Посредник возвращает некачественный товар
Я крупный оптовый поставщик, выступающий на рынке в качестве посредника между производителями и мелкими оптовыми покупателями. Я занимаюсь реализацией офисной мебели, изготовленной преимущественно из древесины и деревянных дверных полотен.
В процессе торговой деятельности мне пришлось столкнуться с множеством сложностей при возврате производителю некачественного товара. В частности, когда покупатель возвращает мне некачественный товар, я сдаю эту продукцию производителю. Возникают вопросы:
- должен ли мой покупатель доставить мне некачественный товар на склад или я сам должен вывезти его со склада покупателя?
- за чей счет осуществляется доставка некачественного товара на склад продавца?
- вправе ли производитель не принимать у меня некачественный товар, который я принял у своего покупателя?
- могу ли я отказать своему покупателю в приемке товара, который имеет механические повреждения (например, товар, получивший повреждения в результате его ненадлежащей транспортировки покупателем)?
- кто отвечает за доставку товара и его сохранность в пути? Очень часто, предъявляя претензии относительно качества товара, покупатель требует, чтобы мой представитель выехал на его склад для проведения осмотра товара. Постоянные командировки в дальние регионы занимают достаточно времени и весьма накладны, что сказывается не только на рабочем процессе, но и на моем финансовом состоянии. Можно ли как-то оптимизировать процесс приемки некачественного товара у покупателя и сдаче его производителю? Может ли покупатель самостоятельно напрямую сдавать некачественный товар производителю?
Большинство споров в сфере торговли, возникающих между поставщиками и покупателями, связано именно с поставкой некачественного товара. Причем задача поставщика - продать как можно больше товара и всеми возможными способами отказать покупателю в удовлетворении заявленных им претензий относительно качества поставленного товара. А задача покупателя - купить качественный товар по максимально низкой цене и вернуть поставщику некачественный.
Преследуя каждый свою цель, поставщик и покупатель составляют договорные условия, которые закрепляют в заключаемых ими договорах поставки. При этом стороны не должны забывать, что:
- договор поставки не может противоречить закону, а если договор ограничивает права одной из сторон, то действуют положения законодательства;
- гражданское законодательство содержит много диспозитивных норм, предоставляя сторонам возможность самостоятельно закреплять положения в договоре;
- ни один закон не способен досконально урегулировать отношения сторон, а потому не запрещает сторонам закреплять в договоре условия, не противоречащие закону. Итак, поставщик и покупатель вправе самостоятельно определить в договоре поставки порядок возврата-приемки некачественного товара, при этом не ущемляя прав ни покупателя, ни поставщика, закрепленных в законе.
Прежде чем предложить вам рекомендации по решению вопросов, возникающих у вас при приемке от покупателей некачественного товара и возврате его поставщикам, обратимся к положениям главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ и рассмотрим, какие же права имеет покупатель при поставке ему некачественного товара и можно ли ограничить эти права в договоре поставки.
На что вправе рассчитывать оптовый покупатель
при поставке ему некачественного товара?
Покупатель, которому поставлен некачественный товар, согласно статье 475 ГК РФ, вправе по своему выбору предъявить поставщику одно из следующих требований:
1. При обнаружении в товаре недостатков, которые не относятся к категории существенных, он может требовать, чтобы:
- была соразмерно уменьшена стоимость некачественного товара;
- поставщик безвозмездно устранил недостатки поставленного товара;
- поставщик возместил произведенные покупателем расходы на устранение недостатков товара (например, на ремонт товара).
2. При обнаружении в товаре существенных недостатков (т.е. недостатков, которые являются неустранимыми либо не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени; либо после устранения появляются вновь; либо появляются неоднократно; другие подобные недостатки) покупатель может требовать от поставщика:
- возврата денег (отказавшись от исполнения договора поставки);
- замены некачественного товара на товар надлежащего качества.
Пункт 3 статьи 475 ГК РФ предоставляет сторонам установить в договоре поставки положение, согласно которому покупатель не вправе предъявлять поставщику требования о замене товара или устранения его недостатков. Договором не могут быть ограничены остальные права покупателя, предусмотренные указанной выше статьей.
