Моделирование организационной структуры управления хлебопекарного предприятия с использованием SADT-методологии
Одним из эффективных инструментов при проведении работ по совершенствованию системы управления является моделирование. Замена реально существующих процессов управления моделями, описывающими статистические и динамические свойства элементов системы управления, объективно необходима. Причем построение модели целесообразно использовать в той или иной степени и формах на всех этапах процесса проектирования.
В качестве инструмента организационного моделирования используется стандарт IDEF0, реализующий методологию структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique - SADT). Данная методология была разработана в 60-70-х гг. XX века Дугласом Т. Россом и основана на PLEX-теориях.
Методология IDEF0 представляет собой четко формализованный подход к созданию функциональных моделей и на этой основе построение организационной системы в соответствии с поставленными требованиями.
Основным достоинством моделирования по методологии IDEF0 является то, что этот метод позволяет комплексно спроектировать функциональную модель предприятия. В процессе моделирования и анализа функциональной модели возможно не только выявить основные проблемы и недостатки, но и разработать оптимальную функциональную модель предприятия, которая будет ориентиром для организационных изменений и основной для построения организационной структуры предприятия.
Учитывая общее содержание процесса формирования организационной структуры и особенности применяемого инструментария сформирован алгоритм моделирования организационной структуры с использованием IDEF0 (рис. 1).
Исходным моментом проектирования организационной структуры управления в стандарте IDEF0 является формулирование целей и разработка на этой основе дерева целей предприятия. Целесообразно выделять четыре главные цели на высшем уровне управления и на более низких уровнях и, соответственно, четыре класса подцелей, отражающих относительно самостоятельные аспекты деятельности хлебопекарного предприятия. Среди них цели: научно-технические, производственные, экономические и социальные. Все эти цели взаимосвязаны и имеют одинаковую важность с точки зрения конечных результатов предприятия.
Методология перехода от целей к организационной структуре основывается на цепочки последовательных шагов от целей к функциям (бизнес-функциям), от последних к составу структурных единиц, к их подчиненности и установлению коммуникаций, то есть к структуре. Проведенный анализ деятельности хлебопекарных предприятий позволил сформировать шесть системных (процессных) функций. Эти функции - управление, маркетинг, технико-экономическая подготовка производства (ТЭПП), обеспечение, производство и сбыт.
Важная особенность формирования функциональной модели хлебопекарного предприятия состоит в том, что она строится на основе сформированного ранее дерева целей и действующих на предприятии нормативных документов (устава предприятия, положений о подразделениях, штатного расписания, планов деятельности предприятия и т.д.) (рис. 2).
Рис. 1 Алгоритм моделирования организационной структуры с использованием стандарта IDEF0
/------------------------\
|Цель системы управления |---------------------\
\------------------------/ |
|
/-------------------------------\ /--------------------------\ |
|Прогноз развития внешней среды | |Анализ объекта управления | |
\-------------------------------/ \--------------------------/ |
\-----------------------------| |
|
/--------------------------\ |
|Анализ соответствия целей | Нет |
| объекту управления и |--------------------/
| внешней среде |
\--------------------------/
| Да
/------------------------\
|Построение дерева целей |--------------------\
\------------------------/ |
| |
|
/--------------------------\ |
| Анализ соответствия | Нет |
| дерева целей ресурсным |--------------------/
| возможностям предприятия |
\--------------------------/
Да
/------------------------\
| Определение функций |
\------------------------/
|
/--------------------------------------\
|Построение функциональных моделей (ФМ)| ----------\
\--------------------------------------/ |
|
/-----------------------------------\ |
| Анализ соответствия ФМ ресурсным | Нет |
| возможностям предприятия |--------------/
\-----------------------------------/
| Да
/---------------------------------------------------------------------\
|Модель организационной структуры | Модель процессов управления |
| управления | |
\------------------------------------+--------------------------------/
|
| |
| /-----------------------------\ |
| Нет | Анализ соответствия модели | Нет |
\-----------| критериям |----------/
\-----------------------------/
| Да
Система управления | |
Организационная структура управления |
Процесс управления |
"Рис. 2. Функциональная модель хлебопекарного предприятия"
Рис. 3. Организационная структура управления предприятием (предлагаемый вариант)
/----------------------\
| Генеральный директор |
\----------------------/
/------------------------------------------------------------------------------------------------\--------------------\
| | | | | |
/--------------------------\/----------------------\ /----------------\ /----------------------\/-----------------------\/-------------\
| Директор по техническому ||Директор по экономике | | Директор по | |Директор по маркетингу||Директор по персоналу ||Юрисконсульт |
| развитию || и финансам | |производству | | и коммерции ||и социальному развитию || |
\--------------------------/\----------------------/ \----------------/ \----------------------/\-----------------------/\-------------/
| | | | |
/--------------------------\/----------------------\ /----------------\ /----------------------\/-----------------------\
| Отдел главного механика || Главный бухгалтер | |Хлебопекарное | | Коммерческий отдел || Отдел кадров |
| || | |производство | | (сбыта) || |
| || | | | | || |
\--------------------------/\----------------------/ \----------------/ \----------------------/\-----------------------/
| | | | |
/--------------------------\/----------------------\ /----------------\ /----------------------\/-----------------------\
| Отдел главного энергетика|| Бухгалтерия | |Кондитерское | | ПДБ || Административно- |
| || | |производство | | (стол заказов) ||хозяйственный отдел |
| || | | | | || |
\--------------------------/\----------------------/ \----------------/ \----------------------/\-----------------------/
| | | | |
/--------------------------\/----------------------\ /----------------\ /----------------------\/-----------------------\
| Ремонтно-строительный ||Планово-экономический | |Производственно-| | Экспедиция || Служба безопасности |
| участок || отдел | |техническая | | || |
| || | | лаборатория | | || |
\--------------------------/\----------------------/ \----------------/ \----------------------/\-----------------------/
| | |
/--------------------------\/----------------------\ /----------------------\
| Инспектор по охране труда|| Отдел труда и | | Отдел маркетинга |
| и технике безопасности || заработной платы | | |
\--------------------------/\----------------------/ \----------------------/
| |
| |
/----------------------\ /----------------------\
| Информационно- | | Отдел материально- |
|аналитическая служба | |технического снабжения|
\----------------------/ \----------------------/
|
/----------------------\
| Склады |
| |
\----------------------/
|
/------------------------\
| Товарное хозяйство |
\------------------------/
|
/-------------------------\
| Автогараж |
| транспортный цех |
\-------------------------/
Разработанное дерево целей, функциональная модель, а также информация, полученная на предыдущих этапах процесса проектирования, является основой построения организационной структуры предприятия с использованием стандарта IDEF0.
Разработанный вариант организационной структуры предусматривает выделение пяти направлений деятельности предприятия: "техническое развитие", "экономика и финансы", "маркетинг и коммерция", "производство" и "социальное развитие" (рис. 3).
Предлагаемый вариант организационной структуры обладает следующими достоинствами по сравнению с действующими: уменьшается количество ступеней управления, и, как следствие, создаются условия для развития горизонтальных связей между подсистемами; снижается перегрузка руководителей предприятия за счет более четкого разграничения функций; нормы управляемости будут выполняться практически у всех руководителей; устраняется дублирование функций у заместителей руководителя предприятия; сокращается продолжительность управленческого цикла за счет перераспределения функций управления, их укрупнения и агрегирования; повышается качество принимаемых решений на всех уровнях управления; увеличивается гибкость предприятия как системы, возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям внутренней и внешней среды.
А. Королева
"Управление персоналом", N 23, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.