Как подсчитать стоимость предприятия, если известна его прибыль за месяц?
Для определения стоимости предприятия используются три подхода: доходный, сравнительный и затратный. Кратко рассмотрим каждый из них.
Доходный подход является основным методом определения стоимости предприятия и позволяет определить ее в зависимости от ожидаемых в будущем доходов.
При использовании данного метода необходимо провести анализ ретроспективных данных, составить прогноз будущих доходов, оценить риски, связанные с получением доходов, определить период времени, в течение которого планируется получать доход.
Основным показателем метода является показатель "чистого денежного актива", т.е. разница между поступлением и расходом денежных средств за определенный период времени. В данном случае сумма предполагаемых доходов (прибыль) будет предполагаемой (ориентировочной) величиной стоимости предприятия, которую может заплатить покупатель.
Доходный подход учитывает развитие предприятия в перспективе. Однако эти перспективы во все времена зависели и будут зависеть от развития рынка.
Внутри данного подхода используются два метода: метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации.
Сравнительный подход отталкивается от того, что наиболее вероятной стоимостью предприятия может быть цена продажи аналогичной компании, зафиксированная на рынке.
В данном случае происходит ориентация на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Кроме того, при использовании данного подхода стоимость компании будет определяться рынком с учетом корректировок, обеспечивающих сопоставимость аналога с оцениваемым предприятием.
Сравнительный подход является единственным подходом, учитывающим складывающуюся на рынке ситуацию.
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий при сравнительном подходе используются три основных метода: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
И последний подход - затратный. Он используется при определении стоимости предприятия исходя из понесенных издержек, т.е. учитывает затраты на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа.
Затратный подход основывается на достоверной фактической информации о предприятии в целом как имущественном комплексе. В данном случае используется методика скорректированной балансовой стоимости.
Однако здесь не учитываются будущие возможности компании в получении чистого дохода, что является недостатком данного подхода.
Какой бы метод ни был использован, при наличии полной и достоверной информации о предприятии результаты оценки в итоге должны получиться близкими друг к другу по своему значению.
Как мы видим, одной прибыли предприятия за месяц недостаточно для определения достоверной стоимости предприятия. Кроме того, проводить такую оценку самостоятельно будет довольно-таки затруднительно.
Мы посоветовали бы вам обратиться в компанию, специализирующуюся на оценке, либо к профессиональному оценщику, который обладает специальными знаниями в этой области. Такие компании и специалисты точно рассчитают стоимость предприятия с учетом всей имеющейся о нем информации.
А. Фиалка,
эксперт "ЭЖ"
1 ноября 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru