Франчайзинг
Франчайзинг активно развивается в разных странах мира. Это такая возможность развития бизнеса, при которой владелец торговой марки (франчайзер) предоставляет право на использование бренда компании-покупателю (франчайзи). Франчайзи, покупая франшизу, приобретает не только идею бренда, но и технологию ведения бизнеса, которая позволяет в кратчайшие сроки добиться стратегических целей компании. А именно, франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
В России развитие франчайзинга происходит неравномерно. К сожалению, сегодня лишь региональные центры используют франчайзинговую систему достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. В нашей стране наблюдаются быстрые темпы роста в мировых сетевых компаниях, что нельзя сказать об отечественных. Главные причины - многолетняя история, огромный опыт, безукоризненная репутация и, конечно же, известность.
Одним из примеров успешного развития франчайзинга в России является фирма "1С" и ее партнерская сеть.
С развитием средств массовой информации мировые корпорации вызывают больше доверия у российских регионов, чем отечественные крупные компании. Хотя здесь необходимо учитывать сферу деятельности корпораций, так как в некоторых отраслях наблюдается определенный рост франчайзинга среди российских компаний. Речь идет о супермаркетах, ресторанном бизнесе, салонах сотовой связи и т.д. С компаниями, занимающимися предоставлением услуг в области консалтинга, ситуация обстоит по-другому. Мировые консалтинговые центры вызывают больше доверия, и это неудивительно, если учитывать многолетний опыт работы в различных экономических условиях.
Какие же компании сегодня являются потенциальными франчайзи? Франчайзинг рассчитан на тех, кто стремится к долгосрочному развитию в целях завоевания определенного сегмента рынка. Но не каждый владелец бизнеса может сразу инвестировать в него большие денежные средства. В этом случае при приобретении франшизы у компании появляется возможность скорого проникновения на рынок, повышения экономических показателей и мобилизации капитала за счет существующих торговых точек. С помощью франчайзинга она может в кратчайшие сроки выйти из сектора малого бизнеса и перейти в разряд среднего, а потом и крупного.
Преимущества и недостатки франчайзинговой системы необходимо рассматривать как со стороны франчайзера, так и со стороны франчайзи.
Для компании, которая продает право на использование бренда, главными преимуществами являются ее развитие на региональном или международном уровне, укрепление репутации на рынке, поддержание известности, получение финансовой прибыли.
Франчайзи вместе с покупкой франшизы "покупает" себе репутацию. У него также появляется возможность самостоятельно строить свой бизнес. Это предусмотрено в рамках франчайзингового договора и предполагает развитие бизнеса с учетом ментальности и денежных инвестиций, а также политики региона. При этом в случае возникновения проблем франчайзи всегда может рассчитывать на поддержку со стороны центрального офиса. Более того, на начальном этапе франчайзи получает профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.
К недостаткам ведения такого бизнеса для франчайзера можно отнести получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного; трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи; подготовка себе возможного конкурента.
Для франчайзи недостатки выражаются в постоянном контроле со стороны франчайзера, что оставляет меньше самостоятельности в бизнесе.
При управлении бизнесом на условиях франчайзинга подразумевается контроль за франчайзи со стороны головного офиса. Тем не менее отношения внутри корпоративной системы являются коллегиальными, поскольку лицензиаты компании приобретают право на использование идеи и не находятся в полном подчинении у центрального офиса. С другой стороны, на начальном этапе контроль деятельности региональных компаний вполне уместен и необходим. Прежде чем получить самостоятельность, региональные центры должны перенять опыт у основного офиса, получить ключевые инструкции ведения бизнеса. В дальнейшем лицензиат получает самостоятельность, хотя контроль со стороны франчайзера продолжает осуществляться.
Так, компания LMI Russia, которая является одной из ведущих в области управленческого и организационного консалтинга, уже на этапе открытия представительства в регионе осуществляет плодотворную работу по взаимодействию с центральным офисом. Первую неделю сотрудники изучают принципы работы, презентации представителя головного офиса, основные технологии компании. Затем в течение двухнедельного перерыва перед специалистами ставятся конкретные задачи руководства. Далее начинается двухмесячная подготовка, после которой в регион выезжает представитель из центрального офиса. Он проводит полный анализ и контроль проделанной работы, присутствует непосредственно на переговорах с франчайзи и с потенциальными клиентами. Только после этого, если регион прошел проверку, команда франчайзи получает сертификат соответствия стандартам компании. Если есть стратегия выхода в регионы, связанная с продажей франшизы, но нет возможности обеспечения их работы, происходит торможение в развитии регионального бизнеса, что нередко приводит к банкротству региональных представительств.
Одной из главных проблем франчайзеров является правильный выбор франчайзи, которые нередко могут тормозить эффективность развития франчайзингового бизнеса в силу своей некомпетентности и низкого уровня профессионализма. На первом подготовительном этапе очень важен человеческий фактор, компетенции и навыки, система контроля за деятельностью франчайзи. В случае если лицензиат не выполняет поставленных задач, нередко ему предлагают перепродать право обладания франшизой другой компании.
Есть еще не менее сложные проблемы - это региональные особенности и доступ к коммерческим секретам. К каждому франчайзи необходим индивидуальный подход. Перед внедрением бизнеса в тот или иной регион для выбора самого компетентного и трудоспособного лицензиата необходимо досконально изучить всех игроков на локальном рынке.
В России франчайзинг появился сравнительно недавно, но его значение с каждым годом растет в условиях развития малого бизнеса, что непосредственно влияет на процветание российской экономики.
Преимущества франчайзингового бизнеса по сравнению с предпринимателями-одиночками очевидны: условия и результаты работы более понятны, прозрачны и предсказуемы. Успешная практика франчайзинга подтверждается стабильностью и высокой доходностью среди существующих обладателей конкретной франшизы, а также устойчивым растущим интересом к использованию известного бренда для создания собственного бизнеса.
Е. Абдалова,
директор компании LMI Russia
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71