Как "раскрутить" сайт
Нужен ли сайт вашему бизнесу? Еще недавно данный вопрос предполагал несколько вариантов ответа. Сегодня ответ остался один, положительный. Сайт представляет собой показатель, симптом, ярлык успешности бизнеса. И не важно, чем вы занимаетесь: производством пельменей или пошивом одежды, торговлей игрушками или частным извозом, - сайт необходим как элемент имиджа, такой же, как визитки.
Но, предположим, предприниматель решает, что сайт ему совершенно необходим, заказывает его изготовление, долго мучается сам и мучает подрядчиков выбором дизайна и контента. И вот свершилось! Сайт висит!
Статистика посещений наглядно демонстрирует, что никто на сайт не заходит, клиенты о сайте знать не знают и думать не думают. Сайт именно что висит...
Можно, конечно, закрыть на это глаза, как и делают многие предприниматели. Но тогда возникает вопрос, зачем было тратить деньги на создание сайта? Если уж сайт есть, пусть клиенты как минимум о нем узнают! Мы расскажем вам, как можно эффективно использовать сайт.
Увеличиваем посещаемость техническими...
В компании, которая делала для вас сайт, вам наверняка посоветуют воспользоваться платными услугами, позволяющими сайту находиться в верхних строчках поисковиков при введении запроса по тематике вашего бизнеса. Возможно, это неплохой вариант, но он больше подходит предприятиям:
- крупным, желающим работать по всей России;
- информацию об услугах которых совершенно точно ищут в сети;
- работающим исключительно (либо приоритетно) в Интернете (интернет-магазины, например). Кроме того, явным минусом является то, что услуга платная, а эффективность при этом спорная. Ведь даже появившись в первых строках поиска, ваш сайт оказывается в заведомо конкурентном окружении. Другой вариант - обмен ссылками.
Но мы не будем подробно останавливаться на технических возможностях. Вместо этого поговорим о рекламном продвижении сайта.
...И маркетинговыми методами
Добавив ссылку на свой сайт в информационный блок на всех объектах фирменного стиля (визитки, фирменные бланки, факсовые сообщения, конверты, папки, буклеты, брошюры, проспекты, листовки, плакаты, рекламные модули, сувенирная продукция, пакеты и др.), вы делаете первый шаг к популярности сайта.
Теперь можно надеяться на то, что клиенты зайдут на сайт по собственному желанию. Но нужно стимулировать посещение, а не лелеять надежды. Что бы ни спросили потенциальные клиенты: "Как можно ознакомиться с полным ассортиментом ваших товаров (работ, услуг)?" "Как к вам доехать?" (для этого существует карта проезда, размещенная на сайте), "Меня интересует прайс-лист" (прайс-лист должен быть удобен для скачивания), "Давно ли вы работаете на рынке?" (раздел "История бизнеса"), "Кто ваши клиенты?", ваши менеджеры по продажам и по работе с клиентами (да и вы сами!) должны назубок выучить фразу: "Загляните на наш сайт!" Менеджер должен быть готов правильно продиктовать адрес либо обратить внимание на то, что адрес есть на визитке (факсе, бланке и т.д.). Безусловно, отсылка на сайт ни в коем случае не исключает живой презентации товара и бизнеса, но и забывать о ней не стоит.
А где подробности?
Итак, фирменный стиль начал работать. Разочаруем вас: этого мало! Необходимо сделать следующий шаг на пути к узнаваемости. Сначала следует обратиться к простейшим акциям по стимулированию спроса. Непременный атрибут таких акций - раздача на улицах листовок с информацией о скидках, распродаже, розыгрышах. Как правило, на подобной листовке указывается практически вся информация. Но можно поступить и иначе, а именно - создать интересный тизер ("дразнилку"), за расшифровкой которого потребитель будет вынужден зайти на ваш сайт.
Например, "Купить натуральную дубленку всего за 1500 рублей? www.........", "Новогодние игрушки со всего света! Получи скидку 50%! Подробнее на сайте..., или по адресу...", "Новая коллекция бижутерии в бизнес-стиле! 1 + 1 = 4. Подробнее на сайте..., или по адресу...".