Покупатель вправе выставлять поставщику требования относительно качества товара при соблюдении следующих условий:
- на товар не истек гарантийный срок (если такой срок предоставлен договором) или в течение двух лет с момента приобретения товара (если на товар не установлен гарантийный срок) (ст. 477 ГК РФ);
Справка
Если договором установлен иной срок предъявления претензии, то независимо от продолжительности гарантийного срока на товар покупатель вправе предъявить поставщику требования относительно качества товара только в течение установленного договором поставки срока.
- если недостатки в товаре возникли до его передаче покупателю (ст. 476 ГК РФ);
Справка
Если на товар установлен гарантийный срок, то бремя доказывания момента повреждения товара лежит на поставщике, если гарантийный срок не установлен - то на покупателе.
- если покупатель своевременно осмотрел товар по количеству, качеству и ассортименту.
Справка
Покупатель должен осмотреть принятые им товары, проверить их количество и качество в срок и в порядке, установленные договором или законом (ст. 513 ГК РФ). Отметим, что срок проверки товара законом не установлен.
Покупатель обязан известить поставщика о нарушении условий договора о качестве товара в разумный срок или в срок, установленный договором и исчисляемый с того момента, когда покупатель должен был обнаружить нарушение поставщиком соответствующего условия договора.
Итак, поставщику выгодно, чтобы в договоре поставки был определен срок проверки качества товара. Ведь если покупатель не проверит товар в установленный срок, поставщик вправе отказать ему в удовлетворении претензий о замене некачественного товара на качественный и об устранении недостатков товара. Однако и в этом случае отказ поставщика является правомерным только при условии, что из-за несвоевременной проверки товара покупателем поставщик не может удовлетворить требования клиента или это влечет для поставщика несоизмеримые расходы. Т.е. покупатель может, несмотря на несвоевременную проверку товара, предъявить поставщику требования об уменьшении покупной стоимости товара, о компенсации расходов на ремонт некачественного товара, о возврате суммы, уплаченной за товар.
Классифицируем дефекты в товаре
Обычно поставщик всегда удовлетворяет требования покупателя относительно качества товара, имеющего производственные дефекты, заявленные в порядке и сроки, предусмотренные договором или законом. Сложнее обстоит дело с механическими повреждениями товара. Например, с царапинами, вмятинами и прочими дефектами, которые могли возникнуть как при погрузке, так и при транспортировке товара или при неосторожном вскрытии упаковки товара. Доказать момент механического повреждения товара (до или после передачи покупателю) весьма проблематично. К тому же часто можно сослаться на то, что поставщик товара не обеспечил его надлежащую упаковку. Согласно статье 481 ГК РФ если договором не предусмотрены специальные требования к упаковке товара, то товар, передаваемый покупателю, должен быть упакован способом, обеспечивающим его сохранность при обычных условиях хранения и транспортирования.
Итак, чтобы обосновать свою позицию при отказе покупателю в приемке товара или, наоборот, доказать поставщику правомерность требований, заявленных относительно качества товара, необходимо в договоре поставки ввести четкую классификацию недостатков товара, от которой будут зависеть сроки обнаружения повреждений товара и предъявления претензий по ним.
Автор предлагает следующую классификацию:
- товар, подверженный производственному браку, незаметному при обычном визуальном осмотре (недостатки, связанные с нарушением технологии производства, которые могут быть выявлены только в процессе эксплуатации товара);
- товар, подверженный производственному браку, заметному при обычном визуальном осмотре (недокрасы, отслоения кромки или покрытия, растрескивание шпона);
- механические повреждения товара (трещины, сколы, вмятины и прочие повреждения, которые могли возникнуть как при перевозке, так и при хранении товара).
Кроме того, в договоре нужно установить сроки для проверки товара и определить сроки предъявления претензий по обнаруженным дефектам. Предварительное обсуждение перед заключением договора всех нюансов о порядке и сроках проверки товара и предъявления претензий относительно качества товара помогут сохранить сторонам договора сложившиеся взаимоотношения при решении сложных вопросов, которые могут возникнуть при исполнении договора.
