Коллекторский рынок: рост или кризис?
В последнее время популярны два противоречащих друг другу утверждения. Первое: у коллекторов сейчас самая "горячая пора". Второе: ряд коллекторских агентств вот-вот обанкротится. На деле оба эти тезиса одинаково далеки от действительности.
Сегодня мы не видим резкого роста дефолтности среди среднестатистических заемщиков. На доходах граждан со средним достатком, пользующихся потребительскими кредитами и кредитными картами, кризис пока не сказался. А ведь это - самый массовый сегмент рынка. Да, объем просроченной задолженности растет, и мы наблюдаем это на примере "старых" должников, которые перестают выполнять взятые на себя ранее обязательства. Но ситуация совсем не катастрофическая. Отчасти это подтверждают и сокращения в подразделениях collection ряда розничных банков.
Нет кредитов - нет просрочки
Можно предположить, что рост безработицы и общее снижение доходов населения, обусловленные финансовым кризисом, негативно скажутся на платежной дисциплине заемщиков. С другой стороны, мы фиксируем существенное снижение объемов кредитования, а порой и его полное прекращение самыми крупными игроками. Но вместе с ним сходит на нет и количество "плохих" кредитов, и цифры просроченной задолженности в обозримом будущем подвергнутся не самой сильной корректировке. Конкретнее можно будет судить о ситуации в марте-апреле 2009 года: не аффилированным с банками агентствам передаются в работу должники с просрочкой около 180 дней, и именно на будущую весну придутся массовые передачи дел тех, кто допустил просрочку в октябре-ноябре 2008-го.
Нет денег - нет покупок
Еще один фактор оказывает серьезнейшее влияние на коллекторский рынок - недостаток ликвидности. Банки остро нуждаются в "живых" деньгах, и не через несколько месяцев, а сегодня. Поэтому чрезвычайно востребован сегодня выкуп у банков проблемных активов.
Средний "вес" одного лота при уступке банком своих прав требований доходит до 100 миллионов рублей и более. Цена - около 5% суммы. Продают, как правило, долги в регионах. Небольшие агентства не могут привлечь достаточно заемных средств для регулярных покупок и не располагают диверсифицированной региональной сетью. Поэтому в сегменте купли-продажи долгов действует чуть менее десятка агентств, которые, пользуясь существенным перекосом спроса и предложения, скупают долги по очень привлекательным ценам. Остальные по-прежнему делают акцент на агентских схемах.
Есть рынок - будет конкуренция
Для заявлений же о возможном банкротстве или уходе с рынка collection части игроков мы располагаем слишком скудными макроэкономическими прогнозами даже на ближайшую перспективу. Но наверняка уйдут игроки, пришедшие за "быстрыми" деньгами. Прибыльность коллекторского бизнеса невелика, а агентство требует периодических финансовых вливаний, особенно если работает с двумя-тремя крупными партнерами. Именно у них есть риски существенных кассовых разрывов - то есть ситуации, когда услуги агентством оказаны и партнером приняты, но еще не оплачены. Так что показать в будущем году рост прибыли, да и просто не опуститься ниже уровня безубыточности некоторым будет весьма непросто.
Возможно, кто-то сменит собственников, однако до череды сделок М&А, какую мы видим в других секторах бизнеса, коллекторский рынок пока не дорос.
В качестве панацеи от негативных последствий кризиса будут применяться испытанные средства: минимизация издержек, диверсификация услуг и попытки нарастить клиентский портфель в тех сферах, где долги были, есть и будут при любых условиях, в том числе во время самого жесткого кризиса. Это рынок телекоммуникационных и страховых услуг, а также долги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вот здесь мы наверняка увидим среди коллекторских агентств острую конкуренцию в борьбе за выгодных клиентов.
А. Щербаков,
заместитель генерального директора
Коллекторского агентства АКМ
"БДМ. Банки и деловой мир", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"