Доплата сотрудникам за работу на компьютере
В настоящее время работа некоторых сотрудников спортивных школ (например, бухгалтеров, методистов и др.) связана с использованием персональных электронно-вычислительных машин (компьютеров) и другой офисной техникой (например, ксерокса), способной влиять на здоровье работников. Данный вид деятельности связан с вредными условиями труда и, соответственно, требует дополнительной оплаты. Порядок установления такой доплаты рассматривается в настоящей статье.
Нормативная база для установления доплаты
Постоянная работа на вычислительных машинах признана работой с вредными условиями труда еще в 1974 году п. 182 разд. XLIII "Общие профессии всех отраслей народного хозяйства" Списка профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
На сегодняшний день Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (далее - Санитарные правила 2.2.2/2.4.1340-03), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочих мест с ПЭВМ. Ответственность за выполнение данных норм возлагается на юридических лиц, осуществляющих разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ. Например, согласно п. 13.1 Санитарных правил 2.2.2/2.4.1340-03 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Такой порядок утвержден приложением 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Приказ N 83).
Кроме вышеупомянутого порядка, Приказом N 83 определены вредные производственные факторы, к которым, в частности, отнесены:
- излучения (разд. 3 "Физические факторы" приложения 1);
- работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ (п. 4.2.3 разд. 4.2 "Зрительно напряженные работы: прецизионные, работы с оптическими приборами и наблюдение за экраном" приложения 1).
Из вышесказанного следует, что работа сотрудников с использованием персональных электронно-вычислительных машин (компьютеров) оказывает негативное воздействие на здоровье, то есть является работой, связанной с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Минимальные размеры таких выплат и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, либо коллективным договором, трудовым договором.
Напомним, ст. 372 ТК РФ определен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, который состоит в следующем. Работодатель направляет в выборный профсоюзный орган проект локального нормативного акта и обоснование по нему.
Профсоюзный орган, в свою очередь, не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если профсоюзный орган соглашается с положениями локального нормативного акта, то он утверждается. В случае несогласия с проектом локального нормативного акта работодатель может согласиться с замечаниями профсоюза (то есть переделать проект и начать всю процедуру снова) либо в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
Если в ходе консультаций стороны не договорятся, то необходимо оформить протокол разногласий. После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт по своему проекту, а профсоюз, в свою очередь, вправе обжаловать его в государственной инспекции по труду или в суде либо начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном гл. 61 ТК РФ.
Следует отметить, что приведенный порядок касается учреждений, в которых действует выборный профсоюзный орган. Однако его можно применять при принятии проектов локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников. Для этого порядок согласования необходимо закрепить положениями коллективного договора или соглашения.
Размеры доплат
Право устанавливать доплаты до 12% тарифной ставки (оклада) рабочим, специалистам и служащим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и до 24% тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (по согласованию с профсоюзными комитетами) предоставлено руководителям учреждений и организаций п. 4 Постановления от 15.05.1990 N 193/7-69 "О совершенствовании организации заработной платы и введения новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования", утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секретариатом профессиональных союзов (далее - Постановление N 193/7-69).
*
Законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ, применяются в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).
*
Напомним, Федеральным законом от 27.10.2008 N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Закона Российской Федерации "Об образовании" спортивные школы включены в перечень учреждений дополнительного образования. В связи с этим, по мнению автора, при установлении доплат за работу на компьютере работникам спортивных школ можно воспользоваться разработанным в соответствии с положениями Постановления N 193/7-69 Приказом Госкомобразования СССР от 20.08.1990 N 579, которым утверждены:
- Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда (далее - Положение об установлении доплат) (приложение 1);
- Перечень работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР (далее - Перечень работ системы Гособразования СССР) (приложение 2).
Так, в п. 2 Положения об установлении доплат определено, что доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем работ системы Гособразования СССР, и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда. В частности, п. 1.164 Перечня работ системы Гособразования СССР предусмотрена доплата до 12% за работу за дисплеями ЭВМ, которая отнесена к работам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда. Напомним, доплата в размере 12% назначается при условии постоянной работы с использованием персональных электронно-вычислительных машин (компьютеров). Таким образом, процент доплаты определяется путем аттестации каждого конкретного рабочего места и определения времени фактической занятости сотрудника на каждом конкретном рабочем месте. Например, если главный бухгалтер спортивной школы 60% своего рабочего времени занят выполнением своих обязанностей за дисплеем ЭВМ (компьютера), то ему устанавливается надбавка в размере 7,2% от основного оклада.
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ст. 209 ТК РФ).
Обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация рабочих мест) с последующей сертификацией организации работ по охране труда определена положениями ст. 212 ТК РФ.
Аттестация рабочих мест проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она осуществляется в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок проведения аттестации).
Аттестации подлежат все рабочие места. Сроки ее проведения устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. За непроведение соответствующей аттестации на руководителя бюджетного учреждения может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. или на учреждение - от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ).
Для организации и проведения аттестации рабочих мест в учреждении издается приказ. В соответствии с данным приказом создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях учреждения, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест (п. 9 Порядка проведения аттестации).
Аттестационная комиссия формируется из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юриста, специалистов по кадрам, по труду и заработной плате, специалиста службы охраны труда, а также представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных представителей аттестующей организации (п. 10 Порядка проведения аттестации).
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации (п. 12 Порядка проведения аттестации). При этом в качестве аналогичных рабочих мест рассматриваются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.
В соответствии с п. 17 Порядка проведения аттестации оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда. Результаты инструментальных измерений и оценки производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами, содержащими следующие данные (п. 18 Порядка проведения аттестации):
- идентификационный номер протокола (числовой и буквенный);
- наименование организации, ее адрес;
- наименование подразделения организации, рабочего места;
- дату проведения измерений;
- наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений, сведения о ее аккредитации;
- наименование измеряемого фактора;
- сведения о применяемых средствах измерения (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия свидетельства о поверке и номер свидетельства о поверке);
- метод проведения измерений и оценок с указанием идентификационного номера и наименования нормативного документа, на основании которого проводятся измерения и оценка;
- место проведения измерений (с приложением при необходимости эскиза помещения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки(ек) замеров (отбора проб));
- нормативное и фактическое значение измеряемого фактора и при необходимости время его воздействия (приложение 1 к Порядку проведения аттестации);
- сведения о нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), нормативные уровни измеряемого фактора;
- класс вредности и опасности по данному фактору;
- должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, проводившего измерения;
- должность, фамилия, инициалы и подпись представителя организации, где проводились инструментальные измерения;
- должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица аттестующей организации, печать аттестующей организации (в случае ее привлечения).
По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее - Карта), форма которой утверждена приложением 2 к Порядку проведения аттестации. Рекомендации по ее заполнению предусмотрены приложением 3 к Порядку проведения аттестации. В правом верхнем углу протоколов делается надпись "к строке 030". При этом для группы рабочих мест допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего (п. 45 Порядка проведения аттестации):
- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
- перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению 1 к Порядку проведения аттестации;
- копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
- карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 2 к Порядку проведения аттестации с протоколами измерений и оценок условий труда;
- ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации согласно приложениям 6 и 7 к Порядку проведения аттестации;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению 8 к Порядку проведения аттестации;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 9 к Порядку проведения аттестации;
- приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
Согласно п. 46 Порядка проведения аттестации работодатель после проведения аттестации рабочих мест направляет в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (территориальный орган Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) следующие документы:
- перечень рабочих мест (приложение 1);
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 6);
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 7), включая информацию согласно приложению 10 к Порядку проведения аттестации.
В. Лахматова,
редактор журнала
"Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"