери во время финансового кризиса, компаниям необходимо максимально сократить расходы, в том числе пристально изучить возможности минимизации налогов - так рекомендуют поступить бизнес-консультанты. Может возникнуть искушение снизить налоговую нагрузку, сделав вид, что налоги уплачены. Но надо понимать, что государственный аппарат - система налоговых инспекций, арбитражных судов, органов внутренних дел - сталкивался с такими ситуациями и выработал методы борьбы с подобными нарушителями. Если деньги на счете возникли благодаря хитроумным операциям, а не были заработаны, то налог не будет считаться уплаченным. Однако если банк не нашел средств, чтобы перечислить "живые" деньги в бюджет, то это зона ответственности банка, а не клиента - так надо понимать Постановление Конституционного Суда десятилетней давности.
Налогоплательщикам не стоит забывать, что ФНС методично повышает эффективность контроля. Введена в опытную эксплуатацию система "налогового досье" на граждан, усовершенствованы критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, включая выявление и превентивное опубликование "налоговых схем" на официальном сайте налоговой службы. Заметно больше стали уделять внимания офшорам. Центральный аппарат налоговой службы дает такую установку на места: налоговый инспектор должен знать своего "клиента" (технология производства, договорные связи, особенности бизнеса, основные экономические показатели) и без надобности не тревожить проверками, но и без добычи с "выезда на место" не возвращаться.
С какими злоупотреблениями со стороны налоговых органов в условиях экономического кризиса Вы столкнулись на практике? Как защититься от незаконных действий налоговых органов и их должностных лиц?
- Налоговые органы создают новые формы воздействия на налогоплательщиков - "убыточные" комиссии, ситуационные центры, опубликование списков злостных неплательщиков на сайтах региональных управлений. Такие действия вызваны реализацией на практике принятой во всем мире концепции управления налоговыми рисками и сами по себе нормальны и даже необходимы. Но данные методы незаконны, если они сопряжены с явной или скрытой угрозой проверок или применения иного административного ресурса, штрафами за неявку, публикацией не сверенной с налогоплательщиками информации. Критерии отбора налогоплательщиков для проверки, предложенные ФНС России, инспектора нередко воспринимают как доказательства нарушений.
Во избежание подобных ситуаций им должна быть дана судебная оценка. В таких случаях налогоплательщики имеют право на возмещение судебных расходов, к которым относятся расходы на адвокатов и на командировки собственных сотрудников, а также на возмещение вреда, в том числе репутационного. Из оперативных мер реагирования я бы предложил иметь в виду письма в инспекции с просьбой лучше разобраться в ситуации, заявление "обидчикам" письменных требований о соблюдении законодательства о налогах и сборах (это право предоставлено ст. 21 Налогового кодекса), жалобы в прокуратуру, вышестоящие налоговые органы.
Существующий механизм установления размера "нефтяных" экспортных пошлин, привязанный к ценам за предыдущий период, создает ситуацию, когда при резком падении цен пошлина может даже превышать стоимость самого товара. Какие правовые механизмы могут быть использованы российскими экспортерами для защиты своих интересов в такой ситуации?
- Сложившееся положение дел не отвечает требованиям ст. 3 Налогового кодекса, согласно которой налоги и сборы должны иметь экономическое основание, учитывать фактическую способность налогоплательщика к их уплате, не препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.
Правительство весьма своевременно решило взимать налог на прибыль с учетом фактически полученных результатов хозяйственной деятельности. Иначе многие компании вынуждены были бы заплатить вполне реальные авансовые платежи по налогу на прибыль за четвертый квартал с виртуальной прибыли, рассчитанной по итогам более благополучного третьего квартала.
Поскольку проблема изменения финансовых показателей компаний государственными органами осознается, есть надежда, что в самое ближайшее время будет решена и проблема с экспортными пошлинами - сейчас этот вопрос прорабатывается.
Компаниям я бы посоветовал воспользоваться правом на обращение в государственные органы и срочно направить в Правительство РФ коллективную просьбу на основании полномочий, предоставленных ему ст. 3 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", установить ставки вывозных таможенных пошлин в размере, не превышающем 50% от предельного размера расчетной ставки.
Тенденции последних лет в сфере валютного регулирования - либерализация и уменьшение государственного контроля. Однако в связи с последними событиями появились прогнозы о возвращении некоторых из ранее отмененных норм закона о валютном регулировании и валютном контроле. В частности, указывается на возможность возвращения нормы об обязательной продаже валютной выручки. Какова Ваша позиция по данному вопросу?
- В случае ухудшения валютного баланса государство вполне может вернуться к правилу об обязательной продаже валютной выручки и к усилению валютного контроля за движением капитала. С другой стороны, один из признаков финансового центра - свободное перемещение капитала и распоряжение полученной валютой. Поэтому такая мера будет принята только в самом крайнем случае.
А. Каширин,
газета "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 47, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru