Комментарий к приказу Федеральной службы по финансовым рынкам
от 18 сентября 2008 г. N 08-35/пз-н
"О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков
(дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между
Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами"
Федеральная служба по финансовым рынкам разграничила полномочия по госрегистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг между головным учреждением и своими территориальными органами. Новый приказ, вступивший в силу 28 октября 2008 года, более масштабный, чем ранее действовавший (от 20.04.2005 N 05-15/пз-н). Разберем основные изменения и дополнения.
Что осталось по-прежнему?
Организации, выпускающие эмиссионные ценные бумаги, должны обязательно зарегистрировать выпуск в установленном порядке. Регистрацию осуществляет либо федеральный, либо территориальные органы ФСФР России. Между ними существуют четкие разграничения полномочий: федеральный орган регистрирует выпуски ценных бумаг в четко установленных случаях. Вот о таких случаях и пойдет речь.
Сравним опубликованный приказ с ранее действовавшим (от 20.04.2005 N 05-15/пз-н). Перечислим сначала те случаи регистрации ценных бумаг федеральным органом ФСФР, которые без изменений "перекочевали" из старого приказа в новый:
- если ценные бумаги выпускает эмитент, который внесен в специальный список, утвержденный приказом ФСФР России от 13.07.2005 N 05-24/пз-н (в т.ч. и при реорганизации акционерных обществ);
- если эмитент выпускает такие финансовые инструменты, как опционы;
- если эмитент владеет лицензией на управление имуществом паевых инвестиционных фондов;
- если эмитентом является иностранная или международная организация;
- в иных случаях по решению руководителя ФСФР России.
Какие положения прежнего приказа
подверглись изменению?
Некоторые положения из прежнего приказа, предусматривающие регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг федеральным органом ФСФР России, претерпели изменения. (см. Таблицу)
Полностью исчезло только одно положение ранее действовавшего приказа. Ранее вмешательство федерального органа ФСФР России было необходимо в случае выпуска облигаций государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Теперь же регистрацию таких выпусков переложили на территориальные органы ФСФР России.
Что появилось нового?
Теперь разберем те нормы комментируемого приказа, которые раньше отсутствовали. Итак, теперь федеральный орган ФСФР регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг в следующих случаях:
- если эмитент выпускает российские депозитарные расписки, облигации с ипотечным покрытием и жилищные сертификаты;
- если эмитент владеет лицензией на осуществление определенных видов деятельности (например, ведение реестра владельцев ценных бумаг, биржевая торговля). Такие лицензии выдает федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
- если эмитент является депозитарием и осуществляет расчеты по сделкам на рынке ценных бумаг;
- если эмитент собирается разместить эмиссионные ценные бумаги за пределами РФ.
Вывод: Новый приказ ФСФР России связан с расширением деятельности эмитентов ценных бумаг. За три года, что прошли с момента издания прежнего приказа, объем выпусков и размер уставного капитала эмитентов в среднем существенно увеличился. Поэтому федеральный орган ФСФР России стал регистрировать только наиболее крупные выпуски. Вместе с тем, за прошедшие годы существенно увеличился объем выпуска отдельных финансовых инструментов, например, облигаций с ипотечным покрытием. И ФСФР России решил регистрировать выпуски таких ценных бумаг только через федеральный орган.
Таблица
Как было | Как стало |
Эмитент размещает ценные бумаги путем открытой подписки. Дополнительных условий нет |
Эмитент размещает ценные бумаги путем открытой подписки. Общий объем по номинальной стоимости каждого из таких выпусков составляет не менее 100 млн. рублей |
Эмитент размещает ценные бумаги путем закрытой подписки. Общий объем по номинальной стоимости каждого такого выпуска превышает 200 млн. рублей |
Эмитент размещает ценные бумаги путем закрытой подписки. Общий объем по номинальной стоимости каждого такого выпуска составляет не менее 400 млн. рублей |
Уставный капитал эмитента на момент утверждения решения о выпуске составляет не менее 1 млрд. рублей |
Уставный капитал эмитента на момент утверждения решения о выпуске составляет не менее 2 млрд. рублей |
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.