Арбитражное дело "Амурское управление Госавтонадзора VS.
предприниматель Глухова"
1. Фабула дела
Индивидуальный предприниматель Глухова Елена Анатольевна (далее - заявитель, ИП Глухова) являлась владельцем транспортного средства корейского производства - автобуса марки "Хундай-Грейс", государственный номер М892MX. Она занималась перевозкой пассажиров на основании лицензии от 19.08.2003 N АСС 28 009686 на право осуществления пассажирских перевозок по территории РФ со сроком действия с 20.08.2003 по 20.08.2008.
26.02.2007 инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области (далее - ответчик, Управление, УГАДН) в г. Благовещенске на автобусном пригородном маршруте N 103 была проведена проверка автобуса, принадлежащего ИП Глуховой и управлявшегося водителем И.В. Матвеевым. Проверка проводилась по вопросу соблюдения предпринимателем транспортного законодательства. Было установлено, что перевозки осуществляются без согласованного с администрацией Амурской области графика движения по регулярному маршруту "г. Благовещенск - с. Чигири" и на автобусе, не имеющем сертификата "одобрения типа транспортного средства"*(1).
В результате были составлены акт проверки от 26.02.2007 N 24 и протокол об административном правонарушении от 14.03.2007 N 37. Управление направило в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". Предпринимателю Е.А. Глуховой как должностному лицу грозило наказание на момент привлечения к ответственности в виде штрафа от 30 до 40 МРОТ.
Арбитражный суд признал доказанным совершение ИП Глуховой в течение месяца 25 отдельных проступков, выразившихся в отсутствии у нее как у лицензиата утвержденного графика (расписания) движения автобуса и неполучении сертификата "одобрения типа транспортного средства". Поэтому на предпринимателя был наложен штраф по 3 тыс. руб. за каждое административное правонарушение, совершенное соответственно 12.02.2007, 13.02.2007, 14.02.2007, 15.02.2007, 16.02.2007, 17.02.2007, 18.02.2007, 19.02.2007, 20.02.2007, 23.02.2007, 24.02.2007, 25.02.2007, 26.02.2007, 27.02.2007, 28.02.2007, 01.03.2007, 02.03.2007, 03.03.2007, 04.03.2007, 05.03.2007, 06.03.2007, 09.03.2007, 10.03.2007, 12.03.2007 и 13.03.2007, то есть в общей сумме 75 тыс. руб.
Заявитель попыталась обжаловать такую чрезмерно строгую санкцию, но апелляционная и кассационная судебные инстанции ей отказали. Только Президиум ВАС РФ встал в итоге на сторону предпринимателя.
2. Юридическая суть спора и правовые позиции сторон
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Позиция заявителя | Позиция ответчика |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Предприниматель ссылается на недопустимость| Предприниматель нарушил нормы транспортного|
|доказательств, послуживших основанием для|законодательства и законодательства о|
|привлечения к ответственности. В частности,|лицензировании. Это подтверждается путевыми|
|проверочные мероприятия проводились с нарушением|листами за период с 12.02.2007 по 13.03.2007,|
|Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О|актом проверки и протоколом об административном|
|защите прав юридических лиц и индивидуальных|правонарушении. В протоколе в графе "объяснения|
|предпринимателей при проведении государственного|физического лица" есть отметка о том, что с|
|контроля (надзора)". Был нарушен п. 4 ст. 7|протоколом ИП Глухова ознакомлена, однако от|
|данного Закона о том, что плановое мероприятие|объяснения и подписи отказалась. |
|по контролю может быть проведено не более одного| В качестве отягчающего обстоятельства|
|раза в два года. |Управление сослалось на то, что решением от|
| Протокол об административном правонарушении|27.04.2006 по делу N А04-1708/06-1/72 ИП Глухова|
|был оформлен спустя месяц после даты первого|уже привлекалась к административной|
|нарушения. Ни в нем, ни в акте проверки не были|ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде|
|указаны дата и номер распоряжения (приказа)|штрафа в 3 тыс. руб. |
|руководителя УГАДН по Амурской области, на| В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального|
