Какие основные требования бюджетного законодательства РФ необходимо учитывать в 2009 г. в случае софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ?
Согласно положениям ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходными обязательствами согласно ст. 6 БК РФ являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям ст. 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
На основании вышеуказанных норм бюджетного законодательства РФ расходы федерального бюджета по софинансированию исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ или предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения осуществляются исключительно путем предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).
Расходы по исполнению вышеуказанных расходных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, в том числе в связи с необходимостью приобретения основных средств, материальных запасов, автотранспорта, оборудования, лекарственных средств или иного имущества (далее - имущество), осуществляются в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).
Государственными (муниципальными) заказчиками на закупку указанного имущества являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления).
На основании ст. 132 БК РФ, предусматривающей норму о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, в нормативных правовых актах Правительства РФ, определяющих условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований), возникающих в связи с закупкой необходимого имущества, могут устанавливаться особые условия предоставления таких субсидий.
Так, в случае определения соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета единого перечня имущества и предъявления единых требований к нему главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении соответствующей субсидии может быть принято решение о включении в условия получения субъектом РФ субсидии положения о проведении централизованного размещения заказа для государственных нужд на право заключить государственные контракты на закупку соответствующего имущества (далее - централизованный заказ) государственными заказчиками - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Централизованный заказ проводится с учетом требований, установленных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Функции по размещению централизованного заказа могут осуществляться органом, уполномоченным на это главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - уполномоченный орган), либо с привлечением специализированной организации. При этом право подписания государственного контракта на поставку имущества по итогам централизованного размещения заказа остается за государственными заказчиками на закупку указанного имущества - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления).
Расходы бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по исполнению вышеуказанных государственных контрактов осуществляются в порядке, установленном для исполнения бюджета субъекта РФ, на основании документов, подтверждающих доставку имущества, и других документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета субъекта РФ, в соответствии с установленным финансовым органом субъекта РФ порядком.
Предварительная оплата поставки имущества, работ и услуг, связанных с его поставкой, осуществляется в соответствии с законодательством РФ согласно условиям заключенных государственных контрактов.
Учитывая вышеизложенное, расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в том числе в связи с закупкой имущества, должны осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета по подразделу 1102 "Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)" раздела 1100 "Межбюджетные трансферты", и не могут осуществляться за счет ассигнований, предусмотренных по иным разделам классификации расходов бюджетов.
Государственные контракты на централизованную закупку и поставку имущества, предназначенного для последующей передачи соответствующим учреждениям субъектов РФ (муниципальным учреждениям), ранее заключенные государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти на срок, выходящий за пределы 2008 г., в границах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств по иным разделам классификации расходов бюджетов, исполняются до их завершения (но не более трех лет, начиная с 2008 года).
Специалисты Минфина России и Федерального казначейства
1 октября 2008 г.
"Финансы", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414