Особенности заключения договора с учреждением,
осуществляющим охрану имущества
С учетом реалий сегодняшнего дня для бюджетных учреждений будет не лишним заложить в смету доходов и расходов средства на заключение и оплату договоров по охране имущества. Как известно, охраной занимаются как частные охранные агентства, органы ведомственной охраны при государственных органах власти, так и учреждения вневедомственной охраны органов внутренних дел. В основном бюджетные учреждения, не имеющие в своей структуре ведомственную охрану, заключают договоры с вневедомственной охраной, а не с частными охранными агентствами, так как она является государственной организацией и с ней легче вести расчеты, а также решать возникающие вопросы по осуществлению деятельности. Рассмотрим особенности составления и заключения договора по охране имущества.
Основные положения деятельности органов по охране
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 514*(1) правом на создание органов ведомственной охраны наделены МЧС, Минобороны, Спецстрой, Минпромэнерго, Роспром, Росстрой, Минсельхоз, Минтранспорт, Росжелдор, Мининформсвязи, Минфин, Росрезерв, Росатом, а также Роскосмос. Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Осуществление вневедомственной охраны возложено на органы внутренних дел. В частности, согласно ст. 9 Закона РФ "О милиции"*(2) подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. В то же время данный закон не регулирует деятельности этих подразделений. Она регламентируется в Постановлении Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 (далее - Постановление Правительства РФ N 589), которым утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ. Основными ее задачами являются:
- охрана имущества собственников на основе договоров;
- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
- проведение на территории РФ единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Помимо указанных задач, на учреждения вневедомственной охраны возлагаются и иные функции, а именно (п. 3 Постановления Правительства РФ N 589):
- оказание услуг, предусмотренных договорами с собственниками;
- подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществление инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
- организация и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполнение функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт;
- организация и проведение испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на ее использование на территории РФ;
- участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Осуществление указанных функций и задач возлагается на:
- Департамент государственной защиты имущества МВД;
- Центр оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;
- управления (отделы) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе РФ, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований;
- отделы (отделения) вневедомственной охраны городского, районного и поселкового уровня.
Вместе с тем деятельность подразделений вневедомственной охраны регулируется не только Постановлением Правительства РФ N 589. Как установлено Приказом МВД РФ от 02.09.2005 N 716*(3), деятельность управлений (отделов) вневедомственной охраны, расположенных в субъектах РФ, регламентируется типовым положением. В соответствии с разд. 3 данного положения в задачи управления (отдела) входят в том числе:
- ведение бухгалтерского учета и отчетности по исполнению сметы расходов на содержание подразделений и аппарата управления (отдела);
- составление сводных статистических и бухгалтерских отчетов по финансово-хозяйственной деятельности и представление их в установленные сроки в соответствующие инстанции;
- принятие мер к своевременному взысканию дебиторской задолженности по договорам;
- осуществление мероприятий по обеспечению потребностей подразделений вневедомственной охраны в материально-технических и иных ресурсах, необходимых для выполнения служебных задач, в пределах норм, установленных МВД.
Стоит сказать о том, что функции органов ведомственной охраны в целом схожы с функциями вневедомственной охраны.
Заключение договора
Защита охраняемых объектов органами вневедомственной охраны, а также ведомственной охраны в отношении иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется согласно заключенным договорам.
Основы заключения договоров прописаны в Гражданском кодексе. Это основной нормативный документ, от которого необходимо отталкиваться бюджетному учреждению, оформляя отношения с вневедомственной охраной.
Как определено ст. 420 ГК РФ, под договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Он считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, а именно: определены предмет договора, иные условия, необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Итак, бюджетное учреждение по итогам конкурса на оказание услуг по охране имущества выбрало победителем учреждение вневедомственной охраны при органах внутренних дел субъекта РФ.
В целях грамотного заключения договора необходимо учитывать, что он должен включать в себя вводную часть, предмет договора, а также права и обязанности, дополнительные и прочие условия.
Вводная часть
Вначале стоит указать наименование договора - договор на оказание услуг по охране имущества.
Далее - дату и место подписания договора. Правда, эти требования не всегда выполняются. Однако в особенности с датой подписания договора связаны определенные правовые последствия. В случае если дата подписания договора обеими сторонами отличается, моментом начала действия договора будет считаться момент подписания его последней стороной.
