Модельная методика формирования системы оплаты труда
В чем выражается модельная методика формирования системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, находящихся на бюджете субъектов РФ и муниципальных образований?
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений дана в письме Минобрнауки России от 13.09.2006 N АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик".
Следует заметить, что Модельная методика, приведенная в вышеуказанном письме, представляет собой не систему оплаты труда, а рекомендации по ее формированию, в том числе по расчету и установлению размеров окладов работников.
Модельная методика не вступает в противоречие с Трудовым кодексом РФ, так как, согласно статьям 57, 143, 144 ТК РФ, тарифная система является одной из возможных систем оплаты труда и допустимо применение иной, нетарифной системы, не содержащей тарифных ставок, при условии соблюдения гарантий по оплате труда работников.
Модельная методика исходит из того, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется на основе нормативного финансирования в соответствии с установленным субъектом РФ подушевым нормативом и количеством обучающихся, как это предписывает Закон об образовании.
Согласно статьям 129, 132 ТК РФ размер заработной платы при любой системе оплаты труда меняется в зависимости от изменения квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Следовательно, любая система оплаты труда, устанавливаемая работодателем, должна гарантировать учет перечисленных показателей при определении размеров оплаты труда. При этом уровень сложности труда может выражаться в различных категориях, в том числе в количестве учеников в классе. Модельная методика не препятствует возможности гарантировать учет этих показателей при определении размеров оплаты труда.
Предложенная этой Методикой новая система оплаты труда предусмотрена для государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, и применяется в отношении работников, участвующих в реализации названных программ (в том числе в отношении учебно-вспомогательного и административного персонала).
Новая система оплаты труда работников в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. А в муниципальных образовательных учреждениях помимо всего перечисленного еще и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Модельная методика определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования. Расходы формируются на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося. Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году).
Образовательное учреждение самостоятельно определяет:
- соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда;
- соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;
- внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;
- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Фонд оплаты труда образовательного учреждения
Фонд оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения формируется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Он рассчитывается по следующей формуле:
ФОТ = N x K x Д x У,
где N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;
K - повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения;
Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления;
У - количество учащихся в образовательном учреждении.
Распределение фонда оплаты труда
образовательного учреждения
На основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента образовательное учреждение самостоятельно определяет долю в общем объеме средств на:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе на надбавки и доплаты к должностным окладам (ФОТоу).
В свою очередь фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):
ФОТоу = ФОТб + ФОТст
Объем стимулирующей части определяется по формуле:
ФОТст = ФОТоу x ш,
где ш - стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ш от 20 до 40%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно).
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп,
где ФОТауп - доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;
ФОТпп - доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
ФОТувп - доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
ФОТмоп - доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.
Руководителем образовательного учреждения самостоятельно формируется и утверждается штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда. Причем фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год, а фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) - в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:
ФОТпп = ФОТоу x пп,
где пп - доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ. (Рекомендуемое оптимальное значение пп - 70%. Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением).
Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.
Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.
Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет, соответственно, увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс. Тем самым выражается заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.
Стоимость бюджетной образовательной услуги
Стоимость бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (руб./ученико-час) может быть рассчитана по формуле:
ФОТо x 245
Стп = -----------------------------------------------------------------
(a1 x b1 + a2 x b2 + a3 x b3 + ... + a10 x b10 + a11 x b11) x 365
где Стп - стоимость бюджетной образовательной услуги;
365 - количество дней в году;
245 - количество дней в учебном году;
ФОТо - общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
a1 - количество обучающихся в первых классах;
a2 - количество обучающихся во вторых классах;
a3 - количество обучающихся в третьих классах;
a11 - количество обучающихся в одиннадцатых классах;
b1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
b2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
b3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;
b11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
Как видим, стоимость одного ученико-часа - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей один расчетный час учебной работы с одним расчетным учеником в соответствии с учебным планом.
Таким образом, устанавливается пропорциональная зависимость гарантированной оплаты труда педагогического работника от объема его учебной нагрузки. Тем самым создаются условия для обеспечения в образовательных учреждениях оптимальной наполняемости классов и предотвращения необоснованного расширения учебных планов.
Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников,
осуществляющих учебный процесс
При расчете стоимости одного ученико-часа в формуле использован общий фонд оплаты педагогических работников, осуществляющих учебный процесс. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах.
Общая часть фонда оплаты труда является одной из составляющих базовой части фонда оплаты труда педагогического персонала. Другая составляющая - специальная часть. Таким образом, базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс).
Объем специальной части определяется по формуле:
ФОТс = ФОТпп x С,
где С - доля специальной части ФОТпп. (Рекомендуемое значение С - 30%. Значение устанавливается образовательным учреждением самостоятельно).
Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета, обучение детей с отклонениями в развитии, квалификационную категорию педагога).
Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, включает:
- выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ (рекомендуемая доля - 16%, ФОТпп определяется образовательным учреждением самостоятельно);
- повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога). (Рекомендуемая доля - 15%, ФОТпп определяется образовательным учреждением самостоятельно).
Данной Модельной методикой не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровня образования педагога, так как в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.
Расчет окладов педагогических работников,
осуществляющих учебный процесс
Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
О = Стп x У x П x K x A,
где О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;
Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб. / ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
K - повышающий коэффициент за сложность предмета;
A - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.
Следует заметить, что повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения может определяться по четырем группам приоритетности предмета на основании следующих критериев:
- участие предмета в итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и других формах независимой аттестации;
- дополнительная нагрузка педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (например, литература, история, география), необходимостью подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, неблагоприятными условиями для здоровья педагога (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);
- специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в реализацию данного предмета.
Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога может составлять, например, 1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию; 1,10 - имеющих первую категорию; 1,15 - имеющих высшую категорию.
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда
образовательного учреждения
Стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения состоят из следующих выплат:
- выплат, предусмотренных действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания "Заслуженный работник..." в сфере образования, государственных наград и др.), составляющих не более 50% стимулирующей части оплаты труда;
- поощрительных выплат по результатам труда (премии и т.д.).
Распределение поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части ФОТ производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации. Критерием для осуществления данных выплат, главным образом, является качество обучения и воспитания учащихся.
Локальными правовыми актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами определяются размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат.
Расчет заработной платы руководителя образовательного
учреждения
Согласно Методике формирования системы оплаты труда должностной оклад руководителя образовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда по следующей формуле:
ЗПр = ЗПпср x K,
где ЗПр - заработная плата руководителя образовательного учреждения;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;
K - коэффициент, определенный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образования субъекта РФ.
Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений зависит от количественных показателей образовательного учреждения (контингент учащихся, количество работников, наличие компьютерных классов и т.д.).
Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов. Например, возможно установление групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерных значений повышающих коэффициентов:
1-я группа - 3,0;
2-я группа - 2,5;
3-я группа - 2,0;
4-я группа - 1,5.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях.
Кроме того, орган исполнительной власти (иной государственный орган или организация, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера. Для этого он вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных ему учреждений, на выплаты стимулирующего характера их руководителям.
В.Д. Соколова,
консультант Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию
"Советник в сфере образования", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95