Комментарий к письму Минфина РФ
от 12 августа 2008 г. N 03-08-05 и письму Минфина РФ
от 11 августа 2008 г. N 03-08-05
И снова Министерство финансов РФ затрагивает в своих письмах тему внешнеэкономической деятельности. В первом письме (письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-08-05) финансисты объясняют, что иностранная фирма, привлекающая российскую организацию в качестве своего агента, не образует постоянного представительства на территории России. Во втором письме (письмо Минфина России от 11.08.2008 N 03-08-05) разбирается вопрос, каким образом российская фирма может вернуть налог по выплаченным доходам в пользу иностранной компании, если для возврата налога появились основания.
Российский агент - не постоянное представительство
Термин "постоянное представительство" знаком всем участникам внешнеэкономической деятельности. Определение, данное в пункте 2 статьи 306 Налогового кодекса РФ, гласит, что постоянное представительство - место деятельности, где иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в России.
Существует ряд ограничений для того, чтобы отделение иностранной фирмы признавалось постоянным представительством. В первом разбираемом письме (от 12.08.2008 N 03-08-05) финансисты подчеркнули, что деятельность иностранца через российского посредника не приводит к образованию постоянного представительства.
Чтобы как следует понять вывод Минфина России, следует обратить особое внимание на пункт 9 статьи 306 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что если посредник, работающий на иностранную фирму, занимается своим обычным видом деятельности, никакого постоянного представительства не возникает. Но вместе с тем дано понятие "зависимый агент" - лицо, действующее от имени иностранной организации. В запросе налогоплательщика описана как раз такая ситуация - российская фирма представляет интересы иностранной компании, да к тому же за ее счет. Прибыль же агент получает только в виде агентского вознаграждения. Вместе с тем он работает не только на иностранную фирму, но и самостоятельно оказывает такие же услуги.
Минфин России выразил точку зрения, что последнее обстоятельство является ключевым для ответа на вопрос, возникает ли у иностранной фирмы постоянное представительство в России. Причем даже международное соглашение (в нашем случае между Россией и Швейцарией) не может дать окончательного вывода. Для того, чтобы определить статус агента (зависимый или независимый) финансистам пришлось обратиться к Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития.
Итак, в пункте 38.3 Комментариев к упомянутой Конвенции говорится, что независимый агент - это тот, который не контролируется принципалом полностью, а действует на основании своих знаний и навыков. В нашем случае все как раз так и происходит: ведь российская фирма производит те же самые действия, что и в рамках своей обычной предпринимательской деятельности. Получается, что не имеет значения, за чей счет действует агент: если он сам знает, что делать, а не ждет лишь указаний от принципала, он независим, и никакого постоянного представительства иностранная фирма не образует.
Не было документов о резидентстве -
можно ли вернуть налог?
Перейдем ко второму письму Минфина России - от 11.08.2008 N 03-08-05. В запросе, на который отвечало финансовое министерство, российская компания написала, что желает вернуть налог, удержанный с доходов немецкой фирмы-контрагента. Проблема в том, что российская сторона лишь недавно получила документ, подтверждающий резидентство иностранной компании в Германии. И до этого момента доходы немецкой фирмы облагались согласно российскому законодательству.
Конкретный вид доходов, упомянутый налогоплательщиком в своем запросе, - это роялти, то есть периодические платежи за право пользования авторскими правами. И пункт 12 Соглашения между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения от 29.05.96 предусматривает, что такие доходы резидента Германии облагаются налогом только в Германии, а российская сторона не должна с них ничего удерживать. Получается, что немецкая компания подвергалась двойному налогообложению до того, как представила российской стороне документ о своем резидентстве.
Минфин России успокоил налогоплательщика, разъяснив, что ранее удержанный налог на доходы можно вернуть. Существует, правда, одно ограничение - деньги можно вернуть только в течение трех лет с момента окончания периода, в котором был выплачен доход (п. 2 ст. 312 НК РФ). При этом требуется подать в налоговый орган заявление на возврат удержанного налога, подтверждение резидентства иностранной фирмы, копии договоров, согласно которым иностранному лицу выплачивался доход, и копии платежных документов о перечислении налога.
К.В. Рогова,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.