Российская организация приобретает у иностранной организации права на результаты интеллектуальной деятельности. Могут ли расходы в виде периодических (текущих) платежей за пользование такими правами быть учтены для целей налогообложения прибыли, при условии что они используются в деятельности организации, не направленной на извлечение дохода? Правильно ли квалифицировать доходы, перечисляемые российской организацией иностранной организации, в качестве доходов от продажи принадлежащего ей на праве собственности имущества и соответственно не удерживать налог у источника выплаты дохода?
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 37 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Таким образом, с учетом ст. 252 и 270 НК РФ, в случае, если осуществленные расходы, в том числе лицензионные платежи, не направлены на получение дохода (экономической выгоды), они не должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что к объектам гражданских прав относятся:
- вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
- работы и услуги;
- информация;
- результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
- нематериальные блага.
Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов, поэтому к отношениям, связанным с использованием и защитой исключительных прав, неприменимы нормы о праве собственности, относящиеся к вещным правам.
В соответствии со ст. 1233 и 1234 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
Таким образом, рассматривать доход, полученный иностранной организацией, являющейся правообладателем, в результате правоотношений, связанных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в качестве дохода, полученного организацией от продажи принадлежащего ей на праве собственности имущества, неправомерно.
В соответствии с договором об отчуждении исключительного права правообладатель уступает исключительное право, то есть передает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принимающей стороне (российской организации) за определенную сторонами договора цену.
Следовательно, правообладатель получает на основании вышеуказанного договора доход от уступки принадлежащего ему исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а не доход от реализации собственного имущества, в связи с чем данный вид дохода иностранной организации должен квалифицироваться как доход от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.
Статьей 309 НК РФ определены виды доходов, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 309 НК РФ к такому виду доходов относятся, в частности, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.
Учитывая вышеизложенное, доходы иностранной организации, полученные по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, подлежат налогообложению на территории Российской Федерации у источника выплаты по ставке в размере 20% как доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.
При налогообложении доходов иностранных организаций следует также руководствоваться (в случае наличия) положениями международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения.
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.
1 января 2009 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1