Следующим обязательным пунктом является наименование сторон договора, которое может быть как полным, так и сокращенным, но обязательно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица. Кроме того, в целях неповторения полного наименования сторон договора целесообразно применять условное обозначение каждой из сторон (Исполнитель, Заказчик).
Завершая данный раздел, стоит отметить еще один обязательный пункт вводной части договора. Это указание фамилии, имени, отчества лица, подписывающего договор, а также наименование документа, на основании которого он может осуществлять подписание договора. Например, Департамент образования в субъекте РФ, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Константинова Петра Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и учреждение вневедомственной охраны при субъекте РФ, именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице руководителя Новикова Сергея Павловича, действующего на основании Положения об осуществлении деятельности, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны, заключили договор об оказании услуг по вневедомственной охране имущества.
Предмет договора
В данном разделе прописываются обязанности и права каждой из сторон договора, срок выполнения обязательств, место исполнения обязательств, а также способ исполнения (порядок действий, их последовательность и сроки).
Принимая во внимание, что договор заключается на оказание услуг, его оформляют в соответствии с положениями гл. 39 ГК РФ. Так, согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Например, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по:
- защите охраняемых объектов Заказчика от противоправных посягательств;
- обеспечению на охраняемых объектах Заказчика пропускного и внутриобъектового режима;
- предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах Заказчика.
Не будет лишним указать в договоре основания его заключения, то есть нормативные документы, согласно которым осуществляют свою деятельность стороны договора. Например, основанием заключения договора по оказанию услуг по охране имущества являются Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", Приказ МВД РФ от 02.09.2005 N 716 "Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации", Положение об осуществлении деятельности, утвержденное приказом руководителя учреждения вневедомственной охраны при субъекте РФ от 22.03.1996 N 87.
Права и обязанности сторон
Следующим обязательным условием договора является отражение прав и обязанностей Исполнителя и Заказчика.
Например, обязанности Исполнителя могут выглядеть следующим образом:
1. Обеспечивать круглосуточную охрану объектов Заказчика в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", Приказа МВД РФ от 02.09.2005 N 716 "Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации", Положения об осуществлении деятельности. Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, согласованной с Заказчиком, при наличии служебных удостоверений.
Сотрудники вневедомственной охраны должны быть оснащены оружием, спецсредствами, другим необходимым оборудованием.
Исполнитель обязуется обеспечить:
- охрану периметра, контрольно-проходных и проездных пунктов, зданий, сооружений, складов, хранилищ, помещений Заказчика;
- пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых объектах Заказчика;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах Заказчика;
- поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты Заказчика;
- рассмотрение, обобщение и представление на согласование в ГУ ООП СОБ (ГУВДРО СОБ) МВД комплекта документов для оформления лицензий на приобретение (договора на получение) разрешений на хранение (ношение, использование) служебного, боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему и специальных средств;
- при необходимости участие в ликвидации пожаров, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах Заказчика;
- при необходимости оказание в пределах своей компетенции (по согласованию с Заказчиком) содействия правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
2. Выполнять требования приказов Заказчика, касающихся охраны его объектов, установленного внутриобъектового режима, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности.
При наличии признаков нарушений целостности охраняемых помещений или причинения ущерба, вызванного хищением товарно-материальных ценностей, Исполнитель сообщает в дежурную часть УВД и Заказчику. До их прибытия Исполнитель обеспечивает неприкосновенность места происшествия. По прибытии сторон составляется двухсторонний акт по факту проникновения на объект.
Выполнение права Исполнителя заключается в применении права:
- требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов, посетителей, а также персонала арендных и подрядных организаций соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
- проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность посетителей, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) материальных ценностей на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
- проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;
- производить административное задержание и сопровождение в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемом объекте, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;
- беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемый объект, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.
Обязанности Заказчика включают в себя:
1. Своевременно и в полном объеме оплачивать услуги Исполнителя по охране объектов Заказчика в соответствии с протоколом договорной цены.
