Закон о защите прав потребителей
Закон РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 (далее - Закон N 2300-1) был принят 07.02.1992, введен в действие 07.04.1992. Он был призван заполнить пробел в специальном законодательстве о защите прав потребителей. За время применения данного закона возникало немало вопросов, поэтому он трансформировался и совершенствовался. Положениями Закона N 2300-1 закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне, например права потребителей на государственную и общественную защиту, на объединение в организации и др.
Хотя названный закон направлен на защиту интересов потребителей, знать его нужно и предпринимателям, поскольку им приходится оценивать правомерность предъявленных требований и выбирать выгодную для себя тактику поведения в спорной ситуации.
Какие отношения закон регулирует, а какие нет
Закон N 2300-1 устанавливает повышенную ответственность продавцов, поэтому они должны знать, применяется ли он в каждом конкретном случае. Для этого важно правильно определить характер возникших между сторонами отношений, чтобы безошибочно применить нужные законы и нормативные правовые акты и установить соотношение между ними.
Из общих положений самого закона следует, что субъектами регулируемых им отношений являются:
Потребитель
Изготовитель
Исполнитель
Импортер
Продавец
Эти отношения возникают при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг - одним словом, при удовлетворении бытовых потребностей граждан. Таким образом, говоря о субъектах рассматриваемых правоотношений, разъясним понятие потребитель. В преамбуле Закона N 2300-1 дано следующее определение.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из определения видно, что важным условием является приобретение или использование товара для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Что касается другой стороны - продавца, то к нему Законом N 2300-1 также устанавливаются определенные требования.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Следовательно, Закон N 2300-1 регулирует такие отношения, в которых продавец - организация или индивидуальный предприниматель.
Исходя из сказанного, можно выделить ряд отношений, которые возникают при приобретении товаров, но данным законом не регулируются:
- договорные отношения между гражданами, вступающими в них с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- отношения, возникающие в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением ему услуг не для личных, семейных, домашних нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности;
- отношения, возникающие в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
Для наглядности рассмотрим пример.
Пример.
Предприниматель приобрел в магазине "Уют" 20 стульев для торгового отдела, впоследствии выяснилось, что товар некачественный.
В данном случае отношения между гражданином-предпринимателем и продавцом будут регулироваться не Законом N 2300-1, а нормами гражданского права, поскольку они возникли в связи с приобретением товаров для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью, а не для личных нужд.
Лучше ориентироваться в данном вопросе поможет Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", где разъяснено, какие отношения регулирует законодательство о защите прав потребителей (а также дан примерный перечень договоров, из которых возникают эти отношения), как соотносятся между собой нормы ГК РФ, Закона N 2300-1 и положения специального законодательства, регулирующего отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей.
Также в преамбуле Закона N 2300-1 установлены права потребителей на:
- приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- просвещение;
- государственную и общественную защиту интересов потребителей.
Помимо самих прав закон устанавливает способ их реализации, то есть в нем описана досудебная (претензионная) процедура, а также определен круг ответственности и сроки выполнения требований потребителей.
Что такое качественный товар?
Критерии качества товара. Чем оно регулируется?
Неоспорим тот факт, что при продаже товара важным условием является его качество. Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям качества, установленным ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 2300-1 товар признается качественным, когда его качество соответствует договору. Несмотря на существование свободы договора в определении качества товаров стороны не могут выходить за пределы утраты предметом договора свойств, определяющих его функциональное (целевое) назначение.
Но как быть, если в договоре отсутствует условие о качестве товара? Для ответа на данный вопрос обратимся к п. 2 этой же статьи, который гласит: при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Качество товара может определяться различными способами: по образцам, по описанию, на основе стандарта, по предварительному осмотру и т.д.
Особое внимание качеству товаров уделено в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), которым установлена система государственного регулирования качества продаваемых товаров. Такая система включает технические регламенты, в которых содержатся обязательные требования к товарам.
Закон N 184-ФЗ вступил в силу с 01.07.2003 и кардинально изменил всю систему технических требований, порядок их разработки и утверждения, порядок осуществления государственного контроля и подтверждения соответствия требованиям обязательных и добровольных норм. Данным законом вместо общеобязательных ГОСТов введена двухуровневая система, состоящая из технических регламентов, содержащих обязательные требования безопасности, и добровольных стандартов, включающих требования к качеству.
В настоящее время российские фирмы все чаще прибегают к добровольной сертификации, чтобы подтвердить качество своей продукции, тем самым повысив свою конкурентоспособность.
Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. Это означает, что если порядок проверки качества товара установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, то в договоре должен быть указан порядок, соответствующий их положениям.
Если порядок проверки качества товара не установлен, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (п. 2 ст. 474 ГК РФ).
О сроке годности и сроке службы
В статье 5 Закона N 2300-1 определены такие понятия, как срок службы, срок годности, гарантийный срок товаров. На практике зачастую тесно связаны обоснованность требований потребителя к продавцу и соблюдение вышеперечисленных сроков. Поэтому важно не только соблюдать, но и не путать их.
Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и т.п.).
Срок службы устанавливается на непродовольственные товары. А вот на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии изготовитель обязан устанавливать срок годности.
Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Так, особенности установления сроков годности описаны в Письме Роспотребнадзора N 0100/2473-06-32*(1). Согласно данному документу вопрос определения срока годности на товары, напрямую связанный с защитой жизни и здоровья граждан и их безопасностью, должен решаться в рамках принятия соответствующего технического регламента. Такой технический регламент в конечном итоге и должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой установление срока годности является обязательным требованием, как это предусмотрено п. 3 ст. 7 Закона N 184-ФЗ. Учитывая, что в настоящее время указанный технический регламент отсутствует, Роспотребнадзор считает, что в вопросе установления сроков годности следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 720*(2), которое утратит свою силу при введении в действие соответствующего технического регламента.
*
Торгующим организациям следует иметь в виду, что, если в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 2300-1 на товар должен быть установлен срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о данном сроке, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
*
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона N 2300-1.
Согласно п. 7 Закона N 2300-1 продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Более того, закон дает право продавцу принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Данное обязательство заключается между потребителем и продавцом.
Если продали некачественный товар
На практике бывают ситуации, когда установленные Законом N 2300-1 права потребителя нарушаются. В этом случае он имеет право обратиться к продавцу, изготовителю либо к организации, выполняющей функции изготовителя (продавца), с требованиями, предусмотренными ст. 18 данного закона. Так, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе (п. 2 ст. 18 Закона N 2300-1). Иногда продавцы указывают на гарантийном талоне место предъявления претензии. Этого делать нельзя, в противном случае такие действия продавца могут квалифицироваться по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ как включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, поскольку в силу п. 2 ст. 18 Закона N 2300-1 требования, указанные в п. 1 данной статьи, предъявляются продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Так, в Постановлении ФАС ДВО от 14.04.2008 N Ф03-А73/08-2/1018 содержатся выводы о том, что факт продажи радиотелефонов с гарантийным талоном, на котором указано место предъявления претензии потребителем, является основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере:
- от 1 000 до 2 000 рублей - для должностных лиц;
- от 10 000 до 20 000 рублей - для юридических лиц.
Продавец должен владеть таким понятием, как недостаток товара, поскольку именно этот момент влечет за собой вышеперечисленные последствия. В преамбуле Закона N 2300-1 дается определение этого понятия.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Есть некоторые особенности, связанные с обнаружением недостатков технически сложного товара. Так, Законом N 2300-1 установлен 15-дневный срок, в течение которого потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Начало течения этого срока исчисляется со дня передачи потребителю такого товара. Если этот срок был пропущен, указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара (согласно Закону N 2300-1 существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
- нарушение установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
У организаций и предпринимателей иногда возникает искушение отказать потребителю в удовлетворении его требований, сославшись на отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара. Это является нарушением ст. 18 Закона N 2300-1.
Товар ненадлежащего качества должен быть принят продавцом, а его качество - проверено. Потребитель имеет право участвовать в данной проверке.
При возникновении спора о причинах недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, заключение которой может быть оспорено потребителем в суде. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Выше мы уже перечислили возможные с точки зрения Закона N 2300-1 требования потребителя при покупке некачественного товара. Теперь более подробно рассмотрим, в каком порядке должно быть удовлетворено то или иное требование.
Замена товара
Допустим, что продавец признал требование потребителя о замене приобретенного товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены обоснованным. Тогда сразу обращаем внимание на наличие специальных сроков, установленных ст. 21 Закона N 2300-1. На замену товара отведено 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - 20 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Когда для замены товара требуется более 7 дней, по требованию потребителя продавец в течение 3 дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на ряд товаров длительного пользования. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 55*(3) (п. 2 ст. 20 Закона N 2300-1).
Также в п. 3 ст. 20 вышеуказанного закона сказано, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Если продавец заменил некачественный товар на товар аналогичной марки, то цена товара не пересчитывается, следовательно, вопросов об отражении данной операции в бухгалтерском учете не возникнет.
Ситуация усложняется при замене товара ненадлежащего качества товаром другой марки или модели, в результате чего может возникнуть разница в их стоимости. Тогда покупатель либо доплачивает эту разницу, либо получает ее от продавца (в случае замены на более дешевый товар).
Соразмерное уменьшение покупной цены
Стороны самостоятельно определяют размер уменьшения покупной цены. При этом в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены. Законом установлен срок, в течение которого должно быть удовлетворено данное требование, - 10 дней (ст. 22 Закона N 2300-1).
Для того чтобы зафиксировать процедуру уменьшения покупной цены во избежание недобросовестных действий со стороны покупателя, а также для того чтобы согласовать данную процедуру с поставщиком, можно составить следующий акт:
Акт N _____
об уменьшении стоимости товара поставщиком
г. _________________ "___" ________ ____ г.
Настоящий акт составлен между _____________________________________,
(указать наименование)
в лице ______________________________________________ (далее - Продавец),
(должность, фамилия, имя, отчество)
____________________________, в лице ____________________________________
(указать наименование) (должность, фамилия, имя, отчество)
(далее - Поставщик), и гражданином _____________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
паспорт: серия _______, N _______, выдан ________________________________
"____" ____________ ____ г., проживает __________________________________
(далее - Покупатель), вместе именуемые Стороны, о нижеследующем:
1. ___________________ производства ____________ (далее - товар) был
приобретен Покупателем у Продавца "____" _____________ ____ г. по цене
__________ (________________________________) рублей.
В процессе эксплуатации обнаружен недостаток проданного товара
________________________________________________________________________.
(указать, какой именно)
2. Сторонами было установлено, что устранить недостаток, указанный в
п. 1 настоящего акта, своими силами в разумный срок не представляется
возможным. По заключению __________________________________________ товар
(гарантийной мастерской и т.д.)
с таким недостатком бесплатному гарантийному ремонту не подлежит.
3. В связи с этим, на основании п. 1 ст. 475 ГК РФ и абз. 3 п. 1 ст.
18 Закона N 2300-1, Покупатель потребовал соразмерного уменьшения цены
товара на _______ (__________________) рублей.
Поставщик согласен уменьшить стоимость товара ____________ на
указанную сумму и вернуть Покупателю часть уплаченной за товар суммы в
размере ______ (________________________) рублей в течение _____ дней с
момента подписания настоящего акта.
4. Каких-либо иных недостатков товара _________, приобретенного
Покупателем у Продавца "__" _______ ___ г., на момент составления
настоящего акта не имеется. Иных претензий по качеству товара у
Покупателя нет.
Настоящий акт составлен в трех экземплярах, по одному для каждой из
Сторон.
Поставщик: _____________________
М.П. (подпись)
Продавец: _____________________
М.П. (подпись)
Покупатель: _____________________
(подпись)
Устранение недостатков товара или возмещение расходов
на их исправление потребителем или третьим лицом
Одним из способов удовлетворения требований потребителя является устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом, причем незамедлительное, если иные сроки не установлены в договоре (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
*
Пленум ВС РФ в Постановлении от 21.11.2000 N 32 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума ВС РФ" разъяснил, что под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения. Поэтому продавцу можно посоветовать устанавливать сроки устранения недостатков товара исходя из их характера, сложности ремонта и других обстоятельств, иначе придется укладываться в срок, предусмотренный Законом N 2300-1.
*
Есть в законе и оговорка по поводу товаров длительного пользования, не включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 55. В отношении таких товаров потребитель вправе потребовать на время ремонта предоставить ему аналогичный товар во временное пользование. Данное требование удовлетворяется за счет продавца в 3-дневный срок.
Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не распространяются на комплектующие изделия и расходные материалы. Тогда возникает вопрос: будет ли иметь место безвозмездное устранение недостатков? Для ответа на него необходимо разграничить понятия комплектности товара и комплекта товаров. В статье 478 ГК РФ, посвященной комплектности товара, нет определения этого понятия. А в статье 479 ГК РФ указано, что комплект товаров - это определенный набор товаров. Отличительное свойство комплекта товаров состоит в том, что каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Договором определяется, из чего будет состоять комплект товаров.
Например, магазин реализует набор мягкой мебели, в состав которого входят диван, журнальный столик, два кресла. Но, поскольку все составные части комплекта могут использоваться по своему назначению, независимо от других товаров, продавец вправе изменять состав комплекта по желанию покупателя.
А вот комплектностью является совокупность составных частей, из которых образуется сам товар. Исходя из смысла п. 3 ст. 471 ГК РФ на часть товара - комплектующее изделие можно установить гарантийный срок. Например, при продаже автомобиля на шины может быть установлен отдельный гарантийный срок, так как они являются комплектующим изделием и изнашиваются быстрее. В том случае, если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на комплектующие изделия будет равен гарантийному сроку на основное изделие.
Отказ от исполнения договора купли-продажи
и возврат уплаченной за товар суммы
Как мы уже отмечали выше, покупатель в случае продажи ему некачественного товара может отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть отказаться от оплаты товара, а если товар уже оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы в течение 10 дней. Покупатель, в свою очередь, должен вернуть некачественный товар продавцу, а последний - вернуть его поставщику (пп. 5 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Законом предусмотрена санкция за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя. За каждый день просрочки продавец должен уплатить потребителю пеню в размере 1% цены товара (п. 1 ст. 23 Закона N 2300-1). Помимо этого, в договоре стороны могут самостоятельно установить штрафные санкции за нарушение прав потребителя.
В целях налогового учета штрафные санкции и пеня включаются в состав внереализационных расходов согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Когда причинен вред и что следует понимать под убытками
Независимо от того, какое требование предъявит потребитель в случае приобретения некачественного товара, он имеет право на возмещение убытков. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона N 2300-1).
В пункте 2 ст. 15 ГК РФ дано определение понятия убытков.
Убытки - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Например, при непредоставлении потребителю возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре либо предоставлении недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, продавец обязан возместить покупателю убытки (ст. 12 Закона N 2300-1). Также в ст. 16 данного закона указано, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. В довершение всего ст. 18 Закона N 2300-1 гарантирует покупателю право на полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Кроме того, в ст. 14 названного закона установлено, что, если вред причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), он подлежит возмещению в полном объеме.
Но не только возмещение имущественного вреда предусмотрено Законом N 2300-1. В силу ст. 15 данного закона продавец обязан возместить потребителю моральный вред, причиненный нарушением его прав. В пункте 2 ст. 15 Закона N 2300-1 прямо указано, что моральный вред подлежит компенсации при наличии вины продавца. А раз речь зашла о вине, нельзя забывать о том, что для ее установления необходимо доказать наличие причинной связи между действиями продавца и возникшими физическими и психическими страданиями покупателя. В данном случае бремя доказывания будет лежать на покупателе (ст. 59 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ). Такой подход демонстрирует Постановление ФАС ВСО от 21.02.2008 N А19-3378/07-Ф02-461/08, в котором суд отказал в удовлетворении требований покупателя в части взыскания вреда с одного из ответчиков, сославшись на непредоставление доказательств со стороны покупателя.
Размер компенсации морального вреда законодательно не установлен, и в каждом случае он определяется судом исходя из характера и объема причиненных потребителю нравственных и физических страданий. Обязанность возмещения морального вреда не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
И еще, п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1 определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в том числе и морального ущерба.
Заключение
Если продавец и покупатель будут хорошо разбираться в хитросплетениях Закона N 2300-1 и предотвращать своими действиями наступление неблагоприятных последствий, указанных в данном законе, то, соответственно, меньше сил, времени и, что немаловажно, средств будет потрачено на их устранение и отстаивание своих прав.
И.И. Моисеева,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 "О разъяснении отдельных положений действующего законодательства".
*(2) Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 "Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".
*(3) Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"