В частности, покупатель получит время для осмотра товара, а поставщик сможет на законных основаниях отказать покупателю в удовлетворении претензий относительно качества поставленного товара, заявленных по истечении длительного срока с момента передачи товара покупателю. Особо актуально, если за достаточно короткие сроки товар проходит целую цепочку сделок прежде, чем попадает к конечному потребителю. Возврат товара осуществляется по этой же цепочке, и здесь не исключено вдобавок к производственному браку повреждение товара в процессе перевозки и хранения.
Можно ли не принимать у покупателя товар,
подверженный производственному браку
и поврежденный покупателем при транспортировке?
Этот вопрос часто волнует оптовых поставщиков. Однако в законодательстве нет прямого ответа. Исходя из статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат все убытки, которое понесло лицо, чьи права были нарушены, за исключением случаев, когда законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
С одной стороны, требуя принять обратно некачественный товар, покупатель основывает свои требования на статье 475 ГК РФ, и если он соблюдает порядок возврата товара и сроки предъявления претензий, поставщик обязан вернуть покупателю деньги за некачественный товар. С другой стороны, товар испорчен покупателем, что, возможно, делает для поставщика более затратным ремонт этого товара и лишает возможности продать его с уценкой.
Следовательно, нужно правильно установить в договоре поставки условия о том, что поставщик принимает от покупателя товар, подверженный производственному браку и имеющий механические повреждения, возникшие после его передачи покупателю, с уценкой цены продажи товара, например, на 50%.
Может ли покупатель самостоятельно напрямую
сдавать некачественный товар производителю?
Законодательство не запрещает устанавливать в договоре поставки условия, при которых покупатель вправе сдавать некачественный товар непосредственно производителю. Однако в этом случае аналогичное условие необходимо предусмотреть в договоре поставки, заключенном между производителем и оптовым поставщиком. Целесообразно даже указать в договорах, заключенных оптовым поставщиком с производителем и поставщиком, перечень документов, которые покупатель должен предъявить производителю в подтверждение того, что товар был приобретен именно у этого поставщика. Например, копию товарной накладной, заверенную покупателем, и письмо от поставщика, подтверждающее факт продажи товара покупателю. Либо только письмо, так как в товарной накладной указаны цены на товар и не каждый поставщик считает необходимым доводить их до сведения производителя.
Автор считает, что самый лучший вариант - подписание трехстороннего соглашения между производителем, покупателем и поставщиком о порядке возврата некачественного товара и предъявлении претензий по нему. В нем стороны устанавливают право покупателя предъявлять требования, связанные с качеством товара непосредственно производителю. Естественно, такое решение наиболее предпочтительно для поставщика как для посредника. Ведь тогда производитель решает вопросы относительно доставки некачественного товара и его экспертизы.
Еще вариант: закрепить в трехстороннем соглашении, что производителю могут быть предъявлены напрямую только требования к качеству товара, имеющему производственные дефекты, а требования, вытекающие из механических повреждений в товаре, предъявляются только поставщику.
Если в договоре не закреплено письменное согласие производителя на возврат ему товара непосредственно покупателем, последний не может предъявить напрямую производителю какие-либо требования, связанные с качеством товара. Он должен заявлять их непосредственно поставщику, так как в этом случае покупатель и поставщик не связаны какими-либо договорными условиями.
Недостатком трехстороннего соглашения может стать потеря покупателя, т.к. он может начать напрямую сотрудничать с производителем, цены у которого значительно ниже.
Кто и за чей счет должен доставить некачественный
товар на склад продавца?
Согласно статье 514 ГК РФ покупатель обязан обеспечить сохранность полученного от поставщика товара, если в соответствии с законом или договором отказывается от этого товара. При этом он должен принять некачественный товар на ответственное хранение, уведомив поставщика о необходимости забрать некачественный товар. Если поставщик не заберет товар в разумный срок, то покупатель вправе реализовать товар или самостоятельно возвратить его поставщику. При этом на поставщика ложатся все расходы покупателя, связанные с хранением товара, его реализацией или возвратом поставщику.
Поставщик обязан вывезти некачественный товар со склада покупателя или последний вправе вернуть этот товар поставщику и требовать с него возмещения расходов на доставку некачественного товара на склад поставщика. Покупатель может требовать от поставщика, чтобы он возвратил ему транспортные расходы, если покупать своевременно известил поставщика об отказе в принятии некачественного товара (в качестве доказательства должно быть подтверждение направления поставщику такого уведомления, а также документальное подтверждение размера произведенных расходов).
Как видно, проработка соответствующих договорных условий в договорах, заключенных между производителем и поставщиком, поставщиком и покупателем, либо подписание соответствующего трехстороннего соглашения являются законными способами оптимизации процесса приемки-сдачи некачественного товара. Наиболее простым способом оптимизации является первый из указанных выше вариантов. При этом важно, чтобы договорные условия, закрепленные в договоре с покупателем, не были для поставщика хуже договорных условий, прописанных в договорах с производителями. Поговорим о договорных условиях более подробно.
Проработаем договорные условия в договоре поставки
с покупателями и поставщиками товара
Итак, в договорах с покупателями и производителями товара или в трехстороннем соглашении поставщику следует отдельно проработать следующие положения, касающиеся порядка возврата-приемки некачественного товара:
1. Установить сроки проверки товара по количеству и качеству, в том числе внутритарно.
2. Установить сроки предъявления покупателем претензий относительно его качества товара в зависимости от характера обнаруженных в товаре недостатков.
3. Установить перечень требований, которые покупатель вправе предъявлять поставщику (поставщик производителю) при обнаружении некачественного товара.
4. Установить гарантийный срок на товар.
5. Закрепить условие о том, что не принимается претензия, несвоевременно заявленная покупателем (поставщиком).
6. Установить порядок, сроки рассмотрения поставщиком (производителем) претензии покупателя (поставщика) относительно качества поставленного товара.
7. Определить порядок приемки-возврата товара (кто и за чей счет доставляет некачественный товар, где осуществляется осмотр некачественного товара (на складе покупателя или поставщика)).
8. Согласовать форму акта об обнаружении некачественного товара и порядок его составления.
9. Согласовать форму претензии относительно качества товара.
Автор рекомендует поставщику разработать внутреннее положение о порядке рассмотрения актов и претензий покупателей относительно качества товара и приемки некачественного товара. Это положение установит порядок взаимодействия структурных подразделений или работников и установит ответственность каждого звена за обоснованность принятых решений. Особенно это касается работы отделов продаж и поставок, правового отдела, бухгалтерии.
Исходя из собственного опыта договорной работы и экономии времени на рассмотрении спорных вопросов, а также минимизации расходов по транспортировке товара, автор предлагает закрепить в договоре следующее положение. Согласно ему поставщик (производитель) принимает предварительное решение относительно качества товара на основании полученного от покупателя (поставщика) по электронной почте акта об обнаружении некачественного товара и фотографий каждой единицы этого товара.
По мнению автора, окончательное решение относительно приемки некачественного товара целесообразно принимать после осмотра товара непосредственно представителем поставщика (производителя). Осмотр некачественного товара в зависимости от его количества может быть проведен на складе покупателя (поставщика), куда выезжает представитель поставщика (производителя), или на складе поставщика (производителя), куда товар доставляется транспортом покупателя (поставщика), в зависимости от договорных условий и сложившихся между сторонами взаимоотношений и практики работы. Также можно предусмотреть в договоре, что поставщик (производитель) самостоятельно вывозит со склада покупателя (поставщика) товар, признанный поставщиком (производителем) некачественным. Это удобно, если поставщик (производитель) часто направляет свои транспортные средства с грузом в регион, где находятся склады покупателя (поставщика).
Еще можно предусмотреть в договоре условие, по которому поставщик (производитель) компенсирует покупателю транспортные расходы по возврату некачественного товара полностью или из расчета определенной фиксированной суммы (в т.ч. за километр), либо компенсирует транспортные расходы только из расчета следования транспортного средства в одну сторону (со склада покупателя (поставщика) до склада поставщика (производителя)).
Для поставщика (производителя) важно закрепить в договоре условия о том, что поставщик (производитель) вправе уменьшить подлежащую компенсации покупателю (поставщику) сумму за доставку некачественного товара, если среди подлежащего возврату товара будет обнаружен товар с повреждениями, не относящимися к производственному браку, либо не подлежащий приемке. При этом сумма транспортных расходов уменьшается в зависимости от количества товара, не подлежащего приемке, в процентном соотношении ко всему объему доставленного некачественного товара. Данное положение призвано предостеречь покупателя (поставщика) от необоснованного возврата товара, в том числе испорченного по вине покупателя, а также предварительном согласовании с поставщиком (производителем) перечня товара, подлежащего возврату.
Пример 1
Индивидуальный предприниматель
Иванов Иван Иванович
ОГРНИП 203770000234415, ИНН 770514331717
111402, г. Москва, ул. Вешняковская,
д. 24, вл. 5, тел.: 176-90-90
Генеральному директору ООО "Мебель"
Лукьянову Б.М.
Исх. N 55
От 22.09.2008
Уважаемый Борис Михайлович!
Я давно и успешно сотрудничаю с ООО "Мебель". В настоящее время в связи с расширением сети оптовых продаж значительно увеличились объемы товара, закупаемого мною у ООО "Мебель". Соответственно, увеличились и объемы реализуемого мною товара, что удалось достичь за счет освоения новых рынков сбыта в дальних регионах России: Нальчике, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Казани, Нижневартовске, Норильске, Иркутске и других удаленных от Центрального округа регионах.
Поскольку покупатели находятся в отдаленных регионах, возникли проблемы по взаимодействию в процессе возврата-приемки от них некачественного товара, подверженного производственному браку. В частности, весьма затратными являются командировки моих представителей в регионы деятельности покупателей для приемки некачественного товара, а также доставка некачественного товара со складов покупателей на Ваш склад. В результате мы вынуждены нести несоизмеримые транспортные расходы.
Согласно статье 514 Гражданского кодекса РФ при отказе покупателя от поставленного товара, в том числе по причине его ненадлежащего качества, поставщик обязан вывезти товар со склада покупателя в разумный срок со дня получения от покупателя уведомления об обнаружении некачественного товара. В противном случае покупатель вправе вернуть поставщику некачественный товар и требовать от него компенсации транспортных расходов. Действующее законодательство не возлагает на покупателя обязанности доставлять некачественный товар на склад поставщика для его приемки последним.
В целях дальнейшего расширения совместной коммерческой деятельности предлагаю Вам упорядочить процедуру возврата-приемки некачественного товара. Предлагаю установить оптимальные сроки проверки качества поставленного товара и предъявления претензий, а также предусмотреть возможность принятия решений относительно приемки некачественного товара на основании актов, составленных по согласованной форме, и фотографий каждой единицы некачественного товара.
Достигнутые нами договоренности целесообразно закрепить письменно путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к заключенному между нами договору поставки. Проект указанного дополнительного соглашения прилагаю к настоящему предложению.
С уважением,
Индивидуальный предприниматель Иванов Иванов И.И.
Многие индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой, когда среди их сотрудников не отработан механизм взаимодействия друг с другом при получении от покупателей актов и претензий относительно качества товара. А ведь внутренние разбирательства могут затормозить процедуру рассмотрения претензии, и тогда предприниматель будет некрасиво выглядеть перед контрагентом.
Чтобы этого не случилось, необходимо разработать внутреннее положение о порядке приемки некачественного товара. Как предложить контрагенту внести необходимые условия в договор поставки? Для начала надо отправить ему письмо (см. Пример 1).
Приведенное выше письмо носит достаточно мягкий характер. Однако на практике нередко приходится наталкиваться на непонимание контрагентов, и здесь, как показывает опыт, контрагенту следует весьма тактично напомнить о его обязанностях, предусмотренных законом. На этот случай автор предлагает вашему вниманию еще один вариант письма контрагенту (см. Пример 2).
Далее составляется дополнительное соглашение (см. Пример 3) с приложениями.
Пример 2
Индивидуальный предприниматель
Иванов Иван Иванович
ОГРНИП 203770000234415, ИНН 770514331717
111402, г. Москва, ул. Вешняковская,
д. 24, вл. 5, тел.: 176-90-90
Генеральному директору ООО "Мебель"
Лукьянову Б.М.
Исх. N 56
От 01.10.2008
Уважаемый Борис Михайлович!
В предыдущих письмах я неоднократно затрагивал проблемы, возникающие при отказе покупателей от некачественного товара, а также упоминал о том, что по причине поставки Вами такого товара я вынужден нести несоизмеримые транспортные расходы, связанные с вывозом некачественного товара со складов покупателей в дальних регионах и доставкой его на Ваш склад для приемки товара.
Напоминаю Вам, что согласно статье 514 Гражданского кодекса РФ некачественный товар, от которого отказался покупатель, подлежит вывозу со склада покупателя за счет поставщика в разумный срок. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ возмещению подлежат все убытки, которые понесло лицо, чьи права были нарушены. Таким образом, покупатель вправе требовать с меня возмещения понесенных им расходов, а я, в свою очередь, вправе предъявлять аналогичное требование своему поставщику.
Однако, учитывая сложившиеся за несколько лет взаимовыгодные партнерские отношения с поставщиками, я практически не использую право, предоставленное мне как покупателю статьей 15 ГК РФ, в результате чего вынужден самостоятельно нести все расходы, вызванные возвратом некачественного товара. Особенно ощутимы эти расходы при увеличении объема оптовых продаж в дальние регионы.
В связи с вышеизложенным, учитывая наше продолжительное сотрудничество и те объемы товара, которые я закупаю у Вашей компании, в целях оптимизации и удешевления процесса возврата-приемки некачественного товара предлагаю Вам рассмотреть вопрос о возможности принятия решений относительно приемки Вами некачественного товара на основании подробных фотографий каждой единицы некачественного товара, актов с описанием производственных дефектов товара и составленных на их основе претензий, направляемых мной Вам по электронной почте.
Также прошу Вашего согласия о рассмотрении в индивидуальном порядке вопросов целесообразности возврата Вам товара, подверженного производственному браку, и распределению расходов относительно его транспортировки.
Отмечу, что такой порядок рассмотрения вопросов, связанных с приемкой-возвратом некачественного товара, значительно сокращает расходы по его транспортировке со складов покупателей в Москву.
Достигнутые договоренности целесообразно письменно закрепить путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к заключенному между нами договору поставки. Прошу Вас сообщить моему представителю Сидоровой Евгении Петровне о принятом Вами решении относительно предложения, содержащегося в настоящем письме, и о рассмотрении проекта дополнительного соглашения, который был направлен Вам ранее.
С уважением,
Индивидуальный предприниматель Иванов Иванов И.И.
Пример 3
Дополнительное соглашение N 1
о порядке приемки-сдачи некачественного товара
и предъявлению претензий по нему
к договору поставки от 12.01.2008 г. N 34
г. Москва 22 сентября 2008 года
Общество с ограниченной ответственностью "Мебель", именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице генерального директора Лукьянова Бориса Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны и индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем "Покупатель", действующий на основании свидетельства о государственной регистрации серии 77 N 09098977654 от 23.03.2007, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", а по отдельности - "Сторона", заключили настоящее дополнительное соглашение к договору поставки от 12.01.2008 N 34 о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Поставщик и Покупатель обязуются соблюдать условия настоящего дополнительного соглашения о порядке возврата-приемки товара, поставляемого Поставщиком Покупателю по договору поставки от 12.01.2008 г. N 34 (далее - Дополнительное соглашение), а в случае их несоблюдения нести ответственность в размерах, установленных настоящим дополнительным соглашением.
1.2. Покупатель обязуется соблюдать порядок и сроки приемки товара, проверки его количества и качества, а также предъявлять Поставщику претензии относительно качества товара не позднее сроков, установленных Дополнительным соглашением.
1.3. Поставщик обязуется обеспечить Покупателю все необходимые условия для осуществления приемки товара, проверки его количества и качества; своевременно рассматривать претензии Покупателя относительно количества и качества поставляемого ему товара.
1.4. В случаях, установленных Дополнительным соглашением и действующим законодательством, каждая из сторон обязуется возместить другой Стороне расходы, понесенные ею в связи с возвратом-приемкой некачественного товара.
2. Порядок приемки и проверки товара,
предъявления поставщику претензий
2.1. Покупатель осуществляет проверку товара по количеству в момент его приемки на своем складе (если товар доставляется Поставщиком или транспортной компанией, перевозчиком) или на складе Поставщика (если товар самостоятельно вывозится Покупателем со склада поставщика). Приемка товара по количеству заключается в сверке сведений об ассортименте и количестве товара, указанных в товарной накладной, фактически поставленному товару. При приемке товара по количеству упаковка товара не вскрывается.
2.2. В момент приемки товара по количеству Покупатель обязан осмотреть упаковку товара на наличие ее повреждений. Покупатель вправе отказаться от приемки товара, упаковка которого повреждена настолько, что дает возможность предполагать повреждение товара под ней.
2.3. Покупатель обязан осуществить внутритарную проверку товара по качеству в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента передачи ему товара.
2.4. В случае обнаружения в процессе приемки товара расхождений по количеству или отказа Покупателя от приемки товара в поврежденной упаковке уполномоченный представитель Покупателя делает соответствующие отметки на товарной накладной, которую подписывает и к которой прикладывает копии документов, предоставляющих ему право на подписание товарной накладной. Второй экземпляр товарной накладной с отметками Покупателя незамедлительно возвращается или направляется посредством факсимильной связи и почтой Поставщику.
2.5. Поставщик в течение 2 (двух) рабочих дней после получения от Покупателя товарной накладной с отметками о расхождении товара по количеству обязан предоставить/направить почтой Покупателю исправленную товарную накладную с подписями и печатями уполномоченных лиц Поставщика.
2.6. В случае обнаружения при проверке товара по качеству некачественного товара Покупатель обязан составить в одностороннем порядке акт обнаружения некачественного товара по форме, утвержденной Сторонами (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению). Составить на основании указанного акта претензию по форме, утвержденной Сторонами (Приложение N 2 к Дополнительному соглашению). Направить Акт и Претензию Поставщику в течение 1 (одного) рабочего дня с момента обнаружения некачественного товара, но не позднее срока, установленного пунктом 2.3 настоящего дополнительного соглашения для проверки товара по качеству.
2.7. Претензия относительно качества товара, подверженного производственному браку, который может быть выявлен только в процессе эксплуатации товара, составляется Покупателем по форме, утвержденной Сторонами (Приложение N 2 к Дополнительному соглашению), и может быть предъявлена Поставщику не позднее истечения гарантийного срока на товар.
2.8. Во всех случаях обнаружения некачественного товара Покупатель прилагает к Акту и претензии фотографии каждой единицы некачественного товара.
2.9. Акты, претензии и фотографии некачественного товара направляются Покупателем поставщику по электронной почте.
3. Порядок рассмотрения поставщиком претензий покупателя
3.1. Претензия Покупателя относительно качества товара рассматривается Поставщиком только при условии, что она составлена по форме, к ней приложен акт об обнаружении некачественного товара с описанием всех выявленных дефектов и фотографии каждой единицы некачественного товара, на которых четко видны все дефекты товара.
3.2. Незамедлительно после получения от покупателя документов, предусмотренных пунктом 3.1 Дополнительного соглашения, Поставщик обязан направить покупателю по электронной почте подтверждение об их получении.
3.3. Претензия по качеству товара должна быть рассмотрена Поставщиком, и по ней должен быть направлен письменный ответ Покупателю в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения от Покупателя документов, указанных в пункте 3.1 Дополнительного соглашения.
3.4. Получение Поставщиком от Покупателя исправленной товарной накладной считается получением Поставщиком претензии по количеству товара. Такая претензия подлежит рассмотрению, а ответ по ней - отправке Покупателю в течение 2 (двух) рабочих дней со дня ее получения.
3.5. Поставщик обязан допоставить недостающее количество товара со следующей поставкой, но не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня получения претензии по количеству товара.
3.6. Ответ на любую претензию направляется Поставщиком Покупателю по электронной почте или по факсу.
3.7. После получения от Поставщика утвердительного решения о приемке некачественного товара Покупатель обязан подготовить товар к отгрузке Поставщику на своем складе в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения от Покупателя ответа.
3.8. Некачественный товар должен быть вывезен Поставщиком со склада Покупателя или удовлетворены заявленные Покупателем в претензии требования в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления Покупателю ответа о приемке товара, но не позднее 12 (двенадцати) рабочих дней со дня получения от Покупателя документов, указанных в пункте 3.1 Дополнительного соглашения.
3.9. Если Поставщик не ответил на претензию Покупателя в установленный срок, то считается, что он отказал Покупателю в удовлетворении претензии со всеми вытекающими отсюда последствиями. При необоснованном отказе Поставщика принять у Покупателя некачественный товар или удовлетворить требования Покупателя, заявленные в претензии, Покупатель вправе предъявлять Поставщику требования и (или) требовать от него совершения действий, предусмотренных настоящим дополнительным соглашением, договором поставки и действующим законодательством.
4. Распределение расходов по возврату-приемке некачественного товара
Поставщик обязан возместить Покупателю в полном объеме расходы, которые понес Покупатель в связи с возвратом Поставщику некачественного товара, в том числе транспортные расходы.
5. Ответственность сторон за исполнение настоящего соглашения
5.1. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения Поставщиком пунктов 2.5 и 3.4 Дополнительного соглашения он по требованию Покупателя выплачивает Покупателю штраф в размере 200 (двухсот) рублей за каждый день просрочки.
5.2. Если покупатель несвоевременно ответил на претензию Поставщика, то он по требованию Покупателя выплачивает ему штраф в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
5.3. При необоснованном отказе Поставщика от принятия у Покупателя некачественного товара Поставщик по требованию Покупателя обязан возместить Покупателю расходы по хранению некачественного товара на складе Покупателя с момента предъявления Поставщику претензии по качеству товара до момента удовлетворения требования Покупателя, в том числе в судебном порядке; судебные расходы; расходы по экспертизе товара.
6. Прочие условия
6.1. Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью заключенного между Сторонами договора поставки от 12.01.2008 N 34.
6.2. Дополнительное соглашение вступает в силу с 22 сентября 2008 года.
6.3. Условия заключенного между Сторонами договора поставки от 12.01.2008 N 34, противоречащие настоящему дополнительному соглашению, не применяются.
6.4. Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, - по одному для каждой из Сторон.
7. Наименования, адреса, реквизиты и подписи сторон
Поставщик: Покупатель:
Общество с ограниченной Индивидуальный предприниматель
ответственностью "Мебель" Иванов Иван Иванович
ИНН 7703107663 КПП 770301001 ИНН 770514331717
ОГРН 1037739263352 ОГРНИП 401660000538111
ОКПО 02173905 ОКПО 02173988
Адрес: 125009, г. Москва, Адрес: 109507, г. Москва,
ул. Б. Никитская, д. 5, стр. 1 Волгодонский проезд, д. 5, к. 3, кв. 16
Контактные телефоны: 8(495)900-90-90 Контактные телефоны: 8(495) 176-90-90
Номер факса: 8(495)900-90-90 Номер факса: 8(495) 176-90-90
Адрес электронной почты: мс@mail.ru Адрес электронной почты: ivanov@mail.ru
Р/с: 40702810500001009001 Р/с: 40802810500001009001
в АКБ "ФИНАНСБАНК" (ЗАО) г. Москва в ОАО "ЛТД БАНК" г. Москва
К/с: 30101810800000000777 К/с: 30101810800000000555
БИК: 44585777 БИК 44585555
Генеральный директор Индивидуальный предприниматель
Лукьянов Лукьянов Б.М. Иванов Иванов И.И.
-------- ------
Печать ООО "Мебель" Печать ИП Иванова И.И.
М.П. М.П.
Автор рекомендует еще при подписании договора поставки оговорить с контрагентом все моменты, касающиеся порядка возврата-приемки некачественного товара, ведь куда легче предотвратить ошибку, нежели потом ее исправлять.
С.А. Добрынина,
юрист ООО "Сервисторг"
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru