Открытие филиала либо подразделения
российской компании на территории ФРГ
Вопросы допуска российских компаний на немецкий рынок, а также тех рисков, которые возникают при регистрации юридического лица, были подробно рассмотрены на страницах нашего журнала*(1). Настоящая статья поможет разобраться в том, какая форма организации бизнеса в Германии предпочтительна, в чем плюсы и минусы отдельных правовых форм
Если российская компания хочет развивать свой бизнес в Европе, в первую очередь рассматривается вариант работы через филиал либо иную структуру на территории Германии, страны крупнейшей экономики в центральной части Европы. Причины для этого разные. Наличие же большого количества русскоговорящих людей, в том числе эмигрантов, позволяет российским предпринимателям успешно вести свой бизнес в Германии. Российский предприниматель или руководитель компании может выбрать разные формы организации бизнеса в нашей стране. Но какую из них предпочесть?
Открытие филиала или создание дочерней компании
В Германии, как и в других странах, коммерческая деятельность своими средствами может быть организована либо путем создания отдельного, т.е. самостоятельного, юридического лица в соответствии с немецким правом, либо путем открытия филиала (подразделения) российской компании или предпринимателя. При этом открытие филиала либо подразделения на первый взгляд кажется менее сложной и дорогой процедурой, чем создание немецкой компании.
Открытие филиала или подразделения
Если речь идет об открытии представительства, то в этом случае рассматриваются два варианта: филиал с внесением данных в Торговый реестр (Handelsregister) либо простое представительство без такой регистрации. Здесь надо обязательно учитывать различия в терминологии: немецкое и российское определения филиала не полностью совпадают. По немецкому праву под Filiale понимается простое представительство, не зарегистрированное в Торговом реестре. В российском же праве филиал трактуется как самостоятельное, подлежащее регистрации подразделение юридического лица. Филиал, как он определяется в российском праве, в немецком праве называется Zweigniederlassung (ст. 13 Торгового уложения Германии; далее - Уложение, Handelsgesetzbuch, HGB).
Самостоятельный (обособленный) филиал
С правовой точки зрения, обособленный филиал является нераздельной частью своего основного юридического лица, а не отдельным самостоятельным юридическим лицом. Такой филиал, будучи учрежденным иностранным юридическим лицом, зависит от норм права, которые применяются в отношении последнего. По правилам Уложения такой филиал должен быть расположен (в смысле местонахождения) отдельно от основного юридического лица.
Обособленный филиал характеризуется следующими типичными признаками:
- он организован таким образом, чтобы осуществление самостоятельной деятельности представлялось возможным, даже если основное юридическое лицо прекратит свою деятельность;
- он занимается тем же видом деятельности, что и основное юридическое лицо по своему главному месту нахождения;
- он в достаточной степени самостоятелен, организует собственные руководящие (управленческие) структуры с определенной степенью свободы действий, ведет отдельную бухгалтерию и баланс, имеет собственные финансовые средства, предоставленные для этих целей основным юридическим лицом.
Филиал не является самостоятельным лицом, поэтому его имя должно совпадать с именем основного юридического лица, но при этом допускаются дополнения типа "филиал в Германии" или "филиал Берлин". Руководитель филиала является представителем его интересов. Филиал отвечает по всем договорам и иным обязательствам и приобретает права юридического лица.
Филиал, не являющийся самостоятельным (подразделение)
Основное юридическое лицо может иметь множество зависящих от него обособленных филиалов (подразделений). Счета в данном случае выставляются от имени основного лица.
Поскольку такие подразделения обособлены от основного лица только в территориальном смысле, они не имеют собственного баланса, формального руководителя и возможности официально использовать наименование основного лица с каким-то дополнительным приложением (чтобы не возникало путаницы между простыми представительствами и обособленными филиалами).
Формальности в Германии
Для официального открытия представительства либо филиала необходима регистрация, которая проходит в несколько этапов:
- регистрация в Gewerbeamt - коммерческом отделе исполнительного органа муниципалитета.