|основании которого проходила проверка. Согласно|закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании|
|подп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ проведение|отдельных видов деятельности" деятельность по|
|проверки, оформление ее результатов и|пассажирским перевозкам лицензируется. При этом|
|составление протокола осуществляются одним и тем|Е.А Глухова как лицензиат обязана соблюдать|
|же должностным лицом, чего в настоящем деле не|определенные требования и условия, предъявляемые|
|было. Проверка была проведена 26.02.2007|лицензирующим органом и содержащиеся в|
|госинспектором УГАДН К.В. Николаевым, а протокол|специальных положениях К данному случаю применимы|
|составлен 14.03.2007 главным государственным|сразу несколько таких документов. |
|инспектором Д.А. Будкиным. | Так, согласно п. 4 Положения о лицензировании|
| Копия акта проверки была представлена по|перевозок пассажиров автомобильным транспортом,|
|требованию предпринимателя Е.А. Глуховой уже|оборудованным для перевозок более 8 человек, утв.|
|после проведения проверки и составления|постановлением Правительства РФ от 30.10.2006|
|протокола, который оформлялся в ее отсутствие.|N 637, предприниматель должен соблюдать|
|Водитель И.В. Матвеев, присутствовавший при|установленные транспортным законодательством|
|проверке автобуса 26.02.2007 в качестве|требования по организации и осуществлению|
|представителя ИП Глуховой, не обладал|пассажирских перевозок и обеспечению безопасности|
|полномочиями представлять ее интересы в|дорожного движения. |
|каких-либо учреждениях, организациях, органах| А в п. 5.2.4 Положения об обеспечении|
|власти. Сам факт перевозки пассажиров автобусом|безопасности перевозок пассажиров автобусами,|
|"Хундай-Грейс" в акте проверки не|утв. приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2,|
|зарегистрирован, и нет сведений о наличии|сказано, что владелец автобуса обязан выбирать|
|пассажиров. А путевой лист не может являться|тип и марку транспортного средства в зависимости|
|достаточным и допустимым доказательством этого|от вида совершаемых перевозок. С учетом п.|
|факта. |5.2.1-5.2.3 данного документа владелец автобуса|
| Заявитель также считает необоснованным|также должен составлять и утверждать на каждый|
|привлечение ее к ответственности за 25 отдельных|маршрут регулярных перевозок паспорт и схему|
|правонарушений. Деятельность по перевозке|движения с указанием опасных участков,|
|пассажиров в период с 12.02.2007 по 13.03.2007|разрабатывать графики (расписания) движения. |
|является одним длящимся правонарушением, о чем| Наконец, из п. 55 Правил организации|
|указано в постановлении Пленума ВС РФ от|пассажирских перевозок на автомобильном|
|24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах,|транспорте, утв. приказом Минтранса РСФСР от|
|возникающих у судов при применении Кодекса|31.12.1981 N 200, и п. 5 Правил перевозок|
|Российской Федерации об административных|пассажиров и багажа автомобильным транспортом в|
|правонарушениях". |РСФСР, утв. приказом Минтранса РСФСР от|
| Акт проверки автобуса на линии от|24.12.1987 N 176, вытекает следующая обязанность.|
|26.02.2007 не может быть признан допустимым|Надо ежегодно утверждать после согласования с|
|доказательством совершения двух с половиной|местными исполнительными органами расписание|
|десятков правонарушений. По мнению заявителя,|движения автобусов, в частности для пригородных|
|должностные лица Управления не имеют законных|маршрутов. |
|полномочий проверять транспортные средства| Согласно ст. 72 Закона РФ от 06.07.1991|
|непосредственно на линии (маршруте) и тем более|N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской|
|составлять один административный протокол по|Федерации" к полномочиям городской администрации|
|нескольким правонарушениям, что вообще не|относится контроль за работой транспортных|
|предусмотрено КоАП РФ. |организаций, а равно индивидуальных|
| Лицензионные требования не были нарушены в|предпринимателей, обслуживающих население города,|
|части перевозки пассажиров без сертификата|а также утверждение маршрутов и графиков движения|
|"одобрения типа транспортного средства". Ибо|местного транспорта. |