2. Предоставлять Исполнителю во временное пользование служебные и бытовые помещения, оборудование и инвентарь в количестве, необходимом для нормального функционирования подразделения охраны, автотранспорт (при необходимости), вооружение и спецсредства (согласно действующим нормативным документам), а также комнату для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, оборудованную в соответствии с требованиями МВД.
3. Обеспечивать бесперебойное снабжение электроэнергией. При нарушении электроснабжения обеспечивать дежурным освещением караульное помещение, помещение КПП и зоны охраняемых объектов. Предоставлять Исполнителю телефонные линии связи в исправном состоянии. Проводить ремонт служебно-бытовых помещений охраны.
Права Заказчика:
1. Вносить Исполнителю предложения по совершенствованию системы вневедомственной охраны и пересмотру акта ведомственной (межведомственной) комиссии на организацию охраны.
2. Осуществлять контроль за качеством несения службы личным составом подразделения охраны.
3. Проводить инвентаризацию и проверку по вопросам целевого использования переданных Исполнителю во временное пользование помещений, имущества и инвентаря.
Одной из основных обязанностей Заказчика является оплата оказанных услуг Исполнителя по охране имущества в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Порядок оплаты отражается в договоре в отдельном разделе "Цена договора и порядок расчетов":
Цена договора устанавливается в размере ___ руб. ежемесячно, в том числе НДС (18%) руб
Оплата услуг Исполнителя по охране объектов Заказчика производится ежемесячно путем перечисления Заказчиком денежных средств на лицевой счет Исполнителя до числа текущего месяца по выставляемым им счетам.
При нарушении установленного срока перечисления денежных средств Заказчик обязан перечислить их с уплатой процентов в размере, установленном договором, но не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не перечисленной на лицевой счет Исполнителя суммы (подтверждается платежным поручением).
Ни один договор не обходится без отражения ответственности сторон за нарушение условий договора. В качестве меры воздействия могут выступать санкции в виде неустоек (пени, штрафы), уплачиваемых одной стороной, нарушившей обязательства по условиям договора.
Данный раздел может выглядеть следующим образом:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Исполнитель отвечает за причиненные убытки в случаях их возникновения вследствие неисполнения им обязательств по договору, при этом возмещению подлежат реальные убытки в виде понесенных расходов. Упущенная выгода возмещению не подлежит.
Возмещение Заказчику причиненного по вине Исполнителя ущерба производится в месячный срок с момента представления документов органов дознания, следствия или суда, установивших факт кражи, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на объект в охраняемое время. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами и расчетом стоимости похищенных, уничтоженных или поврежденных материальных ценностей. В случае полного или частичного отказа от компенсации ущерба Исполнитель в тот же срок уведомляет об этом Заказчика с указанием причин отказа.
При неуплате Заказчиком в установленные договором сроки сумм за охранные услуги начисляется пеня в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Однако Исполнитель компенсирует ущерб не во всех случаях. В частности, он может быть освобожден, если докажет отсутствие своей вины. Например, Исполнитель не несет ответственность за:
- ущерб, причиненный форс-мажорными обстоятельствами;
- ущерб, причиненный посторонними лицами, проникшими на объект до сдачи его в установленном порядке под охрану;
- ущерб, причиненный посторонними лицами, в результате несоблюдения Заказчиком Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах;
- ущерб при невыполнении Заказчиком требований по технической укрепленности объекта, оборудованию, ремонту средств охранной сигнализации, а также за нарушение указанного в договоре и актах обследования порядка хранения ценностей, оружия и др. в охраняемое время, если нарушение этих требований явилось причиной ущерба;
- ущерб, причиненный арендатору или иному пользователю охраняемого помещения, если непосредственно с ним не заключен договор на охрану;
- ущерб, причиненный Заказчику в охраняемый период времени, не связанный с проникновением посторонних лиц (пожар, затопление и т.д.).
Заканчивая разговор об особенностях заключения договора на охрану имущества, перечислим остальные разделы, включаемые в него: "Срок действия договора", "Порядок разрешения споров между сторонами по договору" (в соответствии с законодательством РФ в арбитражном порядке), а также "Реквизиты обеих сторон".
А. Беляев,
редактор журнала "Бюджетный организации:
акты и комментарии для бухгалтеров"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны".
*(2) Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
*(3) Приказ МВД РФ от 02.09.2005 N 716 "Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"