Как влияет скидка на доход турагента?
Турагентство своим клиентам предоставляет скидку за счет агентского вознаграждения. Как турагенту показать свой доход: как разницу между суммой вознаграждения и скидкой или как всю сумму вознаграждения? Турагентство применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Начнем с того, что турагент по посредническому договору занимается реализацией турпродукта, сформированного туроператором. Поэтому в рамках данных договорных отношений он не становится "собственником" турпродукта, им является туроператор. Именно он определяет стоимость путевки, либо устанавливая цену в фиксированном размере, либо предлагая посреднику продать турпродукт по максимально возможной цене, а разницу от фиксированной цены учитывать в составе вознаграждения.
На практике нередко стоимость определяется в виде фиксированного платежа для туристов, которые могут ознакомиться с предложением туроператора и приобрести путевки по заявленной им цене у различных работающих с ним турагентов. В этом случае вознаграждение посредника составляет установленный процент с полученной от продажи турпутевок выручки. Посредник-турагент не может изменить продажную стоимость турпродукта без согласования с туроператором. При получении разрешения последнего посредник предоставляет скидку покупателям, уменьшая при этом доходы туроператора и свои.
При исчислении единого налога, уплачиваемого на "упрощенке", доходы спецрежимника-турагента определяются в порядке, установленном нормами гл. 25 НК РФ, которые применяет туроператор, уплачивающий налоги в рамках традиционной системы налогообложения. При расчете налога на прибыль размер выручки определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть по цене фактической реализации (п. 2 ст. 249 НК РФ). Такой же порядок распространяется на единый налог, при расчете которого скидка не учитывается в доходах "упрощенца", уменьшая запланированную выручку до фактической величины поступления денежных средств в кассу или на расчетные счета налогоплательщика. Иными словами, при таком положении вещей турагент показывает свой доход как разницу между суммой вознаграждения и предоставленной скидкой.
Аналогичный вывод можно сделать в другой ситуации, когда турагент реализует турпродукт со своей наценкой, устанавливаемой от фиксированной цены туроператора. Тогда вознаграждение турагента определяется с разницы между ценой собственника турпродукта и ценой продажи посредником, которая определяется по сумме фактической выручки с учетом предоставленной клиенту скидки. В данной схеме некорректно говорить, что в доходах посредника отражается вознаграждение за вычетом скидки. Скорее, в доходах отражается вознаграждение, при расчете которого учтена цена фактической реализации, уменьшенная на сумму скидки.
Рассмотрим еще одну ситуацию, когда турагент предоставляет скидку без согласования с туроператором или делает ее больше, чем установлено в договоре. Это не освобождает турагента от обязанностей по договору, он перечисляет туроператору выручку от продажи турпродукта по установленной туроператором цене и в составе доходов заявляет сумму вознаграждения, причитающегося ему исходя из условий договоров. Сумму же скидки в такой ситуации проблематично экономически обосновать как при ее учете в уменьшение доходов, так и при включении ее в состав расходов. Кроме того, скидка не поименована в списке расходов "упрощенца", поэтому она не может уменьшать сумму единого налога, уплачиваемого на УСНО. Можно сказать, что в таком случае турагент при исчислении налога включает всю сумму вознаграждения по договору и не учитывает сумму предоставленной без согласования с туроператором скидки.
Ю.А. Локтева
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"