Международные стандарты финансовой отчетности
18 декабря 2008 г. Правление КМСФО (IASB) опубликовало для публичного обсуждения проект нового Стандарта (Exposure Draft) ED10 "Консолидированная финансовая отчетность" (далее - Проект).
Проект является результатом проведенного анализа рисков, связанных с тем, что предприятия, составляющие отчетность, нередко используют специальные структуры, в частности для управления секьюритизацией и при проведении сложных финансовых сделок. Данный вопрос также обсуждался на саммите лидеров стран "Большой двадцатки" (G-20), состоявшемся 15 ноября 2008 г.
Зачастую финансовая отчетность предприятий, подготовленная на основе действующих Стандартов и Интерпретаций, не дает представления о том, насколько предприятия, составляющие отчетность, подвержены рискам в связи с использованием таких структур.
Текущая редакция МСФО (IAS) 27 "Консолидированная финансовая отчетность" определяет контроль как возможность управлять финансовой и операционной политикой предприятия таким образом, чтобы получать выгоду от его деятельности. Дальнейшее руководство в отношении того, когда компания должна консолидировать предприятия специального назначения (special purpose entities), содержится в интерпретации SIC-12 "Консолидация - предприятия специального назначения" (Consolidation - special purpose entitites). Однако, как было отмечено пользователями, модели консолидации в МСФО (IAS) 27 и в интерпретации SIC-12 отличаются друг от друга, что на практике приводит к различным толкованиям и снижает сравнимость консолидированной финансовой отчетности различных предприятий между собой. Данные несоответствия также могут служить побудительным мотивом для намеренного структурирования группы предприятий таким образом, чтобы избежать необходимости консолидировать некоторые из них.
Проект предлагает устранить выявленные несоответствия путем замены определения контроля, содержащегося в МСФО (IAS) 27 и индикаторов контроля, содержащихся в интерпретации SIC-12, на единое определение контроля, которое будет применяться ко всем предприятиям без исключения. Правление КМСФО предлагает следующее определение контроля над предприятием: "Предприятие, составляющее отчетность, контролирует другое предприятие, когда оно имеет право направлять деятельность другого предприятия, с тем чтобы получить в свое распоряжение результаты этой деятельности".
Контроль над предприятием подразумевает право направлять деятельность этого предприятия. Предполагается, что возможность управлять финансовой и операционной политикой предприятия, как определено в МСФО (IAS) 27, является одним из проявлений такого права. Право направлять деятельность другого предприятия может быть обусловлено различными способами, включая наличие права голоса, владение опционами или конвертируемыми инструментами, наличием соглашений, комбинацией вышеперечисленных способов либо наличием агента, который имеет возможность направлять деятельность контролируемого предприятия. Предприятие, составляющее отчетность не обязано использовать свое право направлять деятельность другого предприятия, для того чтобы считаться контролирующим его.
Проект стандарта сохраняет допущение о том, что если предприятие, составляющее отчетность, имеет более половины голосов в другом предприятии, то оно обладает правом направлять деятельность этого предприятия. Проект стандарта включает детальное руководство, как оценить наличие такого права: а)при наличии менее половины голосов; б) при определении контроля над структурированными предприятиями (structured entities). Термин "структурированные предприятия" вводится впервые данным проектом. По своим характеристикам структурные предприятия очень близки к предприятиям специального назначения (special purpose entities), как они определены в интерпретации SIC-12.
Проект стандарта использует термин "результат деятельности" (return) вместо термина "выгода" (benefits), поскольку многие интерпретируют термин "выгода" как только получение положительного возмещения. Правление КМСФО считает, что термин "результат деятельности" более ясно отражает тот факт, что отчитывающееся предприятие может получить как положительный, так и отрицательный результат.
Проект также содержит расширенные требования к раскрытию информации, в какой степени отчитывающаяся компания вовлечена в создание специальных структур, а также те риски, которым подвергается компания в результате использования таких специальных структур. Данные требования будут касаться не только банковского сектора, но и любой компании, которая использует юридические лица для управления своими активами.
Комментарии к предложенному проекту ED10 "Консолидированная финансовая отчетность" будут приниматься КМСФО до 20 марта 2009 года.
Подробнее ознакомиться с результатами работы Правления КМСФО и Комитета по интерпретациям МСФО, Проектами для обсуждения, самими МСФО и Интерпретациями к ним, а также изменениями к МСФО можно на веб-сайте: www.iasb.org.
Материал подготовлен
PricewaterhouseCoopers*(1)
"Финансовая газета", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под PricewaterhouseCoopers понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть компаний Price-waterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71