Каждое подразделение и филиал должны быть зарегистрированы в Gewerbeamt, где ведется база данных всех предпринимателей муниципалитета и обеспечивается реализация принципа свободы открытия предприятия и его закрытия в случае грубых нарушений. В это отделение также следует направлять все изменения адреса подразделения и дополнительные сведения;
- занесение в Торговый реестр. В Торговый реестр заносятся сведения лишь о тех фирмах, которые по общим правилам в обязательном порядке должны регистрироваться в публично-доступном реестре, данные которого размещаются в Интернете*(2). Следует отметить, что в таком реестре выдают как справки о фирмах, так и копии всех поданных документов, в том числе учредительных. Регистрация филиала иностранного юридического лица в Торговом реестре повышает его статус в глазах немецкого общества, поскольку сам реестр, а соответственно и судья проверяют правомерность такой регистрации, чего Gewerbeamt не делает.
В Торговом реестре регистрируются лишь самостоятельные филиалы, простые представительства не регистрируются. С регистрацией филиал получает свой юридический адрес и собственный регистрационный номер. Кроме того, определяется дальнейшая подсудность по месту нахождения филиала. Занесение в Торговый реестр происходит через нотариальные конторы путем подачи заверенного руководителем юридического лица (законным представителем либо по его доверенности поверенным) заявления о регистрации филиала. Нотариус сканирует необходимые для этого документы и передает их посредством электронной почты в суд, ведущий Торговый реестр, по месту расположения регистрируемого филиала.
Следует отметить, что по немецкому праву первый самостоятельный филиал иностранного юридического лица считается его главным представительством*(3) на территории Германии (с возможностью последующего изменения данного статуса в случае открытия дополнительных немецких подразделений). Поэтому немецкий судья устанавливает согласно немецкому и иностранному праву, прекращает ли иностранное юридическое лицо открытием подразделения на территории Германии свою деятельность. В отличие от российского законодательства, немецкое право определяет личный закон юридического лица по месту нахождения его управления, а не по месту учреждения. Немецкое право не допускает фактического учреждения иностранного юридического лица на территории Германии путем последующего открытия представительства в Германии для главного управления. К странам Евросоюза, Норвегии, Исландии, Лихтенштейну, США и Швейцарии под давлением Евросоюза это ограничение уже не применяется. В отношении России и стран СНГ оно еще действует. До начала деятельности и регистрации филиала необходимо иметь лицензии, если они требуются для осуществления деятельности.
Документы, необходимые для открытия филиала
Преимуществом филиала являются короткие сроки, требующиеся для его создания. Филиал считается созданным с момента принятия решения головным предприятием или материнской компанией. Однако для открытия филиала необходимо представить большой перечень документов, содержащих следующую информацию.
Сведения об иностранной компании:
- название, адрес местонахождения;
- характер деятельности;
- размер уставного капитала;
- дата заключения учредительного договора;
- руководители и их полномочия;
- предположительный срок действия компании;
- данные о ее регистрации;
- правовая форма.
Регистрация филиала осуществляется руководителями иностранного общества:
- название, адрес местонахождения филиала;
- характер его деятельности;
- имя представителя филиала с указанием его полномочий;
- подпись представителя/представителей.
Представляемые документы:
- доказательство существования иностранного общества;
- все документы, подтверждающие регистрацию компании в другой стране в существующих реестрах, а также разрешения или лицензии, касающиеся деятельности общества;
- нотариально заверенные учредительные документы с апостилем;
- официальный перевод учредительных документов.
Необходимо отметить, что все документы (учредительные, регистрационные и т.д.) должны быть официально переведены на немецкий язык в Германии переводчиком - носителем языка, который имеет лицензию на занятие таким видом деятельности, и заверены специальным штампом.
Создание дочерней компании
Дочерняя компания, в отличие от филиала, самостоятельно несет ответственность, поскольку материнская компания не отвечает за ее обязательства. Кроме того, в случае регистрации дочерней компании снимается ряд вопросов о правовом статусе и дополнительных документах по полномочиям действующих лиц: регистрации руководителя дочерней компании в Торговом реестре будет достаточно.
В Торговом реестре выдают как справки о фирмах, так и копии всех поданных документов, в том числе учредительных. Регистрация филиала иностранного юридического лица в Торговом реестре повышает его статус в глазах немецкого общества, поскольку сам реестр, а соответственно и судья проверяют правомерность такой регистрации, чего Gewerbeamt не делает.
Немецкое право предусматривает несколько правовых форм для ведения бизнеса. Если бизнес ведет физическое лицо, оно может являться купцом (индивидуальным предпринимателем) и зарегистрироваться таким образом. В большинстве случаев регистрация только подтверждает статус купца. То же самое действует в отношении хозяйственных товариществ (полных либо коммандитных): они вступают в силу с момента достижения договоренности между партнерами без нотариального заверения или регистрации, хотя потом регистрируются в обязательном порядке. Есть одно исключение: если товарищество обладает лишь собственным имуществом, то оно считается коммерческим только с момента регистрации. В отличие от России в Германии, несмотря на личную ответственность, форма товарищества довольно популярна, поскольку она наделена налоговыми льготами.
В Германии хозяйственные общества создаются в виде ГмбХ (аналог ООО) и АГ (аналог ОАО)*(4). И у ГмбХ, и у АГ может быть один учредитель. Также есть двойная форма ГмбХ + Ко КГ, т.е. коммандитное товарищество, где одним либо единственным полным товариществом является ГмбХ. Это форма с ограниченной ответственностью и налоговыми преимуществами, но она требует двойной регистрации, ведения раздельных счетов, бухгалтерии и т.д.
При создании дочерней компании необходимы дополнительные финансовые вклады, в том числе в уставный фонд. Уставный фонд ГмбХ в настоящее время не может быть менее 25 000 евро*(5), а АГ - менее 50 000 евро. Кроме того, требуется оформление учредительных документов и нотариальное заверение.
Прямая деятельность или через посредников
Кроме перечисленных выше вариантов, иностранное юридическое лицо может открывать в Германии только офис, которым руководит представитель (коммерческий посредник либо коммерческий представитель). При этом лицо само ведет бизнес в Германии как предприниматель, без образования юридического лица. С точки зрения начальных расходов, данный способ самый дешевый, а в случае неуспеха такой бизнес легко упразднить путем прекращения отношений с посредником. В то же время и посредник в любой момент может прекратить сотрудничество, превратившись в серьезного конкурента со знанием коммерческих тайн.
Рекомендация
Если на вашем предприятии рассматривается вопрос об открытии бизнеса в Германии, тщательно оцените свои риски и шансы. В случае если этот рынок вам хорошо известен через долгосрочное сотрудничество, вы можете открыть филиал либо даже дочернюю компанию. Если вы отдаете предпочтение работе через посредника, то следует создать простое представительство.
Т. Кнолль-Бирман,
адвокат международной юридической фирмы
"Арцингер и партнеры" (Берлин)
"Корпоративный юрист", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Вунш Е., Лашко Н. Допуск иностранных обществ к деятельности на территории Германии // Корпоративный юрист. 2007. N 1. С. 23-25.
*(2) Доступно на сайте: www.unternehmensregister.de
*(3) В отношении филиалов именно иностранных юридических лиц в Германии используется термин "представительство", неизвестный немецкому торговому и гражданскому праву.
*(4) Формы, сходной с ЗАО, в Германии не существует, но есть возможность ограничить круг лиц акционеров выпуском специальных акций.
*(5) В настоящее время планируется уменьшение этого предела на 10 000 евро и введение типа "предпринимательского ГмбХ" с уставным фондом в один евро.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Открытие филиала либо подразделения российской компании на территории ФРГ
Автор
Т. Кнолль-Бирман - адвокат международной юридической фирмы "Арцингер и партнеры" (Берлин)
"Корпоративный юрист", 2008, N 7