Финансовый кризис и управление рисками
в банковском секторе
Исследование, проведенное в январе 2009 г. КПМГ, показало, что банкам следует уделять больше внимания управлению рисками, однако лишь немногие планируют внести существенные изменения в свои подходы к этому процессу.
Согласно исследованию 90% из 400 опрошенных руководителей банковских институтов провели (или планируют провести) анализ собственных систем по управлению рисками. Однако при этом только 42% респондентов намерены существенно изменить этот процесс. Судя по всему, ряд банков еще не осознали до конца всю масштабность негативных последствий кризиса для банковской сферы, а также роль и возможности риск-менеджмента в упреждении кризисных ситуаций.
Представители участвовавших в исследовании банков практически не сомневаются, что отсутствие должной дисциплины при управлении рисками стало одним из факторов, предопределивших финансовый кризис. Однако, говоря об антикризисных мерах, только четверо из десяти респондентов сообщили, что в их организациях планируются достаточно серьезные преобразования, которые необходимо осуществить в условиях кризиса такого масштаба.
Положительным фактором можно считать признание банками того, что проблема заключается именно в неудачном управлении рисками. Когда кризис только начинался, многие называли причиной потерь общее стремление банков повысить доходы, когда политика легкого доступа к кредитам или политика вознаграждений не способствовали созданию устойчивой ценности для акционеров в долгосрочной перспективе. Эти факторы действительно сыграли свою роль, однако надежные системы управления рисками должны были бы снизить их воздействие. Поэтому ключевым элементом "исцеления" после кризиса должна стать перестройка всей системы управления рисками недостаточно будет сосредоточить свое внимание только на каких-то отдельных проблемах. Без такого "капитального ремонта" риск того, что в будущем все это снова может повториться, останется.
В исследовании выделяется несколько проблем, которые нужно решить в рамках повышения качества управления рисками:
отсутствие должных профессиональных знаний по управлению рисками у высшего руководства;
недостаточно эффективное взаимодействие службы выявления и управления рисками с другими подразделениями организаций;
недостаточный авторитет подразделений, отвечающих за управление рисками.
76% респондентов по-прежнему считают выявление и управление рисками своего рода вспомогательной функцией. Тем не менее семеро из десяти признают, что авторитет данной службы вырос по сравнению с тем, что наблюдалось два года назад. Еще больший процент респондентов уверены в том, что высокий уровень работы с рисками может являться значительным конкурентным преимуществом для банка. Кроме того, многие респонденты считают, что уровень ответственности и авторитета руководителей тех подразделений, которые отвечают за работу с рисками, теперь значительно возрастет, особенно при разработке стратегий развития и размещения капитала. Но для того, чтобы это действительно произошло, нужно сделать так, чтобы эти подразделения перестали считать вспомогательными.
Непростым является вопрос о профессиональных знаниях членов совета директоров в сфере управления рисками. В целом к нехватке подобных специальных знаний у руководства высшего звена относятся достаточно терпимо. Однако некоторые респонденты высказали мнение, что этот фактор способствовал ухудшению ситуации во многих банках. Особенно серьезным этот недостаток считают руководители среднего звена, но стремления активно работать в этом направлении пока не наблюдается.
Что касается фактора недостаточно эффективного взаимодействия, важным его считают менее 20% респондентов. При этом в ходе детального анализа выяснилось, что политика компании или банка по управлению рисками не всегда четко транслируется на уровень операционных подразделений. Таким образом, взаимодействие с бизнес-единицами, подразделениями внутреннего аудита и комитетом по аудиту может быть усовершенствовано.
Исследование показало, что банкам следует формировать более серьезное отношение к рискам и внедрять культуру управления ими на всех уровнях. По сути, практически каждый сотрудник банка должен стать риск-менеджером. В связи с этим требуется понимание и осознание сотрудниками уровня приемлемости рисков для их конкретной компании. Современные структуры по управлению рисками должны быть основаны на трех уровнях:
работающие с клиентами сотрудники;
функциональное подразделение по управлению рисками;
служба внутреннего аудита.
Чтобы воплотить на практике правильное отношение к рискам, необходимо последовательное внимание к этим вопросам со стороны высшего руководства. Это могло бы повысить статус данной функции. Текущая же работа в этом направлении может быть передана на средний уровень руководства.
Банкам также следует уделять больше внимания качественной стороне анализа рисков, связанных с любым стратегическим решением. Это вызвано тем, что предложения банков сейчас стали настолько сложными, что количественные методы анализа сами по себе не обеспечивают должный уровень оценки рисков, особенно в условиях современных быстро меняющихся и непредсказуемых рынков.
Недостаточная обоснованность решений, когда основной упор делался на краткосрочный выигрыш, а здорового скептицизма при оценке принимаемых решений не хватало, стала одной из причин кризиса. Процесс принятия стратегических решений следует совершенствовать, и первым шагом в этом направлении для банков должно стать укрепление дисциплины в сфере управления рисками.
Исследование подтвердило исключительно высокий уровень требований, предъявляемых к управлению рисками в банках. Можно констатировать, что российские банки с развитыми системами управления рисками и менее рискованной политикой даже в условиях глобального финансового кризиса имеют очевидные конкурентные преимущества. По нашему мнению активная работа по реорганизации систем управления рисками на основе лучших практик позволит минимизировать последствия кризиса и качественно спланировать свою деятельность в новых условиях.
А. Тютюнник,
партнер КПМГ
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, январь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71