Зачем нужен комплайенс?
Создавайте лишь немного законов,
но следите за тем, чтобы они
соблюдались.
Джон Локк
Цель, которую себе ставят люди,
объединенные законами, сводится
к образованию общественной власти
для предотвращения и пресечения
насилия и несправедливости
отдельных лиц.
Габриель де Мабли
Как известно, подавляющее большинство российских компаний все еще далеки от высоких стандартов, предъявляемых к ведению бизнеса в развитых странах, что подтверждается и отечественными деловыми кругами, и правительством страны. Достаточно взглянуть на страницы наших деловых изданий, ознакомиться с новостями и увидеть телерепортажи о неожиданных визитах правоохранительных органов в офисы известных фирм.
Вот некоторые последние события и факты из российских СМИ:
- аресты исполнительных руководителей и собственников ведущих ритейлеров за уклонение от уплаты налогов;
- очередной проигрыш в суде крупнейшей международной аудиторской компании по делу о доначислении налогов;
- нарастающий темп отзыва лицензий у банков, уличенных в участии в отмывании денег;
- заявление нового президента страны о максимальной активизации деятельности по принятию закона о противодействии коррупции;
- решение суда в пользу клиента - физического лица в деле против ведущего розничного банка, приостановившего на основе закона о противодействии отмыванию преступных доходов сомнительную операцию по снятию значительной суммы наличных через банкомат;
- решение Министерства финансов РФ о проведении проверки по соблюдению лицензионных требований в крупнейшей иностранной аудиторской компании.
Этот список можно пополнять практически ежедневно. Кроме того, за пределами внимания центральных СМИ находятся аналогичные события в российских регионах, которые значительно (в десятки раз!) могли бы увеличить количество подобных примеров. Журналисты любят скандалы и, к сожалению, готовят очень мало материалов положительного характера, пропагандирующих законопослушное поведение.
Определение термина
Законопослушание - один из возможных вариантов перевода на русский язык английского слова compliance (у нас получила распространение его калькированная версия - "комплайенс"). Однако вопрос "Зачем нужно законопослушание?" имеет несколько иной смысловой оттенок, нежели вопрос "Зачем нужен комплайенс?" Все дело в значениях. Итак, комплайенс - это...
Термин compliance стал составной частью западного бизнес-лексикона с середины 1990-х гг. В английском языке это слово чаще используется в качестве существительного, которое обозначает:
- действие по обеспечению соблюдения установленных правил;
- следование, послушание;
- согласие.
Оно нередко употребляется в составе выражения in compliance with: - в соответствии с (чем-либо), соблюдая (что-либо).
В русском языке термин "комплайенс" получил три основных значения:
- "комплайенс-контроль";
- "соблюдение законодательных требований";
- "соответствие требованиям законодательства".
Комплайенс существует с тех самых пор, как люди стали заниматься бизнесом. Когда работодатель сообщает работнику, какие законы и правила тот должен соблюдать, это и есть частный случай реализации комплайенс-функции. Определить исследуемое понятие можно с трех сторон:
- как процесс - это стремление все делать правильно;
- как результат - это убеждение, что все сделано правильно;
- как методология - это знание как делать правильно.
В самом упрощенном понимании комплайенс - это степень соблюдения обязательных правил.
Важнейшие события из международной истории комплайенса
Международное бизнес-сообщество обратило свое внимание на необходимость развития комплайенса для предупреждения возможных нарушений со стороны компаний значительное время назад.
В 1990 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) приняла резолюцию о Международных принципах ведения бизнеса (International Conduct Of Business Principles), в которой принцип комплайенса определялся следующим образом: "Фирма обязана соблюдать все требования законодательства, применимые к ее деятельности, а также обеспечивать соблюдение интересов клиентов и этических принципов поведения на рынке".
В 2000 г. ОЭСР издала Основные принципы для мультинациональных корпораций (OECD, Guidelines for Multinational Enterprises): "Корпорации должны в полной мере учитывать правила, установленные в странах, в которых они ведут свою деятельность, а также принимать во внимание интересы других участников отношений, связанных с их деятельностью".