|такой документ не требуется при получении| Другой довод Управления был обоснован|
|лицензии для находящихся в эксплуатации|отсылкой к ст. 15 и 20 Федерального закона от|
|транспортных средств. |10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного|
| Закон Амурской области от 22.12.2004 "Об|движения". В целях обеспечения безопасности|
|автомобильном пассажирском транспорте в Амурской|дорожного движения предприниматель в процессе|
|области", на который ссылается Управление, не|эксплуатации автобуса должна была организовать|
|может устанавливать дополнительные условия и|работу водителей в соответствии с определенными|
|требования для лицензируемого вида деятельности.|требованиями. Автобус иностранного производства|
|Кроме того, он вступил в силу в январе 2005 г.,|подлежал обязательной сертификации для|
|а лицензию на перевозку пассажиров|возможности его безопасного использования в|
|предприниматель получила в августе 2003 г.|лицензируемой деятельности на территории|
|Следовательно, установленные этим Законом|Российской Федерации. |
|требования не могли быть предусмотрены| В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Амурской|
|полученной лицензией, и обратной силы данный|области от 22.12.2004 N 394-ОЗ "Об автомобильном|
|Закон не имеет. |пассажирском транспорте в Амурской области"|
| Заявитель пояснила, что график движения|обслуживание регулярных автобусных маршрутов|
|автобуса от 25.11.2005 был ею согласован с|общего пользования осуществляется серийными|
|начальником Департамента по промышленности,|автобусами отечественного и зарубежного|
|транспорту и связи администрации Амурской|производства, соответствующими виду перевозок и|
|области. В подтверждение действия данного|имеющими "одобрения типа транспортного средства",|
|расписания суду было представлено согласованное|с правосторонним расположением дверей для|
|от 22.03.2007 расписание движения по маршруту|пассажиров. |
|"г. Благовещенск - с. Чигири". | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
3. Выводы судов
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.04.2007 N А04-1113/07-1/122 заявление Управления о привлечении предпринимателя к административной ответственности было удовлетворено. Это решение было поддержано постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 28.05.2007 N А04-1113/07-1/122.
Суд отклонил довод предпринимателя, что при проведении проверки нарушены положения Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что он не применяется к контрольным мероприятиям, при которых не требуется взаимодействие органов госконтроля (надзора) с юридическими лицами и ИП, и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований госорганов (ч. 2 ст. 1 Закона). В данном случае проводилась проверка не конкретного хозяйствующего субъекта, а деятельности перевозчиков пассажиров на коммерческой основе по маршруту N 103.
Ссылка предпринимателя на отсутствие доказательств факта перевозок пассажиров опровергается материалами дела. В отношении каждого административного правонарушения имеется путевой лист, подписанный ИП Глуховой и содержащий сведения о количестве перевезенных пассажиров за день, а также сведения, по какому маршруту проходили эти перевозки.
Апелляционный суд учел, что распоряжением губернатора Амурской области от 15.02.2006 N 101-р автобусный маршрут "г. Благовещенск - с. Чигири" был отнесен к пригородным. А для таких маршрутов установлен годичный срок действия расписания движения (п. 55 приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12 1981 N 200). Следовательно, согласованное предпринимателем в 2005 г. расписание движения автобуса уже не действовало в момент совершения административного деликта. Согласование же расписания от 22.03.2007 не имело правового значения для разрешения дела, так как получено после совершения правонарушений.
Суд также пришел к выводу, что совершенные деяния ограничены временными рамками, в которых имеются перерывы, и есть периоды их начала и окончания. Поэтому административное правонарушение каждый раз совершалось заново и не имело длящегося характера.