Аналогичную подачу информации можно применять в рекламных объявлениях для СМИ (макеты для газет, журналов, телевизионные и радийные ролики, баннеры в Интернете), в макетах для наружной рекламы (биллборды и "уличная мебель"). В такой тактике есть несколько плюсов. Потенциальный клиент не только зайдет на сайт, но и включится в игру, диалог с вашим брендом. Одно дело - получить листовку, которая в очередной раз "впаривает" что-то ненужное, совсем другое - предложение разгадать некую загадку. Вы не будете навязывать покупку, зато сможете наладить коммуникацию с возможным клиентом. Чем более оригинален и интересен такой ход, тем выше отдача в виде количества посетителей сайта и в конечном итоге приверженцев бренда.
Вообще, проведение акций и розыгрышей на сайтах - это уже привычная и доказавшая свою эффективность практика.
Кстати, чтобы привлечь потребителей, сайт должен содержать что-то действительно интересное для вашей целевой аудитории. Например, домохозяйкам могут быть интересны оригинальные рецепты блюд, подросткам и офисным работникам - стильная галерея обоев, молодым мамам - форум с возможностью задать вопросы врачам. Придумайте подобные "фишки" и рекламируйте их.
Высший пилотаж в промо-акциях
Не спорим, раздача листовок - это эффективно. Однако высшим пилотажем в промо-акциях стоит считать красивые постановочные мини-спектакли, которые действительно развлекают потребителя и вовлекают его в игру.
Пример 1
Наше агентство разрабатывало и проводило акцию "Ангелы любви" для центров мобильных перемен "Цифроград". Акция была посвящена Дню святого Валентина и проводилась в течение одного дня, 14 февраля. Два промоутера в костюмах ангелов в сопровождении профессионального фотографа ходили по центральному проспекту города и возле университета, предлагали парам и просто молодым людям и девушкам сфотографироваться с ними на память. Участникам акции вручалась визитка с адресом сайта, на котором можно было не только найти свою фотографию и скачать ее, но и проголосовать за свое или другое понравившееся фото. Победитель по результатам голосования получал приз. Кроме того, на сайте можно было узнать номер своего фото, прийти с этим номером в любой салон "Цифроград" и бесплатно получить напечатанную фотографию.
Акция вызвала очень большой резонанс. "Ангелы" привлекали много внимания, что объяснялось оригинальным выбором костюмов. Работали два "ангела любви": девушка - белый ангел, в длинном балахоне и с большими белыми крыльями и молодой человек - черный ангел, в черном балахоне, с черными крыльями и в темных очках. "Неправильные" ангелы с порочным подтекстом привлекали гораздо больше внимания, нежели их правильные собратья с крохотными крылышками и нимбами. Молодежь не просто с удовольствием соглашалась сфотографироваться с "ангелами любви", но даже специально искала промоутеров-"ангелов" на улицах. А временами выстраивались небольшие очереди.
Количество посещений сайта побило даже самые смелые расчеты. На сайте голосовало до 2 500 пользователей в день. Причем с одного IP-адреса можно было проголосовать не больше двух раз за сутки. Нужно заметить, что фотографии, выложенные на сайте, были брендированы и адаптированы под праздник. На фото появились рамочки из рыжих сердечек (корпоративный цвет заказчика) и маленькие логотипы "Цифрограда". То есть напечатанные фотографии продолжали рекламировать бренд даже в семейном альбоме.
Цель заказчика - продвинуть услуги по цифровой печати фотографий - была достигнута. Кроме того, акция повысила знание о бренде и положительно сказалась на имидже "Цифрограда" среди целевой аудитории.
Если вы хотите провести подобную акцию, нужно найти интересный информационный повод и разработать под него интригу. Конечно, идеальные поводы - это праздники. В праздничные дни люди гораздо больше расположены к участию в различных веселых и игровых проектах. Забавные мероприятия воспринимаются естественно и, кстати, практически не вызывают подозрений и отрицания. Заметим, подобные акции оказываются весьма выгодными, если вы находите информационный повод и разрабатываете сценарий силами собственного предприятия. В таком случае в затратную статью попадут только изготовление костюмов (учитывая, что акция разовая, костюмы обычно оказываются недорогими), печать информационных материалов и услуги промоутеров и супервайзера.
Единственное ограничение касается следующего. Подобные мероприятия обычно привлекают внимание исключительно молодой аудитории, до 25 лет. Ожидать активного отношения к таким акциям от людей старше 30 лет не стоит. Исключение составляют акции, рассчитанные на детей, которые с удовольствием примут участие в мероприятии, а на последующую активность будут мотивировать своих родителей.
Вирусом по аудитории
Речь идет о методах в области вирусного маркетинга. Они обычно требуют обязательного привлечения профессионалов. В этом случае нас интересует все, что касается вирусного on-line продвижения. Здесь существуют три варианта: viral video (вирусное видео), viral game (вирусноая игра), blogging (блоггинг). Рассмотрим их подробнее.
Глянь, как круто!
Одним из крайне успешных методов продвижения брендов в сети вирусным способом является вирусное видео. Что представляет собой данный способ? Специально созданный видеоролик запускается в интернет-среду с тем, чтобы пользователи по собственному желанию пересылали это видео или ссылку на него своим друзьям, знакомым, другим пользователям.
Естественно, видео должно быть таким, чтобы пересылать его действительно захотелось, в противном случае никакого смысла акция иметь не будет. Что привлекает внимание избалованных потребителей? Как правило, это юмор и скандальность. Причем в комплексе. То есть ролик может быть нецензурным, шокирующим, попирающим моральные нормы общества, но при этом смешным. Тогда он сможет претендовать на внимание потребителя. Ролик может представлять собой как мультипликацию или качественно отснятый материал, так и снятый на камеру мобильного телефона "прикольный" сюжет. Главное - форма должна соответствовать содержанию. Приведем примеры.
Пример 2
Так, в сети был весьма популярен ролик "Корбины телеком" "Как запихнуть слона в розетку", представляющий собой мультфильм из офисной жизни. По сюжету симпатичного слона, олицетворяющего большой файл, пытаются запихнуть в интернет-розетку. Его заталкивают силой, с разгона, пытаются сжать с помощью архиватора. Когда его решают разрезать, испуганный слон вызывает специалистов из "Корбины". Супергерой от провайдера прибывает по первому зову, переделывает розетку, и слон со свистом в нее улетает. Итак, хэппи-энд: "Corbina telecom" - быстрый Интернет без жертв, телефон и ссылка на сайт компании. Нужно заметить, что ролик сделан очень весело, ярко, его действительно хочется смотреть и пересматривать. Ну, и как следствие - поделиться им с друзьями.
Пример 3
Еще один некогда популярный ролик - история о современной Золушке, ставящей на место злую мачеху. Ролик содержал нецензурную лексику. Пользователи охотно рассылали ролик по знакомым, давали ссылки на форумах. История о Золушке рекламировала МТС Джинс.
Но о подобных роликах стоит заметить следующее. Обычно компании, чей бренд продвигается подобным образом, открещиваются от этой рекламы, заявляя, что они не имеют никакого отношения к ее производству. Дескать, кто-то захотел пошутить, а мы тут ни при чем, мы не допускаем в отношении своего бренда аморальность и нецензурность. Однако ролики подобного содержания отлично продвигают бренды. Если, конечно, целевая аудитория оценит юмор.
Итак, метод хорош и действенен, но работает опять-таки на специфическую аудиторию. Это подростки, студенты, офисные работники до 30-35 лет, легко относящиеся к попиранию моральных норм, черному юмору, скандальности.
Дополнительной возможностью для продвижения вашего сайта является, например, предложение скачать и просмотреть полную версию вирусного ролика только на сайте. Также там можно выложить еще пару интересных роликов или смешных открыток.
Поиграем?
Следующий вариант - это игры, призванные продвигать бренд. В игровом процессе потребитель должен постоянно находиться в брендированном пространстве: собирать носители логотипа, заходить в помещения под брендом и т.п. Но это дорогостоящий метод. Создание качественной игры стоит недешево и, как правило, для предпринимателя такие траты просто неоправданны. Но знать о такой возможности нужно.
* * *
Итак, для раскрутки сайта и привлечения на него большого количества пользователей существует огромное количество рекламных возможностей. Решение, какими из них воспользоваться, зависит напрямую от целевой аудитории вашего бренда и ваших возможностей. Но не стоит забывать и следующее. Привлечь потребителей - это только полдела, вторая половина - сделать сайт таким, чтобы пользователю он показался интересным и полезным и чтобы он заходил туда часто и рекомендовал своим знакомым.
И.В. Потапова,
независимый бизнес-консультант,
тренинг-менеджер
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru