В консолидированной бюджетной отчетности, формируемой на уровне муниципального образования, субъекта РФ, государственного внебюджетного фонда, а также Российской Федерации, отражается вся необходимая информация о деятельности соответствующего публичного образования. Указанная информация должна быть достоверной и полной, так как используется она как внутренними, так и внешними пользователями для управления бюджетным процессом, а также для оценки его эффективности. В 2008 году был изменен порядок выдачи ссуд. Как следовало отражать данную операцию с учетом произошедших изменений в бухгалтерском учете?
Изменения, произошедшие в 2008 году
До 1 января 2008 года согласно приложению 9 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(1) возврат бюджетных ссуд осуществлялся по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов 092 01 08 00 00 01 0000 640 "Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны".
В 2008 году в Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 7 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов"), предусматривающий возможность администрирования возвратов бюджетных кредитов (ссуд), были внесены изменения Федеральным законом от 03.03.2008 N 19-ФЗ. Согласно внесенным поправкам с 01.01.2008 применяется код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов 000 01 06 08 00 01 0000 640 "Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны", где первые три знака 000 - код соответствующего главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями совместного Письма Минфина РФ N 02-14-10а/1172 и Федерального казначейства N 42-7.1-15/5.1-179 от 22.04.2008 "О порядке учета операций по возврату в 2008 году ссуд, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации в прошлые годы из федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности" платежи в возмещение бюджетных ссуд, выданных в 2008 году, подлежат зачислению на бюджетный лицевой счет в возмещение ранее сформированной дебиторской задолженности учреждения. Следует обратить внимание, что указанные денежные средства подлежат зачислению не на балансовый счет 40105, а на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
Суммы же возвратов бюджетных ссуд прошлых лет принимаются в кассу бюджетного учреждения как внебюджетные средства, учитываемые по коду классификации доходов федерального бюджета 000 3 02 01010 01 0000 130 "Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями". Поступившие в кассу учреждения суммы сдаются на лицевой счет в ОФК по учету операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (без права использования), и затем перечисляются в доход федерального бюджета.
Соответствующие изменения учреждение должно отразить в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, исключив из нее сметные назначения по кодам бюджетной классификации с применением КОСГУ 540 "Увеличение задолженности по бюджетным кредитам" и 640 "Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам" и включив в нее показатели по возвратам ссуд по вышеуказанному коду доходов со знаком плюс и показатели по предоставленным в 2008 году ссудам - со знаком минус.
Отражение операции в бухгалтерском учете
В соответствии с п. 150 Инструкции N 25н осуществление операций по предоставлению и погашению всех видов бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам отражается с использованием счета 2 207 01 000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации".
Учитывая рекомендации, изложенные в вышеприведенном письме контролирующих органов, представим отражение операций по выдаче и погашению бюджетных ссуд в форме таблицы:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Выдача ссуды (кредита) | ||
В соответствии с поданной заявкой в ОФК произведено списание суммы, определенной к получению |
1 210 03 560 | 1 304 05 540 |
Поступили средства в кассу для выдачи ссуды | 1 201 04 510 | 1 210 03 660 |
Выдана ссуда из кассы физическому лицу | 1 207 01 540 | 1 201 04 610 |
Возврат ссуды с 01.01.2008 | ||
Поступили наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по ссуде и одновременно сделана запись на погашение задолженности по бюджетной ссуде |
2 201 04 510 | 2 401 01 130 |
Сданы средства из кассы на лицевой счет в ОФК | 2 210 03 560 | 2 201 04 610 |
Поступили денежные средства на лицевой счет в ОФК | 2 201 01 510 | 2 210 03 660 |
Перечислена в доход бюджета сумма возврата бюджетной ссуды | 2 401 01 130 | 2 201 01 610 |
На основании Выписки из сводного реестра поступлений (ф. 0512088) делается запись о поступлении в бюджет суммы возврата ссуды |
1 210 02 640 | 1 303 05 730 |
При удержании ссуды из заработной платы работников операции значительно упрощаются, так как не возникает сдачи денежной наличности на счета ОФК. При этом делаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Удержана ссуда из заработной платы работников, и одновременно произошло уменьшение расчетов по ссуде |
1 302 01 830 | 1 304 03 730 |
1 304 03 830 | 1 207 01 640 | |
Перечислена в бюджет удержанная сумма по ссуде | 1 210 02 640 | 1 304 05 540 (подстатья 211 КОСГУ) |
С. Валова,
редактор журнала "Бюджетные организации:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
1 января 2009 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"