В постановлении ФАС ДО от 28.09.2007 N Ф03-А04/07-2/3353 был опровергнут еще один довод кассационной жалобы о том, что КоАП РФ не предусматривает составление одного протокола по поводу нескольких нарушений. Такой протокол как процессуальный документ составляется в отношении правонарушителя, на основе чего он и привлекается к ответственности. В ст. 28.2 КоАП РФ нет ограничений относительно указания в протоколе нескольких однородных деяний, совершенных в разное время, но в пределах сроков давности по ст. 4.5 КоАП РФ.
Когда данное дело перешло в надзорную инстанцию, заявитель наконец добилась понимания со стороны высоких судей. В постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 1097/08 отмечено, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене. С одной стороны, подтверждаются их выводы о наличии в действиях предпринимателя признаков правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Но, с другой, - нижестоящие суды неверно квалифицировали это деяние как 25 самостоятельных деликтов.
ИП Глухова совершила одно длящееся правонарушение. Это было длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей лицензиата. Поэтому она может быть привлечена к административной ответственности в течение всего периода, пока ее деятельность не была прекращена или не устранено само нарушение.
Факт нерегулярного (с перерывами по дням недели) выхода автобуса в рейс еще не говорит об окончании деяния или о полном завершении его объективной стороны. Ведь перевозка пассажиров производилась систематически и на постоянной основе. Поэтому ВАС РФ пришел к выводу, что в действиях предпринимателя усматриваются признаки длящегося правонарушения.
Опроверг Президиум также вывод о том, что можно указывать в протоколе об административном правонарушении несколько однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава правонарушения. Напротив, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ каждое административное правонарушение фиксируется в отдельном протоколе, который должен быть составлен по возбужденному делу.
В рассматриваемом случае правонарушение предпринимателя было зафиксировано в одном административном протоколе в момент его фактического обнаружения, то есть 14.03.2007. Поэтому было признано неправомерным применение ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений".
В итоге Президиум привлек ИП Глухову к административной ответственности и наложил штраф в размере 3 тыс. руб. Все предыдущие судебные акты в части взыскания 72 тыс. руб. штрафа были отменены.
4. Мнения опрошенных экспертов
П.В. Садовский, юрист Департамента разрешения споров юридической фирмы "Magisters", уточняет, что именно в административном производстве проблема длящихся правонарушений встает довольно часто. И если в одних случаях решение вопроса очевидно (например, длительное противоправное бездействие), то в случае, когда это бездействие сопряжено с "активным" компонентом, ситуация усложняется.
Юридическая оконченность деяния, как верно отметил ВАС РФ, не может иметь места при длительном непрекращающемся неисполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Тем более что в рассматриваемом случае речь шла о правонарушении в виде осуществления лицензируемой деятельности. Ключевым тезисом постановления Президиума ВАС, по мнению П.В. Садовского, является то, что суд признал длящимся правонарушением осуществление определенных действий на регулярной, систематической основе. В то же время такая позиция не бесспорна, так как в большинстве случаев нелегко определить, являются ли действия систематическими либо нет. И все же для целей применения именно данной ст. 14.1 КоАП, касающейся осуществления предпринимательской деятельности, такой подход является наиболее оправданным.
Обоснованной и логичной представляется позиция судей К.Р. Астафьеву, старшему юристу Практики "Арбитраж. Конфликты. Судебные споры" юридической фирмы "Вегас-Лекс". Однако наряду с теми объективными признаками правонарушения, которые говорят о его длящемся статусе, необходимо учитывать и другой элемент состава, а именно субъективную сторону. В частности, логичным было бы указание надзорной инстанции на то, что предприниматель все же выполнил определенные действия по соблюдению специализированных требований. А значит, мог полагать, что им соблюдены все необходимые условия и правила перевозок. И даже если незнание закона не освобождает от наказания, все же привлечение лица к ответственности должно выполнять не только карающую, но и превентивную функцию. Именно поэтому аналогичное правонарушение лицензиата, совершенное уже после его привлечения к административному штрафу, рассматривается как отягчающее обстоятельство.
Рассуждая с этих позиций, К.Р. Астафьев заключает, что в рассматриваемом случае действительно было совершено одно длительное правонарушение. Поэтому предприниматель Е.А. Глухова могла быть привлечена к ответственности до тех пор, пока ее деятельность еще не прекратилась или она не устранила свое нарушение. Но уже после факта привлечения к ответственности повторные схожие правонарушения могли образовать новый состав, предполагающий наступление новой самостоятельной санкции.
По мнению Д.В. Храмова, юрисконсульта "ФБК-Право", противоправные действия совершенные ИП Глуховой, были однородными. Это выражалось, в частности, в полном совпадении всех элементов правонарушения, состоявшего из серии действий по каждой из упомянутых в деле дат. Но в то же время эксперт замечает, что п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не связывает сам факт признания правонарушения оконченным с фактом истечения определенного периода времени или наступлением конкретной даты. Поэтому очевидно, что систематические и непрерывные противоправные действия лицензиата транспортного средства были единым длящимся правонарушением.
Д.В. Храмов пытается также понять позицию ответчика - УГАДН, который трактовал указанные действия как 25 отдельных правонарушений. Единственным аргументом было то, что они совершались в различные временные промежутки. Но фактор времени - элемент объективной стороны правонарушения. К тому же период времени прямо не указан в качестве существенного элемента состава деликта в соответствующей статье КоАП РФ. Значит, он не может стать единственным критерием отнесения противоправных действий к длящимся или законченным. К примеру, в постановлении ФАС ЗСО от 03.08.2006 N Ф04-3605/2006(23555А81-27) указано, что отдельные элементы объективной стороны одного правонарушения не могут образовывать самостоятельные административные правонарушения.
Е.В. Семьянов, адвокат МКА "Арутюнов и партнеры", кандидат юрид. наук, рассматривает данный судебный казус с двух сторон: в плане юридической квалификации и с позиции обоснования применяемой нормы права. Нижестоящие суды указали, что действия предпринимателя имеют перерывы во времени, а потому не могут составлять длящееся правонарушение. При этом не учли, что осуществление предпринимательской деятельности - это не подача газа по газопроводу, а деятельность (что уже само по себе указывает на длящийся характер), обусловленная госрегистрацией субъекта предпринимательской деятельности и выдачей лицензии как основания специальной правосубъектности. Поэтому перерыв в ее осуществлении может быть связан только с прекращением нелицензированной деятельности, составлением протокола об административном правонарушении, привлечением к ответственности, устранением нарушения либо с прекращением деятельности самого предпринимателя как субъекта права.
В связи с этим Е.В. Семьянов недоумевает, почему суд первой инстанции проигнорировал требование ИП Глуховой о квалификации совершенного правонарушения как длящегося. В тексте судебного решения отсутствует аргументация отказа. Апелляционный суд проявил лишь слабую попытку мотивировать эту позицию, а кассационный подошел вообще формально, сухо согласившись с мнением нижестоящих судов.
Эксперт также обращает внимание, что данный казус поднимает проблему составления мотивированных и юридически аргументированных решений арбитражных судов, прежде всего первой инстанции. "Неужели для того, чтобы правильно разрешать вопросы, суть которых лежит на поверхности и не требует особой подготовки судей, стороны всегда должны проходить непростой путь к вершине Олимпа российского арбитражного правосудия?" - с сожалением заключает Е.В. Семьянов.
5. Комментарий редакции "АПР"
Как известно, КоАП РФ не содержит определения длящегося правонарушения. Вот почему судебная практика по этому вопросу всегда имела и продолжает сохранять важное значение*(2).
На эту тему уже высказывался Верховный Суд РФ в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Здесь судьям порекомендовали исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое "выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением".
Много споров о привлечении предпринимателей к административной ответственности связано именно с определением характера правонарушения: является оно уже совершенным или еще длящимся. Принципиально важный вывод сделал один из окружных судов: "Наложение административного взыскания без учета времени совершения правонарушения и сроков давности привлечения к административной ответственности противоречит публично-правовым принципам назначения наказания за административное правонарушение" (постановление ФАС ПО от 08.02.2005 N А65-16407/04-СА1-36).
Вывод Президиума ВАС РФ по рассматриваемому делу о длящемся характере правонарушения подтверждается судебной практикой. Так, ФАС Северо-Западного округа признал незаконным постановление о привлечении общества к ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ за действия по безлицензионной добыче вод в определенный период. Они хотя и носили длительный характер, но не могут относиться к длящимся правонарушениям. Ведь из материалов дела следует, что эти действия уже были прекращены к моменту возбуждения дела. Следовательно, правонарушение закончено (постановление ФАС СЗО от 27.12.2007 N А21-1926/2007).
Также важен для квалификации деяния следующий признак, выявленный Президиумом ВАС РФ: совершение его непрерывно в течение длительного времени. Причем осуществляется единый состав деяния систематически и на постоянной основе. Это же имел в виду ФАС Восточно-Сибирского округа, квалифицируя нецелевое использование средств федерального бюджета как длящееся правонарушение (постановление ФАС ВСО от 06.07.2004 N А74-1081/04-К2-Ф02-2516/04-С1). Правда, уже спустя год появилась иная позиция ВАС РФ на этот счет. Нецелевое использование не может быть отнесено к длящимся правонарушениям, поскольку его объективная сторона - это совершение конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и она считается завершенной в момент осуществления операции. А множественность таких операций свидетельствует лишь о неоднократности совершения отдельных правонарушений (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16246/04).
Также и неоприходование наличных денег в кассу предприятия состоит из отдельных действий, то есть является многоэпизодным, но не длящимся правонарушением (постановление ФАС ПО от 08.02.2005 N А65-16407/04-СА1-36). Следовательно, если денежная наличность не оприходуется в день ее поступления, то это деяние считается законченным в день, следующий за днем поступления наличности. Это разовое правонарушение, которое не относится к категории длящихся (см. письмо УФНС по г. Москве от 10.08.2005 N 22-08/57204).
В анализируемом нами арбитражном споре владелец автобуса в течение месяца непрерывно нарушала положения законодательства о лицензировании пассажирских перевозок. То есть с ее стороны были тождественные противоправные действия, направленные к общей цели и составляющие в совокупности единое правонарушение.
Характерной особенностью длящегося правонарушения лицензиата было то, что это деяние продолжалось и в момент его выявления. А ведь, как верно отмечается в судебной практике, важно различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).
Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Такое правонарушение уже завершилось с административно-правовой точки зрения, независимо от того, было оно длящимся или недлящимся. Но другое дело, если идет речь о прекращении противоправного поведения (состояния) - например, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда уполномоченный орган сам пресекает правонарушение (постановление ФАС СЗО от 28.03.2005 N А56-28518/04).
В нашем случае длящееся правонарушение ИП Глуховой было юридически оконченным, но не прекратившимся. Это и определило возможность ее привлечения к ответственности уже с момента обнаружения факта нарушения. Хотя сама перевозочная деятельность с нарушением лицензионных требований еще не завершилась по добровольному решению Глуховой на момент проверки.
Е.Н. Трикоз,
кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поясним, что порядок сертификации транспортных средств установлен постановлением Госстандарта от 01.04.1998 N 19. Здесь под "одобрением типа транспортного средства" понимается процедура, по которой в соответствии с принципами Женевского соглашения 1958 г. заявляется, что данное транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды. В результате выдается одноименный документ о сертификации транспортного средства в России. Соответствующая отметка должна быть в техническом паспорте автотранспорта.
*(2) К административным спорам можно применить следующую аналогию с уголовным правом. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" длящееся преступление - это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Арбитражное дело "Амурское управление Госавтонадзора VS. предприниматель Глухова"
Автор
Е.Н. Трикоз - кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", 2008, N 10