В 2003 г. Базельский комитет по банковскому надзору издал и в 2005 г. обновил документ "Комплайенс и функция комплайенса в банках". Комплайенс-риски в данном документе определяются как риски применения санкций и требований со стороны органов государственного надзора, риски существенных финансовых потерь или потери репутации, которым может быть подвержен банк в случае несоблюдения законов, постановлений, правил, стандартов саморегулируемых организаций и кодексов поведения, применимых к банковской деятельности.
В 2006 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам издала документ, определяющий функцию комплайенса для финансовых посредников (Compliance function at Market Intermediaries), согласно которому "роль функции комплайенса состоит в том, чтобы на постоянной основе осуществлять идентификацию, оценку, консультирование, мониторинг и отчетность в отношении соблюдения финансовым посредником требований регуляторов рынка ценных бумаг и достаточности проводимых им контрольных процедур".
Сегодня на Западе комплайенс рассматривается как весьма широкое понятие: это уже не только обеспечение соответствия деятельности компаний требованиям законодательства (Regulatory Compliance), но и особая функция управления бизнесом, задачей которой является обеспечение соблюдения широкого спектра правил поведения при взаимодействии компании со всеми активными субъектами рыночных отношений (stakeholders).
Комплайенс стал составной частью управления компаниями, которые во все возрастающем объеме приобретают и внедряют специальное программное обеспечение, привлекают внешних консультантов, развивают все новые программы обучения персонала. Появилась новая должность в составе руководства компаний - Chief Compliance Officer (ССО) - директор по комплайенсу.
О задачах комплайенс-функции
Итак, функция комплайенса нужна любой компании в первую очередь для того:
1) чтобы обеспечить соблюдение компанией требований и интересов акционеров, клиентов, государства (регуляторов), управляющей компании холдинга, менеджмента, персонала, кредиторов, поставщиков, общества (на национальном и региональном уровнях), бизнес-сообщества и других участников общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью компании (stake holders);
2) чтобы предотвратить санкции со стороны государства за несоблюдение требований закона, финансовые потери вследствие нарушения обязательных правил ведения бизнеса и обязательств компании, а также ущерб деловой репутации и личную ответственность членов совета директоров и исполнительного руководства компании.
При этом предполагается, что действия по предотвращению санкций имеют позитивный вектор: санкции не применяются, поскольку нарушения отсутствуют, а отсутствуют они, поскольку компания стремится их не допускать. Согласитесь, что в российской практике превалируют иные подходы к предупреждению санкций: взятки, запутывание следов нарушений, сокрытие документов, высокое покровительство и т.д.
То же самое можно сказать и об осуществлении комплайенс-функции в целях предотвращения финансовых потерь вследствие нарушения, например, договорных обязательств компании: речь идет не об уклонении от ответственности, а о предупредительных мерах, направленных на полное исполнение обязательств и удовлетворение интересов контрагента по договору.
Что касается возможного ущерба деловой репутации, то здесь задача комплайенс-функции состоит в том, чтобы найти "зоны" риска, оценить их с точки зрения вероятности наступления и последствий обнаруженных рисков, проинформировать менеджмент для принятия рекомендованных мер по снижению репутационного риска.
Члены совета директоров и менеджмент должны иметь полную информацию о своей возможной ответственности в качестве физических лиц за нарушения закона и правил, установленных государственными органами. Предотвращение их возможной ответственности заключается в обеспечении точного соблюдения всех имеющихся требований, а не в том, например, чтобы оплачивать услуги самых дорогостоящих адвокатов после ареста руководителя;
3) чтобы не довести дело до удара "карающего меча" и защитить компанию от возможных нарушений и преступлений как со стороны ее собственных работников, так и со стороны внешних "агрессоров". Кроме того, необходимость наличия функции комплайенса в компании не вызовет сомнений у ее менеджеров, если держать в голове следующие тезисы:
- "неприятности" могут случиться и у нас;
- умные руководители делают это;
- комплайенс - это глобальный тренд;
- мы уже делаем часть этого;
- делать это - правильно;
- комплайенс подходит к нашей бизнес-стратегии.
