Комментарий к Федеральному закону от 22.07.2008 N 157-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации""
В ходе практического применения Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) возникла необходимость в уточнении ряда его положений, что и было сделано Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (далее - Закон N 157-ФЗ).
В частности, внесенные изменения в ст. 91 ТК РФ обусловлены необходимостью правильного формирования производственного табеля-календаря для работников как со стандартной, так и с разной (36-, 35-, 30-, 24-часовой и др.) сокращенной продолжительностью рабочего времени.
С даты вступления в силу Закона N 157-ФЗ - с 10 августа 2008 года - Минздравсоцразвития России вправе определять порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю.
До этого времени при решении вышеуказанных вопросов приходилось руководствоваться нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу ТК РФ, что вызывало определенные вопросы о правомерности их использования.
Так, в соответствии с разъяснением Минтруда России от 29.12.1992 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадающих с праздничными днями", утвержденным постановлением Минтруда России от 29.12.1992 N 65, норма рабочего времени на определенные периоды времени должна была исчисляться по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):
при 40-часовой рабочей неделе - 8 ч (40 ч : 5 дн. работы в неделю);
при 36-часовой рабочей неделе - 7,2 ч (36 ч : 5 дн.);
при 35-часовой рабочей неделе - 7 ч (35 ч : 5 дн.);
при 30-часовой рабочей неделе - 6 ч (30 ч : 5 дн.);
при 24-часовой рабочей неделе - 4,8 ч (24 ч : 5 дн.).
Во всех случаях продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час. Это также касается работников, пользующихся правом на сокращенное рабочее время. Не должна сокращаться продолжительность рабочего дня (смены), если праздничному дню предшествует выходной день, что определено в разъяснении Минтруда России от 25.02.1994 N 4 "О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день", утвержденном постановлением Минтруда России от 25.02.1994 N 19.
Необходимо также учитывать, что в случае если выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день. На это, в частности, указано в одноименном разъяснении Минтруда России от 25.02.1994 N 4.
Предназначение нового документа, который должен быть принят в развитие части третьей новой редакции ст. 91 ТК РФ, - разрешить вышеприведенные вопросы в "легитимном" нормативном правовом акте, принятом в соответствии с положениями действующего в настоящее время ТК РФ.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Исходя из вышеприведенных положений речь о сверхурочной работе в условиях суммированного учета рабочего времени можно вести только по итогам учетного периода (месяца, квартала, полугодия, года). Поэтому если на соответствующий учетный период приходится время отпуска, болезни и т.д., то сверхурочных часов может и не быть, если даже сотруднику в течение рабочего времени приходилось выходить большее количество смен и (или) выполнять работу сверх установленной графиком работы продолжительности рабочего дня (смены).
Согласно ст. 121 ТК РФ (в ред. Закона N 157-ФЗ) в стаж работы для предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
С 6 октября 2006 года (даты внесения предыдущих изменений в ТК РФ) вышеизложенная норма применялась в несколько ином порядке. В стаж работы не включалось время предоставляемых по просьбе работников отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышала 14 календарных дней в течение рабочего года.
Рассмотрим изменение правил на практическом примере.
Пример.
Предположим, что ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней предоставляется работнику за рабочий год с 14.04.2008 по 13.04.2009.
Допустим, что работнику по его просьбе в течение рабочего года был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в июне 2008 года продолжительностью 10 календарных дней, а после этого в сентябре 2008 года - сроком 8 календарных дней.
Согласно ранее действовавшей редакции ст. 121 ТК РФ первые 10 календарных дней предоставленного отпуска без сохранения заработной платы из стажа работы для предоставления отпуска не исключались. Однако как только количество календарных дней отпусков без сохранения заработной платы с начала рабочего года превысило 14, из стажа должна была быть исключена вся продолжительность отпусков без сохранения заработной платы. Таким образом, согласно прежним правилам в сентябре 2008 года из стажа работы должны были быть исключены 18 календарных дней отпусков без сохранения заработной платы. Соответственно границы рабочего года должны были быть перенесены на 18 календарных дней - с 13.04.2009 на 01.05.2009. Отпуск за следующий рабочий год должен быть предоставлен за период с 02.05.2009 по 01.05.2010.
Согласно новым правилам первые 10 календарных дней отпуска без сохранения заработной платы из стажа работы для предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска также не исключаются. В сентябре же 2008 года в стаж должны быть включены первые четыре календарных дня отпуска без сохранения заработной платы (10 дн. + 4 дн. = 14 дн.), а вот вторые четыре календарных дня (4 дн. = 8 дн. - 4 дн.) из стажа работы согласно новым правилам должны быть исключены. Соответственно границы рабочего года должны быть перенесены с 13.04.2009 на 17.04.2009. В результате отпуск за следующий рабочий год должен быть предоставлен за период с 18.04.2009 по 17.04.2010.
Согласно действовавшей до недавнего времени ст. 182 ТК РФ при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохранялся его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
Из прямого прочтения вышеприведенных положений ТК РФ не следовало, о каком именно "прежнем" среднем заработке ведется речь, теоретически им мог быть и заработок за прошлый год и т.д.
Согласно внесенным Законом N 157-ФЗ в ТК РФ изменениям за работником должен сохраняться средний заработок по прежней работе (с которой работник был переведен на нижеоплачиваемую работу). Расчет среднего заработка должен производиться по правилам, определенным ст. 139 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
В соответствии с уточненной редакцией ст. 212 ТК РФ право на беспрепятственный доступ на территорию организации приобрели также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны труда. При этом беспрепятственно проходить они имеют право только для проведения проверок условий и охраны труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отныне государственным требованиям охраны труда должны соответствовать не только машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы, вещества и средства индивидуальной и коллективной защиты работников, но и проекты строительства, проекты реконструкции производственных объектов, проекты строительства и реконструкции машин, механизмов и другого оборудования. На это, в частности, указано в новой редакции части первой ст. 215 ТК РФ.
Согласно ст. 216 ТК РФ (в ред. Закона N 157-ФЗ) определены и разграничены полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления охраной труда. В связи с этим необходимые изменения внесены и в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда получила полномочия осуществлять надзор и контроль за реализацией работниками своих прав в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим она вправе осуществлять проверку правильности исчисления и назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием.
И.Н. Девятов
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1