Российский опыт развития банковской BPM-системы
К комплексной автоматизации корпоративного управления в мире стали переходить всего несколько лет назад. Только к началу XXI века сложилась концепция специализированного класса программного обеспечения для комплексной поддержки управленческих технологий, позже получивших название Business Performance Management (BPM, управление эффективностью бизнеса). В России первые проекты внедрения BPM-систем относятся к 2002 году. Сегодня опыт использования управленческих систем имеют предприятия различных отраслей, в том числе десятки банков. В статье на конкретных примерах рассказывается об особенностях реализации проекта внедрения BPM-системы и о том, насколько она облегчает работу сотрудников кредитной организации.
Основа BPM-системы - финансовое хранилище данных (ХД), предназначенное для сбора и консолидации оперативной информации из различных автоматизированных систем, установленных в головном офисе и удаленных филиалах банка. На основе хранилища реализуются инструменты для поддержки полного цикла корпоративного управления, обеспечивающие взаимосвязь управления на стратегическом и тактическом уровне. В цикле корпоративного управления выделяют четыре этапа, которые поддерживаются инструментами BPM-системы:
- разработка стратегических планов и показателей;
- оперативное планирование;
- мониторинг и контроль исполнения планов;
- анализ и регулирование отклонений фактических показателей от плановых.
На первом этапе этого цикла определяют основные стратегические цели банковского бизнеса и их метрики - KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Количественные значения KPI устанавливают плановые результаты, которые должны быть достигнуты. Для планирования KPI задействуются средства создания стратегических карт.
Намеченные в стратегических планах ключевые показатели являются ориентирами для разработки тактических планов и распределения ресурсов для их выполнения. Основной инструмент оперативного планирования - бюджет.
Далее данные управленческого учета или результаты исполнения бюджетных планов вычисляются на основе данных первичного учета, собранных в ХД. Для сравнения плановых и фактических показателей бюджетов и KPI используются инструменты план-фактного анализа. Для мониторинга и контроля исполнения значений бюджетных планов и статей управленческого учета в классических BPM-системах применяют интерактивные отчеты на основе OLAP-технологий, которые позволяют быстро анализировать информацию из ХД.
На завершающем этапе стратегические планы корректируют в соответствии с реальными условиями работы банка. Так замыкается цикл корпоративного управления между выбранной банком стратегией и ее практической реализацией. Для решения этой задачи применяют управленческие отчеты и специализированные инструменты прогнозирования и моделирования различных сценариев развития ситуации.
Итак, автоматизированные BPM-системы объединяют хранилище данных для финансовой консолидации и специализированные инструменты для поддержки финансового управления: планирования KPI и бюджетов, управленческого учета, анализа, прогнозирования, моделирования и т.д. Приведем примеры того, для каких задач используются BPM-системы в российских банках.
Один из крупнейших российских банков АКБ "АК БАРС" ОАО использует BPM-систему на базе хранилища данных "Контур Корпорация", с помощью которой решает задачи подготовки сводной отчетности многофилиального банка, управленческого учета, планирования и бюджетирования. В результате реализации проекта бухгалтерия банка смогла получать данные главной книги по всем филиалам, выпускать сводные оборотно-сальдовые ведомости по всему банку, получила возможность централизованного контроля бухучета в филиалах с помощью автоматизированных процедур выверки данных, подготовки и выверки регламентированной отчетности. Бухгалтерия филиалов освободилась от участия в процессе подготовки сводных отчетов. С внедрением функций управленческого учета руководство банка, менеджеры направлений, финансовые службы получили данные для анализа прибыльности банковских продуктов, клиентов, центров ответственности, для контроля хозяйственных расходов.
Еще один пример применения BPM-системы можно найти в ОАО "Транскредитбанк". На сегодня с помощью BPM-системы "Контур Корпорация" банк ведет управленческий учет и готовит управленческую отчетность. Построение единого финансового хранилища данных позволило также автоматизировать в банке трансфертное управление ресурсами и все операции по ведению хозяйственного бюджета, включая установку лимитов, сбор заявок на платежи от подразделений банка, оперативный анализ и контроль фактического исполнения сметы.
Опыт АКБ "Еврофинанс Моснарбанк"
Далее более подробно рассмотрим этапы реализации масштабного проекта по построению системы управления эффективностью в АКБ "Еврофинанс Моснарбанк".
Банк развивает систему класса Business Performance Management с 2004 года. Все это время он последовательно расширял состав задач автоматизации и накопил опыт использования управленческой системы. Так, сейчас с помощью BPM-системы в банке ведут управленческий учет, выпускают налоговую отчетность и отчетность для ЦБ РФ. Опыт банка будет полезен любой кредитной организации как источник "уроков внедрения". Он показывает, что в ходе создания эффективной управленческой системы могут возникнуть трудности, которые можно преодолеть.
"Еврофинанс Моснарбанк" был создан в конце 2003 года в результате присоединения КБ "Моснарбанк" ЗАО к ОАО АКБ "ЕВРОФИНАНС". Банк входит в число крупнейших российских кредитных организаций по размеру активов и собственного капитала. Прежде всего он ориентирован на комплексное обслуживание крупных корпоративных организаций реального сектора экономики (предприятия топливно-энергетического, оборонного и атомно-энергетического комплекса).
Потребность в построении комплексной системы класса Business Performance Management возникла после объединения двух банков и, следовательно, укрупнения бизнеса: объемы обрабатываемых данных резко возросли, а эффективная до того момента технология подготовки отчетности на основе таблиц (MS Excel) и локальных приложений (Oracle Financial Analyzer) становилась все более ресурсоемкой. Первоочередной задачей будущей системы была признана автоматизация бюджетирования, в том числе контроль сметы хозрасходов. Вторая поставленная задача - подготовка регулятивной отчетности (налоговой и обязательной для Банка России).
При выборе системы специалисты банка ориентировались на следующие критерии: опыт успешного внедрения и использования системы в российских кредитных организациях, оптимальное соотношение цена - качество, цена - базовая функциональность. Среди технологических требований - масштабируемость, достаточная для удовлетворения амбициозных планов развития банка. Важны были и параметры решения, которые позволят банку развивать BPM-систему самостоятельно, привлекая только собственных специалистов. Руководство банка остановило свой выбор на BPM-платформе "Контур" компании Intersoft Lab как отвечающей этим требованиям.
История развития BPM-системы банка
В 2004 году выбранное хранилище данных было внедрено, для чего потребовалась интеграция ХД с АБС банка и настройка бизнес-ориентированных структур хранилища данных. На следующем этапе банк начал использовать BPM-приложение "Главная книга", которое позволило собирать на постоянной основе первичные данные бухучета из АБС в хранилище. Далее в банке был автоматизирован управленческий учет благодаря чему сотрудники смогли просматривать и анализировать управленческие балансы, остатки по клиентам, план-факт отчеты, выпущенные автоматически с помощью BPM-системы.
