Кто такой тьютор и при каких условиях может вводиться эта должность в муниципальных образовательных учреждениях? Каковы должностные обязанности тьютора?
Стать обычной для муниципальных образовательных учреждений должность тьютора может благодаря введению новых систем оплаты труда. На федеральном уровне согласно п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которое является рекомендательным для органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, штатное расписание учреждения утверждается руководителем и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ N 216н*(1) должность тьютора отнесена к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников (так же как и должность учителя).
С учетом того, что Типовые штаты утратили силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09.06.2008 N 177, отсутствуют какие-либо препятствия для введения должности тьютора в муниципальных образовательных учреждениях.
В то же время в действующих нормативных документах должностные обязанности тьюторов практически не проработаны. О введении таких должностей в официальных документах федерального уровня говорится лишь по отношению к высшим учебным заведениям. Так, в Письме Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15*(2) рекомендовано вузам организовать службу академических консультантов для содействия студентам в выборе и реализации их индивидуальных учебных планов. При этом в примечании указано, что в зарубежных вузах такие консультанты, как правило, именуются тьюторами.
Число консультантов устанавливается вузом исходя из своих экономических и организационных возможностей в зависимости от числа студентов (например, один консультант на 300 студентов). При этом один консультант должен осуществлять работу, как правило, в рамках не более чем одного - двух направлений подготовки (специальностей) и курировать студентов от первого до выпускного курса.
Консультантами могут назначаться работники вуза с высшим образованием (преподаватели, методисты, аспиранты), прошедшие надлежащую подготовку в области структуры и содержания образования определенной группы направлений подготовки (специальностей).
В обязанности тьюторов в вузах входит:
- представлять академические интересы студента;
- готовить все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставлять их студентам на стендах и сайте вуза;
- осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям);
- проводить академические консультации на регулярной основе в течение семестра;
- организовать прием индивидуальных планов студентов в установленный период и участвовать в составлении рабочих учебных планов направлений подготовки (специальностей) на учебный год.
Исходя из такого понимания должностных обязанностей тьютора, данная должность может вводиться в муниципальных общеобразовательных учреждениях, например, при организации профильного обучения с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.
В должностные обязанности тьютора общеобразовательного учреждения может быть включено следующее:
- организация персонального сопровождения ученика (малой группы обучающихся) в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- координирование самостоятельной учебы обучающегося;
- помощь учащемуся в разборе его успехов, неудач и правильном формулировании образовательных целей на будущее;
- координирование различных направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационная работа и профориентация);
- помощь учащемуся в осознанном выборе стратегии образования и удержания проблемы и трудности процесса самообразования, создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (формирование индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий);
- организация коммуникации с учащимся, направленной на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов;
- организация взаимодействия учащегося с завучем, учителями-предметниками и другими возможными преподавателями для коррекции индивидуального учебного плана, вовлечение родителей в процесс оформления и корректировки индивидуальных учебных планов, информирование их о реализации этих планов и об общих образовательных результатах учащегося;
- осуществление мониторинга динамики процесса становления выбора каждым учащимся пути своего образования;
- организация индивидуальных и групповых консультаций для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей, способностей и возможностей, использование различных способов коммуникации с учеником (группой учащихся), включая электронные формы (интернет-технологии).
А.Б. Вифлеемский
1 февраля 2009 г.
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".
*(2) Письмо Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 "О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"