Попытаемся определить упомянутые в начале статьи скандальные события из новостных лент в терминах комплайенса (см. таблицу).
Таблица
События | Вид комплайенса, направленный на предотвращение подобных событий |
Аресты исполнительных руково- дителей и собственников веду- щих ритейлеров за уклонение от уплаты налогов и очередной проигрыш в суде крупнейшей международной аудиторской ко- мпании по делу о доначислении налогов |
Налоговый комплайенс: компании обязаны обеспечивать соблюдение нало- говых законов. Подразделениями комплайенса, если бы они имелись у "провинившихся" компаний или если бы их работа была более эффектив- ной, решались бы следующие задачи: - идентификация налоговых комплайенс-рисков; - их оценка еще на стадии выбора модели/конфигурации бизнеса либо конкретной операции; - информирование об этих рисках руководителя и совета директоров; - в случае допущения выявленных комплайенс-рисков - разработка рекомендаций по их снижению; - мониторинг самих рисков и степени выполнения рекомендаций; - составление и направление регулярных отчетов по указанным рис- кам руководителю и совету директоров |
Отзыв лицензий у банков, уличенных в участии в отмывании денег |
Регуляторный комплайенс. В данном примере - несоответствие требова- ниям законодательства о лицензировании деятельности банков, а также нарушение Федерального закона от 7 августа 2001 г. "О противодейст- вии легализации доходов, добытых преступных путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон). Осуществление комплайенс-функции теряет смысл, если собственник банка и его руководители совершают умышлен- ные действия в нарушение закона |
Заявление президента страны о максимальной активизации деятельности по принятию закона о противодействии коррупции |
Регуляторный комплайенс. В данном примере - введение государством новых требований и обязательств, в том числе в отношении осуществления бизнеса. Антикриминальный комплайенс. Компаниям предстоит выбор: соблюдать либо нарушать новый закон; сообщать либо нет о коррупционных нарушениях |
Решение суда в пользу клиента - физического лица в деле против ведущего розничного банка, приостановившего на основе Закона сомнительную операцию по снятию значитель- ной суммы наличных через бан- комат |
Клиентский комплайенс - соблюдение установленных требований и правил в отношениях с клиентами компании. Регуляторный комплайенс - соблюдение обязательств компании, предусмотренных законом |
Решение Министерства финансов РФ о проведении проверки по соблюдению лицензионных тре- бований в крупнейшей иност- ранной аудиторской компании |
Регуляторный комплайенс - соблюдение лицензионных требований |
Взгляд в будущее
Реалии российского бизнеса подтверждают печальный вывод: развитие культуры комплайенса, культуры законопослушного поведения находится у нас на начальном уровне. Однако пример многих западных фирм и российских компаний с иностранным участием показывает, что комплайенс все чаще становится действенным инструментом управления и контроля. Еще недавно для отечественных компаний были в диковинку такие институты, как управление рисками и корпоративное управление, а теперь они стали привычными. Такая же судьба ожидает и комплайенс.
И. Ахметшин,
член Правления,
директор Департамента корпоративного управления,
комплайенса и юридического сопровождения ЗАО "КМБ-БАНК",
президент Объединения специалистов комплайенса
и финансового мониторинга ("КОМПАСС"),
сертифицированный специалист по комплайенсу,
член Американской академии финансового менеджмента,
член ОКЮР,
член Ассоциации независимых директоров
"Корпоративный юрист", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зачем нужен комплайенс?
Автор
И. Ахметшин - член Правления, директор Департамента корпоративного управления, комплайенса и юридического сопровождения ЗАО "КМБ-БАНК", президент Объединения специалистов комплайенса и финансового мониторинга ("КОМПАСС"), сертифицированный специалист по комплайенсу, член Американской академии финансового менеджмента, член ОКЮР, член Ассоциации независимых директоров
"Корпоративный юрист", 2008, N 7