Кризис как момент истины
Кризис и постепенное замедление темпов роста основных секторов экономики указали на следующие слабые места в современной российской практике управления персоналом.
- Избыточное количество сотрудников для выполнения одной бизнес-операции по сравнению с западным бизнесом. Эта тенденция имеет своим объяснением, с одной стороны, низкое проникновение аутсорсинга, что заставляет компанию самой для себя содержать транспортный цех, заниматься подбором персонала или печатью годовых отчетов для акционеров. С другой стороны, российский бизнес еще относительно слабо автоматизировал многие бизнес-процессы, слабо представлены ERP-системы, что ведет к обилию ручного труда. В целом, интенсивность труда российских работников (в данном случае я не имею в виду московские офисы, а говорю о тенденции в масштабах всей страны) явно ниже, чем их западных коллег, поэтому требуется больше рабочих рук на один рабочий участок. Также налицо и традиционная для России практика иметь множество заместителей в каждом уровне управления, что способствует распылению ответственности и раздуванию штата. Наблюдения за российской розничной торговлей также позволили выявить тот факт, что на одного руководителя у нас приходится в несколько раз меньше продавцов, чем на Западе, что опять-таки связано с бюрократическими традициями и более низким темпом работы.
- Переоцененность отдельных категорий российских работников. Ситуация ажиотажного спроса на людей, имевшая место в 2005-2007 годах, привела к системной переоценке отдельных наиболее востребованных сотрудников, в частности руководителей. В отличие от Европы, где граждане стран Евросоюза не нуждаются в разрешении на работу для трудоустройства за рубежом, российский рынок труда надежно защищен от конкуренции с приезжей иностранной рабочей силой, по крайней мере, квалифицированной, поэтому возникает искусственный недостаток персонала. Таким образом, возникает искусственная инфляция зарплат, не сопровождающаяся ростом производительности труда. В частности, в секторе девелопмента возникают диспропорции следующего масштаба - российский руководитель строительного проекта имеет (до сентября 2008) ожидания порядка 15 000 USD, а аналогичной квалификации поляк или чех - не более 8 000.
- Низкая готовность персонала и организаций работать в условиях стагнирующего рынка, когда невозможно постоянное расширение рынка сбыта, а особое внимание надо уделять обслуживанию существующих клиентов и сервису. Привыкший работать в условиях больших бюджетов, в частности на рекламу, российский работник с трудом приспосабливается к ситуации экономии на издержках, в которой уже десятилетиями работает западный бизнес.
Исходя из этих характеристик российского рынка труда, можно предположить, что в следующем году в отношении вопросов управления персоналом российский бизнес предпримет следующие шаги:
- общая оптимизация (а не сокращение, что подразумевает массовые увольнения) численности, в первую очередь, вспомогательного персонала и департаментов, относящихся к cost-center - HR, PR, administration. По моим предположениям, минимально данное явление затронет позиции в области продаж, финансов и производства как бизнес-процессов, непосредственно генерирующих денежный поток;
- повышение интенсивности труда остающихся работников, что будет вызвано перераспределением обязанностей сокращенных среди остающихся;
- увеличение среднего срока работы сотрудника в компании. На более прохладном по сравнению с 2007 годом рынком труда будет меньше предложений о смене места, ситуация будет напоминать 2003 - 2004 года, когда экономика росла разумными темпами, но еще не достигла предела трудовых ресурсов, как это произошло к 2007 году;
- автоматизация труда и установка различных программ, позволяющих заменить ручной труд;
- усиление контроля над издержками и производительностью труда через более системную привязку KPI к зарплате, возможно увеличение бонусной составляющей и уменьшение оклада в общем доходе работника.
К. Борисов
"Управление персоналом", N 23, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.