Не видя зла
Настолько ли безупречен Google, как думают его пользователи? Анализируя политику безопасности Google и доверие потребителей, Ли Коппак оценивает, с какими рисками может столкнуться компания, владеющая самым популярным поисковым сервисом в мире.
В сентябре этого года компании Google исполнилось 10 лет. За этот период она прошла путь от проекта двух аспирантов, занимавшихся его разработкой в комнате общежития одного из университетов Калифорнии, до компании с бюджетом в $150 млн. Использование математического термина "Googоl" (гугол), обозначающего единицу со 100 нулями, отразило устремления создателей компании. Сегодня слово "гуглить" стало нарицательным. Многим из нас уже трудно представить жизнь без Google. Он показал нам настоящую мощь поисковой системы, предоставил изощренные средства картографии, средства поиска по локальным дискам, программы для организации фото, для работы с текстом, таблицами, календарем и всевозможные полезные мелочи. В поиске материалов для этой статьи тоже помог Google. Так как столь полезные, занимательные и изобретательные системы являются "бесплатными", а реклама находится под строгим контролем, представляется, что Google работает в изначальном духе сети интернет. В июле 2008 года Джеф Честер написал в онлайн-журнале Interbrand'а - Brandchannel: "Многие читатели Brandchannel смотрят на Google как на передовой бренд, ставящий интересы пользователя превыше всего". По словам Честера, пользователи считают, что Google регулярно создает революционно новые продукты и бесплатно предлагает их потребителям. Более того, несмотря на всемирный успех Google, бренд сохраняет репутацию скромного борца за правое дело. Однако все чаще возникает вопрос, чего же Google добивается внедрением все большего числа новых полезных сервисов? Как сказала одна женщина в обзоре Brandchannel "Brandjunkie" от 31 марта 2008 года: "Без Google я чувствую себя как без рук. Я знаю, что многим нравятся конспирологические теории о том, что Google захватывает власть над планетой, но я с удовольствием доверю Google практически все что угодно". Но есть и те, кто не разделяет подобного безоговорочного доверия. Среди них - организации, которые строго следят за деятельностью Google. Например, рабочая группа по защите информации Евросоюза. В 2007 году Google дважды менял правила безопасности в ответ на давление Евросоюза. Один раз изменялось время хранения персональных данных пользователей, и второй раз - время хранения файлов "cookies" - небольших фрагментов информации, которые веб-сайты загружают на наши компьютеры, чтобы они запомнили нас при возвращении. В мае 2008 Google получил предупреждение от инспектора по защите информации ЕС Петера Хастинкса, который заявил, что компания не должна показывать фото частных лиц в сервисе "Street View".
Еще один "сомневающийся" - влиятельная правозащитная организация Privacy International. В июне 2007 года в рейтинге, оценивающем обращение интернет-компаний с личными данными, Google занял последнее место среди 20 популярных компаний, включая Microsoft и AOL. Описывая подход компании как "тотальную угрозу конфиденциальности", Privacy International поясняет: "Одна из причин такой оценки заключается в том, что продукты Google разнообразны, специфичны и имеют возможность обмена информацией между собой; другая причина заключается в доминировании Google на рынке и огромном размере пользовательской базы".
В ответ на это представители Google заявили: "Мы огорчены докладом Privacy International, который основывается на многочисленных неточностях и неправильном понимании того, как мы работаем". На защиту любимой компании поднялись блоггеры, цитируя, наряду с другими документами, повестку в суд от Министерства юстиции США с требованием предоставить информацию о поисковых запросах, необходимую министерству для возрождения закона, касающегося онлайн-порнографии. В обращении разработчиков, размещенном на сайте Google, говорится: "Наш бизнес построен на доверии пользователей, их вере в нашу способность обеспечить максимальную защиту их данных и нашем обязательстве уважать конфиденциальность размещенной в системе пользовательской информации путем непредоставления этой информации третьим лицам и ее защиты от неправомочного использования". Основной принцип, декларируемый Google, - "деньги можно заработать, не причиняя вреда". Компания с самого начала подчеркивала важность того, что на результаты поиска не должна влиять коммерция. Позиция в рейтинге поиска Google зависит исключительно от технических критериев, установленных компанией. В итоге выросла целая индустрия, помогающая владельцам сайтов раскрутить их с помощью повышения позиции в выдаче.
Выявленные риски
В 2004 году Google, прошедший листинг Nasdaq, назвал риск-факторы, которые могут негативно сказаться на его бизнесе. Компания подтвердила, что среди них присутствуют и вопросы конфиденциальности. "Время от времени высказываются сомнения, достигнут ли компромисс между обеспечением конфиденциальности информации и соблюдением прочих интересов. Опасения относительно нашей деятельности относятся к сбору, использованию, разглашению или безопасности личных данных и других аспектов, касающихся конфиденциальности. Даже если они не подтвердятся, это может нанести вред нашей репутации и повлиять на результаты работы".
Выделяют три основных риска конфиденциальности:
- преднамеренная угроза сохранности информации либо потеря данных по небрежности;
- регулярные жалобы потребителей на политику безопасности компании и практику сбора и применения информации;
- вынужденное обнародование пользовательской или партнерской информации по требованию правительства или в спорах о копирайтах. В годовом отчете компания не объяснила, какие методы она применяет для управления этими рисками. Законы и нормативные акты США, регламентирующие контроль и управление финансовыми рисками компаний, требуют принятия незамедлительных решений, а европейские традиции управления корпорациями - более тщательного обсуждения рисков предприятий и общей системы контроля. На данный момент это обстоятельство не особо волнует держателей акций компании. После публикации отчета стоимость акций Google немного упала, но потом начала расти и в ноябре 2007 года достигла своего максимума - 747 центов, значительно опередив показатели других ценных бумаг индекса. С января по март 2008 года стоимость акций резко упала до
412 центов, но в мае, когда Microsoft отказался от покупки конкурента Google - компании Yahoo, поднялась опять. С тех пор цена акций Google колеблется на отметке около 480 центов.
Серьезные вопросы
Между тем веб-компании воспринимают вопросы безопасности все более серьезно. Чтобы провести оценку политики безопасности, они вкладывают деньги в исследования или пользуются услугами консультантов, рекомендованных Privacy International, например, 80/20 Thinking.
Саймон Дэвис, генеральный директор 80/20 Thinking, считает, что мнение потребителей может пошатнуть даже очень сильную позицию на рынке: если потребитель потерял веру в коммерческое предприятие, оно начинает постепенно сдавать позиции в конкурентной борьбе. Сначала компания попадает под пристальное внимание влиятельных группировок и заинтересованных лиц. Затем поднимается шумиха в прессе. Потом происходят юридические разборки, которые широко освещаются в различных СМИ. На фоне всего этого продолжает расти недоверие публики. Правительство и правоохранительные органы применяют к компании дисциплинарные меры. Возможно и то, что будут приняты законы, запрещающие деятельность компании.
Через два месяца после негативного отзыва Privacy International генеральный директор Google Эрик Шмидт потребовал глобализации подхода к стандартам политики безопасности. В своей статье в Financial Times от 19 сентября 2007 он констатировал, что на данный момент в большинстве стран отсутствуют законы о защите информации, а существующие в ЕС общие стандарты слишком сложны и негибки. В заключение он сказал: "На данный момент перед нами стоит двойная задача: во-первых, укрепить доверие потребителей путем предотвращения скандалов, а во-вторых, разработать непротиворечивые, четкие правила, которые способствовали бы дальнейшему развитию компании". Не стоит забывать, что Google - это коммерческое предприятие. 99% своих доходов компания получает, продавая рекламу, и использует технические знания и все богатство данных, чтобы заставить эту рекламу работать предельно точно. Поэтому компания может убедить рекламодателя, что их коммерческое предложение целевого размещения рекламы принесет результаты. Показатели свидетельствуют, что так и происходит. В 2007 году Google получил прибыль $16,6 млрд (в 2006 году - $10,6 млрд), а чистая прибыль компании возросла с $3,1 до $4,2 млрд.
Статья опубликована в журнале StrategicRISK, September 2008.
Л. Коппак,
специалист по анализу рынка журнала StrategicRISK,
издатель журнала Catastrophe Risk Management
"Риск-менеджмент", N 11-12, ноябрь-декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020