/------------------------------------------------------------------\
| /--------------------------------------\|
|Средства анализа и |Подразделения - пользователи ХД: ||
|подготовки отчетности | /--\ ||
| /--\ /--\ |/-------\ ||
|/---------\ /----------\ || | отдел анализаи планирования;||
|| CRM | |Control BI| |\-------/ ||
|\---------/ \----------/ | /--\ ||
| /--\ |/-------\ отдел рыночных рисков, ||
|/---------\ || | казначейство; ||
||MS Excel | |\-------/ ||
|\---------/ | /--\ ||
| |/-------\ ||
| || | отдел налоговой отчетности; ||
| |\-------/ ||
| | /--\ ||
| |/-------\ ||
| || | отдел неторговых операций; ||
| |\-------/ ||
| | /--\ ||
| |/-------\ ||
| || | отдел клиринговых расчетов ||
| |\-------/ ||
| | /--\ ||
| |/-------\ управление оформления ||
| || | банковских операций; ||
| |\-------/ ||
| | /--\ ||
| |/-------\ ||
| || | казначейство; ||
| |\-------/ ||
| \--------------------------------------/|
\------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------+-------------------------------------\
| /-----------------------------\ |
| Хранилище данных |Бюджет хозяйственных расходов| |
| и ВРМ-приложения |-----------------------------| |
| | Управленческий учет | |
| |-----------------------------| |
| | Налоговая отчетность | |
| |-----------------------------| |
| | Отчетность для Банка России | |
| |-----------------------------| |
| | Портфель сделок | |
| |-----------------------------| |
| | Главная книга | |
| |-----------------------------| |
| | Финансовое хранилище данных | |
| | "Контур Корпорация" | |
| \-----------------------------/ |
\------------------------------------------------------------------------/
/--+-----------------+-----------------+-----------------+---------------\
| | |Первичные | | |
| | |бухгалтерские | | |
| | |данные | | |
| | |(клиенты, | | Денежные |
| | Налоговые |операционисты, | | начисления |
| | учетные |счета, проводки, | Сделки по | сотрудникам |
| | записи |остатки и т.д.) | акциям | банка |
| /---\ /---\ /---\ /---\ |
|/-------------\ /-------------\ /-------------\ /-------------\ |
||АБС головного| | АБС филиал | | Диасофт | | ИНФИН | |
|| банка | | 1...11 | | Custody | | | |
|\-------------/ \-------------/ \-------------/ \-------------/ |
| Учетные системы банка |
\------------------------------------------------------------------------/
Архитектура системы автоматизации управленческого учета и регулярной отчетности на основе хранилища данных
Постепенное развитие BPM-системы позволило сотрудникам банка получать внутреннюю отчетность по четырем регистрам налогового учета, также в целях управленческого учета детализировать отчетность вплоть до отдельных сделок с клиентами, была налажена подготовка графиков выплат по ценным бумагам. Этих результатов исполнители проекта добились в 2006 году. В следующем году в банке автоматизировали бюджетирование хозяйственных расходов, что позволило упростить процесс планирования и контроля исполнения сметы. Например, регистрацию и согласование заявок на платеж стали осуществлять в онлайн-режиме. В этом же году удалось автоматизировать выпуск 15 отчетных форм обязательной отчетности по РПБУ
Трудности развития BPM-системы
Однако для дальнейшего успешного развития BPM-системы было необходимо поддерживать производительность хранилища данных: BPM-систему использовали в промышленном режиме с 2005 года, с момента ее запуска по мере окончания новых проектов и запуска в использование новых приложений нагрузка на вычислительную систему постоянно росла.
Характеристики серверов BPM-системы АКБ "Еврофинанс Моснарбанк"
Характеристики 32-разрядного сервера HP DL380 G3 |
Характеристики 64-разрядного сервера SeNECа II |
|
Процессор | CPU - 2x Xeon 2.8 Ghz | CPU - 2x Dual Core Itanium2 1.6 Ghz |
Оперативная память |
RAM - 4 Gb | RAM - 8 Gb |
Жесткие диски | Объем жесткого диска - 100 Gb | Внутренние диски: LSI Logic Megaraid SCSI 320 2х 146Gb U320 - raid1 Внешние диски: дисковый массив Hitachi AMS500, подключение через FC HBA Emulex LihgtPulse LP9802 Dual Port |
Нагрузку на систему создает естественное увеличение объема хранимых данных, которое характерно для растущего банка, и расширение задач автоматизации. В "Еврофинанс Моснарбанке" постоянно росло количество пользователей, к системе подключали новые филиалы. К 2008 году данные в ХД "Еврофинанс Моснарбанка" собирали из 11 филиалов, число так называемых центров финансовой ответственности превысило 70, регулярно выпускались 80 отчетов, доступом к данным хранилища пользовались 15 пользователей.
Если в 2005 году объем архивных данных в хранилище составлял 20 Гб, то в 2007 году эта цифра выросла примерно в пять раз - до 100 Гб. Опыт показывает, что объем банковских хранилищ данных растет постоянно и только за 2007 год в "Еврофинанс Моснарбанке" он вырос на 50%.
