При переходе на новые системы оплаты труда в условиях установления с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда в сумме 4 330 рублей должна ли оплата труда превышать МРОТ с учетом северных надбавок или они могут включаться в МРОТ?
Согласно ст. 129 "Основные понятия и определения" ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ*(1) из ст. 129 ТК РФ исключено понятие минимального размера оплаты труда и ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.
При этом согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В условиях перехода на новые системы оплаты труда и установления с 01.01.2009 минимального размера оплаты труда в сумме 4 330 руб. в настоящее время имеются различные точки зрения по поводу того, должна ли оплата труда превышать МРОТ с учетом северных надбавок или они могут включаться в МРОТ.
Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Иначе для чего было менять законодательство?
Однако, по нашему мнению, такая упрощенная трактовка не учитывает всей совокупности норм трудового законодательства, а также положений ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ*(2), которая определяет, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Учитывая, что при введении новых систем оплаты труда субъекты РФ и муниципальные образования обязаны принимать во внимание указанные нормы, исключение определения МРОТ из трудового законодательства должно трактоваться без ущемления прав работников, проживающих на территориях с особыми климатическими условиями.
При этом согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Исходя из положений данной статьи, можно сделать вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в особых климатических условиях должны применяться к сумме заработной платы, которая в соответствии со ст. 133 ТК РФ в случае выполнения работником нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В то же время, действительно, с 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В связи с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий сотрудников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Следует обратить особое внимание на то, что в конечном итоге вопрос о том, какая из изложенных точек зрения станет официальной трактовкой законодательства, будет, скорее всего, разрешен в судебном порядке. В северных регионах страны уже начались судебные процессы по данным вопросам, включая обращения в Конституционный суд.
Другой вариант устранения противоречий относительно минимального размера оплаты труда - принятие соответствующего законопроекта Государственной Думой. Такой законопроект внесен в Государственную Думу Госсобранием Республики Саха (Якутия). В нем регламентируется состав минимального размера оплаты труда в части включения или невключения в него компенсационных и стимулирующих выплат, которые согласно норме ч. 1 ст. 129 ТК РФ вместе с вознаграждением за труд и образуют структуру заработной платы.
Отметим, что компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях устанавливаются работникам не в целях вознаграждения за определенный труд, а для компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда (в том числе тяжелых природно-климатических условий и более высоких цен на товары и услуги в северных регионах). Следовательно, такие выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда, что четко определяется названным законопроектом.
А. Вифлеемский,
д.э.н., руководитель Нижегородского центра экономики
образования
1 февраля 2009 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 2, февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"