Какие формы следует применять в качестве регистров налогового учета?
Ведение налогового учета - трудоемкая и ответственная работа; одной из ее составляющих является разработка регистров налогового учета. Глава 25 НК РФ не предоставляет какому-либо органу государственной власти, в том числе и налоговым органам, права устанавливать обязательные для налогоплательщиков формы регистров налогового учета. Учреждение самостоятельно их разрабатывает и утверждает в качестве приложения к учетной политике.
Исходя из положений ст. 313 НК РФ на основе данных налогового учета налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Для постановки налогового учета организация должна использовать систему аналитических регистров налогового учета.
Налоговые регистры - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ).
Регистры следует вести в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.
Налоговый кодекс устанавливает обязательные реквизиты налоговых регистров (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименования хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров необходимо предусмотреть защиту от несанкционированных исправлений. Если в регистре обнаружена ошибка, ее можно исправить, обосновав внесение исправлений, подтвердив подписью ответственного лица и указав дату исправления (ст. 314 НК РФ).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ данные налогового учета должны храниться в течение четырех лет. Специалисты Минфина считают, что первичные документы бухгалтерского и налогового учета могут храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ. Хранение информации на машинных носителях следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе (Письмо Минфина РФ от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314).
Аналитический учет данных налогового учета должен быть организован таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. То есть содержащаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация должна быть достаточной для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности (декларации) в разрезе каждой хозяйственной операции. Такие рекомендации даны в Письме Минфина РФ от 01.08.2007 N 03-03-06/1/531 о порядке ведения регистров налогового учета, основанного на данных бухгалтерского учета.
Если в учреждении налоговый учет построен на основе бухгалтерского, то в качестве регистров налогового учета можно использовать карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы. Если же регистры бухгалтерского учета содержат недостаточно информации для расчета налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты. Для этого нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем требуется по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установив одинаковые способы:
- амортизации основных средств и нематериальных активов;
- списания материально-производственных запасов в производство.
Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.
Можно организовать отдельный налоговый учет. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одна и та же операция будет одновременно фиксироваться в регистрах бухгалтерского и в регистрах налогового учета.
Следует заметить, что МНС разработало документ "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"*(1), который содержит формы регистров налогового учета. Этот документ носит рекомендательный характер. Бюджетное учреждение при разработке своих форм может взять за основу предложенные МНС. Укажем некоторые такие регистры:
- Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета";
- Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату;
- Регистр-расчет расходов на текущий ремонт;
- Регистр-расчет расходов на ремонт;
- Регистр информации об объекте основных средств;
- Регистр информации об объекте нематериальных активов;
- Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности;
- Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;
- Регистр учета расчетов с бюджетом;
- Регистр учета расходов на гарантийный ремонт;
- Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
- Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
- Регистр учета поступлений денежных средств;
- Регистр учета расхода денежных средств;
- Регистр учета расходов по оплате труда;
- Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов;
- Регистр-расчет амортизации основных средств;
- Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде;
- Регистр учета прочих расходов текущего периода;
- Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества";
- Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества;
- Регистр-расчет остатка транспортных расходов;
- Регистр учета внереализационных расходов текущего периода;
- Регистр учета доходов текущего периода;
- Регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств;
- Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств";
- Регистр учета поступлений целевых средств;
- Регистр учета использования целевых поступлений;
- Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.
Приведем некоторые формы регистров налогового учета.
Регистр учета использования
целевых поступлений
N п/п | Наименование показателя | Источник информации |
1 | Дата операции | Первичный документ |
2 | Наименование операции | Документ, в соответствии с которым получены средства |
3 | Первичный документ | |
4 | Сумма | Первичный документ |
5 | Вид поступления, за счет которого произведен расход |
Первичный документ |
6 | Примечание |
Данный регистр предназначен для обобщения информации о производимых в течение налогового периода расходах, принимаемых в качестве целевого использования денежных средств, другого имущества, работ, услуг, полученных в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), направленных по целевому назначению.
Аналитический учет расходования целевых средств ведется в разрезе следующих показателей:
1. Датой операции является дата использования целевых средств, полученных на содержание учреждения и ведение им уставной деятельности:
- по работам и услугам - дата перехода права собственности на работы, услуги;
- по имуществу стоимостью более 20 тыс. руб. и со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, - дата перехода права собственности;
- по остальному имуществу - дата фактического использования этого имущества или дата поступления его в эксплуатацию;
- по оплате труда - дата начисления заработной платы и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера;
- по служебным командировкам - дата утверждения авансового отчета;
- по банковским и иным аналогичным операциям - дата списания денежных средств с расчетного или валютного счета;
- по иным операциям - дата перечисления средств.
2. Показатель "Наименование операции" приводится на основании первичных документов, содержащих информацию о наименовании каждой конкретной операции по расходованию целевых средств.
3. В графе "Первичный документ" указываются документы, на основании которых в регистре отражаются операции. Это могут быть платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордеры, накладные акты о приемке выполненных работ или оказанных услуг, ведомости по начислению заработной платы, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, акты на списание материальных ценностей и т.п.
4. Сумма средств регистра определяется на основании первичных документов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 НК РФ.
5. Строка "Вид поступления, за счет которого произведен расход": например, за счет благотворительной помощи.
По окончании налогового периода на основании данных этого регистра заполняется лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" декларации по налогу на прибыль организаций*(2).
Регистр учета целевых средств,
использованных не по целевому назначению
N п/п | Наименование показателя | Источник информации |
1 | Дата операции | Первичный документ |
2 | Наименование операции | Первичный документ |
3 | Первичный документ | |
4 | Сумма | Первичный документ |
5 | Примечание |
Первичными документами, на основании которых использование целевых средств признается нецелевым, могут являться бухгалтерская справка, поясняющая причины, по которым направление получателем целевых средств признано нецелевым, решение стороны, передавшей целевые средства получателю, решения по акту проверки налогового органа и тому подобное.
Регистр учета операций
выбытия имущества, работ, услуг, прав
N п/п | Наименование показателя | Источник информации |
1 | Дата операции | Первичный документ |
2 | Условия выбытия имущества, работ, услуг, прав |
Первичный документ |
3 | Вид дохода | Первичный документ |
4 | Основания выбытия (реквизиты операции) | Первичный документ |
5 | Наименование выбывающего объекта | Первичный документ |
6 | Сумма | Первичный документ |
7 | Количество | Первичный документ |
Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества налогоплательщика, реализации им работ, услуг, прав и формирования сумм соответствующих доходов от реализации, подлежащих включению в состав налоговой базы в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Рассмотрим рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный регистр:
1. В качестве первичных документов, подтверждающих дату проведения операции, указываются документы, подтверждающие момент передачи права собственности на отчуждаемое имущество, имущественные права, результат выполнения работ, а также момент оказания услуги.
2. Условия выбытия имущества, работ, услуг, прав отражаются в регистре исходя из первичных документов (договор и т.п.), например:
- списание имущества за непригодностью;
- возврат товара поставщику за непригодностью (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости приобретенных товаров);
- с последующей оплатой (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности).
3. Если передача имущества, работ, услуг, прав происходит на условиях последующей оплаты или в счет погашения ранее полученных авансов, то целесообразно организовать учет операций по видам доходов от реализации, а именно:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- выручка от реализации амортизируемого имущества (одновременно формируется запись в Регистре-расчете финансового результата от реализации амортизируемого имущества);
- выручка от реализации прочего имущества (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости реализованного прочего имущества).
4. Показатель "Основания выбытия (реквизиты операции)" приводится на основании первичных документов. В регистр переносится информация о реквизитах договора и (или) первичных документов, в соответствии с которыми осуществлялась данная операция.
5. Графа "Наименование выбывающего объекта" заполняется на основании первичных документов, содержащих информацию о наименовании каждого выбывающего объекта учета.
6. В строке "Сумма" данные отражаются отдельно по каждой операции, связанной с выбытием имущества, работ, услуг, прав, с учетом корректировок, предусмотренных Налоговым кодексом. Величина и основание корректировки должны быть подтверждены. В случае если доходы налогоплательщика выражены в иностранной валюте, следует пересчитать эти доходы в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих доходов.
7. В строке "Количество" отражается количество выбывающего имущества одного наименования. Одновременно данная информация о выбывающем сырье, материалах и товарах заносится в соответствующие регистры информации о товарах или сырье и (или) материалах (в зависимости от порядка оценки стоимости выбывающего имущества).
О. Заболонкова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2008 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12 декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Информационное сообщение МНС РФ от 19.12.2001 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"