Таким образом, объем данных, обрабатываемых в хранилище, постоянно увеличивался, что сказывалось на его быстродействии и скорости выполнения запросов пользователей. Также снижение производительности создавало трудности для реализации плана развития BPM-системы, в котором было расширение состава отчетов для Банка России, полная автоматизация выпуска налоговой отчетности и др.
Решить эту проблему можно было путем оптимизации всего программно-аппаратного комплекса (см. таблицу). Систему портировали с 32-разрядного сервера на 64-разрядный SeNECa II, установили новую версию хранилища "Контур Корпорация 64-bit" с более высоким уровнем производительности (в таблице можно увидеть сравнение 32- и 64-разрядных серверов). Новый сервер обеспечил высокую пропускную способность ввода (вывода) (до 10 Гб/сек) и снял ограничения на объем напрямую адресуемой памяти. Другими словами, оптимизация позволила повысить скорость выполнения запросов и других операций с базой данных.
После перехода на новый 64-разрядный сервер банк решил принять меры по повышению эффективности использования аппаратного обеспечения сервера хранилища данных. Ряд факторов, которые негативно влияют на производительность, и потенциал системы при увеличении нагрузки выяснили в ходе комплексного обследования быстродействия системы.
Проект выполняла команда из сотрудников компании Intersoft Lab и банка. Был исследован фактический регламент работы системы, данные из средств журнализации, также исполнители провели опрос бизнес-пользователей.
На начальной стадии проекта исполнители проанализировали фактический регламент использования системы, создали модель ее эксплуатации, измерили показатели производительности.
Затем последовала серия из 20 тестов, которые были нацелены на выявление проблемных процессов, а также моделирование рабочего дня банка и возможных ситуаций увеличения нагрузки на систему.
По результатам обследования исполнители составили конкретные рекомендации, которые позволили увеличить производительность BPM-системы в два раза и тем самым существенно сократить время выполнения запросов пользователей. Конкретные рекомендации для повышения эффективности работы получили и пользователи системы.
Дальнейшее наблюдение за системой на последней стадии проекта показало, что отчеты стали выпускаться существенно быстрее и исключились аппаратные сбои, даже при условии, что в системе одновременно работают все пользователи, выполняются регламентные операции массовой обработки данных (загрузка, расчеты) или объем данных, загружаемых в хранилище, увеличивается в полтора раза.
Сейчас BPM-система используется в интересах разных подразделений, с ее помощью выпускается более 80 видов отчетов, она активно развивается, и целесообразность мер по ее созданию подтверждают положительные отклики непосредственных пользователей.
В 2008-2009 годах банк планирует начать использовать всю функциональность системы выпуска обязательной отчетности по РПБУ и налоговой отчетности. Также "Еврофинанс Моснарбанк" планирует сбор данных о розничных операциях в хранилище данных, что связано с его выходом на рынок розничных услуг С хранилищем связаны и долгосрочные планы по автоматизации финансового планирования, трансфертного управления ресурсами, управления ликвидностью.
Условия успеха в создании BPM-системы
В заключение приведем несколько рекомендаций по построению BPM-системы и поддержанию ее эффективности.
- Перед началом проекта создайте команду его сторонников с представителями IT-департамента и бизнес-подразделений.
- Добейтесь поддержки высшего руководства, которая будет сохраняться в течение всего проекта.
- Четко определите задачи проекта построения BPM-системы и не отклоняйтесь от плана, тщательно проработайте техническое задание на настройку системы.
- Начинайте с автоматизации простых задач, делите проект на подпроекты длительностью не более полугода.
- Тщательно проработайте регламент использования системы.
- Поддерживайте производительность хранилища данных.
Стоит помнить о том, что BPM-система - это не шкатулка с чудесами, а сад, за которым нужно ухаживать. Хранилище нельзя внедрить как коробочный программный продукт, его можно только создать, причем настоящая работа с ним начинается после внедрения: загружаемые в ХД данные требуют очистки, синхронизации и выверки, а производительность системы на его основе - поддержки и регулярной профилактики.
О. Морозова,
к.т.н.,
руководитель отдела документации и
информации компании Intersoft Lab
"Бухгалтерия и банки", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540