МР ФНС выставила требование о предоставлении документов: приказов на лиц, имеющих право подписи, образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и лиц имеющих право подписи в связи с проведением проверки контрагента организации. Правомерно ли это?
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ за должностным лицом налогового органа, проводящего налоговую проверку, закреплено право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы или информацию.
Для этого, согласно пункту 3 статьи 93.1 НК РФ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Пункт 3 статьи 93.1 НК РФ также определяет требования к содержанию такого письменного поручения:
- в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации);
- при истребовании информации относительно конкретной сделки дополнительно указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ налогоплательщик, получивший требование, обязан в пятидневный срок со дня его получения представить в свою налоговую инспекцию затребованные документы (информацию), а если он ими не располагает - в тот же пятидневный срок сообщить об этом. Если документы (информация) у данного лица имеются, но подготовить их в указанный срок невозможно, оно может представить в налоговый орган ходатайство о продлении вышеуказанного срока, которое инспекция вправе удовлетворить. Следует заметить, что крайний срок в такой ситуации законодательством не оговорен, и решается в зависимости от конкретной ситуации (объема запрашиваемых документов и иных объективных причин, не позволяющих выполнить поручение в срок). Запрашиваемые документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица налогоплательщика и его печатью.
Обязательность данного порядка для третьего лица подтверждает положение пункта 6 статьи 93.1 НК РФ, согласно которому отказ третьего лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, признаются налоговыми правонарушениями, предусматривающими наступление ответственности согласно статье 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ и наложение штрафа от 1000 до 5000 руб.
В ранее действовавшей редакции части первой НК РФ такое истребование документов именовалось понятием "встречная проверка" и регламентировалось единственным положением статьи 87 НК РФ. Согласно нормам этой статьи, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникала необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговым органом могли быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Комментируя положения статьи 87 НК РФ в отношении правомерности истребования учредительных документов, карточек с образцами подписей и оттисков печатей клиентов у банков, Минфин России в письме от 31 мая 2006 г. N 03-02-07/138 дал следующие разъяснения.
По мнению Минфина России, в рамках проведения встречной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе и учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка. Минфин России пояснил, что налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, представляемой в налоговые органы, как самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, банков).
Вывод:
Таким образом, налоговые органы (МР ФНС России), при проведении налоговой проверки контрагента, имеют право истребовать у организации приказы на лиц, имеющих право подписи, а также образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и лиц, имеющих право подписи.
Т. Никифорова,
эксперт службы Правового
консалтинга Гарант, член
Федерации налоговых консультантов
1 октября 2008 г.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru