Разработка методики рейтинга студентов (выпускников)
вуза как средства стимулирования сотрудничества
вузов и коммерческих организаций
Эффективное сотрудничество высших учебных заведений и коммерческих организаций предполагает непрерывный обмен информацией о предоставляемых услугах. Один из способов информирования вузами коммерческих организаций о качестве предоставляемых услуг - рейтинг высшего учебного заведения. Рейтинг (to rate - англ. - оценивать) - числовой показатель, характеризующий предпочтение одного оцениваемого объекта перед другим; условный интегральный показатель, базирующийся на совокупности отдельных признаков*(1). Идея рейтинга восходит к известному французскому математику эпохи Великой французской революции Кондорсе (Condorcet), на основе которой он пытался построить теорию справедливых выборов - рейтинг политиков, программ, партий.
От положения высшего учебного заведения в официальном рейтинге зависит: востребованность услуг вуза абитуриентами, организациями, государством, иностранными партнерами; стоимость обучения и подготовительных курсов; зарплата административного и преподавательского состава; привлечение государственного и частного финансирования; участие в различных научно-исследовательских проектах; привлечение своих и иностранных студентов.
Большинство рейтингов предназначены для абитуриентов, поскольку на международном образовательном рынке обострилась конкурентная борьба, появились транснациональные учебные заведения, стремящиеся привлечь как можно больше иностранных студентов.
Цели данной статьи - дать характеристику основных рейтингов вузов и разработать методику рейтинга студентов (выпускников) вузов как средства стимулирования сотрудничества вузов с коммерческими организациями.
В условиях глобализации рынка образовательных услуг разработка критериев качества образования особенно актуальна; анализировать учебные заведения и программы должны независимые эксперты, способные оценить участников этого рынка.
Объективный рейтинг высших учебных заведений необходим России по следующим причинам:
1) увеличение потребности в специалистах на рынке интеллектуального труда стимулирует интерес общества и личности в доступной и достоверной информации о качестве образования в различных вузах;
2) усиление конкурентной борьбы вузов за ресурсы на рынке образовательных услуг. В условиях коммерциализации науки и образования потенциальные инвесторы нуждаются в объективных данных об уровне исследований и качестве образовательных услуг в различных вузах для принятия решений о целевых инвестициях;
3) в условиях развития международного сотрудничества в научной и образовательной сферах для зарубежных вузов-партнеров и организаций нужна надежная информация о том who is who в среде российских университетов*(2).
Можно выделить следующие виды рейтингов высших учебных заведений:
1) рейтинги вычисления единого итогового балла для ранжирования вуза в целом; составляются Министерством образования и науки РФ, журналом "Перспективы" (Польша);
2) рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или предметам - отражают качество учебных программ любого уровня; публикуются Центром по развитию высшего образования совместно с журналом "Stern" в Германии, "Financial Times" в Великобритании;
3) комбинированные подходы - единый рейтинг, в рамках которого составляется также рейтинг по отдельным дисциплинам*(3). Например, комбинированный подход используется в рейтинге "Рекрут" (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов.
В табл. 1 приведена характеристика основных рейтингов вузов.
Приведенные выше глобальные рейтинги вузов, на наш взгляд, имеют как сильные, так и слабые стороны.
Характеристика основных рейтингов вузов
Таблица 1
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование рейтинга | Характеристика рейтинга |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I. Отечественные рейтинги |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Рейтинг Министерства|Официальный рейтинг составлен в интересах крупных вузов|
|образования и науки РФ |(университетов); количественные показатели доминируют почти по всем|
| |критериям. Не делается расчет на одного студента по ряду|
| |нуждающихся в этом показателей, слабо учтен аспект трудоустройства|
| |выпускников, нет оценки качества (востребованности) образовательных|
| |программ*(4) |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|2. Рейтинг агентства "Рейтор" |Рейтинги вузов по критериям общественной оценки, опираясь на|
| |собственные социологические исследования и официальную информацию|
| |государственных органов. Деятельность по ранжированию|
| |осуществляется по двум направлениям: |
| |- проводится опрос руководителей вузов, преподавателей, студентов и|
| |выпуск ников, работодателей и экспертов; |
| |- обрабатываются и анализируются данные по уникальной для России|
| |системе общественной оценки качества образования, включающей в себя|
| |более 50 критериев, разбитых на три подсистемы: оценки|
| |работодателей; оценки стар шекурсников (выпускников); оценки|
| |преподавателей и руководителей вузов*(5) |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|3. Рейтинг журнала "Карьера"|Включает 3 группы показателей, характеризующих: |
|*(6) ("Формула карьеры") |- контингент студентов |
| |- научно-педагогических работников |
| |- программы и условия обучения |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|4. Ежегодный общий рейтинг|В качестве критериев оценки вузов фонд использует интеллектуальный|
|вузов - участников стипенди-|и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых|
|альной программы благотвори-|преподавателей в целях повышения эффективности использования|
|тельного фонда Владимира Пота-|средств фонда по предоставлению стипендий одаренным студентам |
|нина | |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|5. Деловой рейтинг высшего|Цель - выявить вузы, наиболее полно удовлетворяющие потребности|
|образования (ДРеВО) |организаций в специалистах. Показатели для оценки: |
| |- востребованность выпускников у работодателей |
| |- карьерный рост выпускников |
| |- усилия вуза по обеспечению качества подготовки |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II. Национальные рейтинги |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Система рейтингов в Велико-|Предусматривает многоступенчатую систему аккредитации университетов|
|британии |и их образовательных программ при главенствующей роли|
| |правительственной организации Quality Assurance Agency (QAA).|
| |Британские вузы оценивают образовательные программы других учебных|
| |заведений по согласованным с QAA критериям*(7). Рейтинги вузов|
| |формируют также газеты Times, Daily Telegraph, Financial Times и|
| |др. |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|2. Рейтинг специальностей в|Цель - выявление лучших образовательных программ и факультетов.|
|Германии (разработчик рейтинга|Рейтинг сравнивает обучение по определенным специальностям. Каждый|
|- Центр по развитию высшего|показатель ранжируется отдельно, поэтому пользователь может|
|образования (СНЕ) совместно с|самостоятельно выбрать наиболее важные для себя критерии*(8) |
|Национальным фондом оценки| |
|товаров и услуг, журналом| |
|Stern) | |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|3. Рейтинги вузов в Японии |Рейтинги вузов отражают: качество преподавания; объем|
| |правительственного финансирования НИР; количество научных|
| |публикаций и их цитирование в других исследованиях; вклад|
| |университета в развитие социальной сферы*(9) |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|4. Рейтинги вузов в Китае |Ранжированием вузов занимаются 6 государственных организаций: |
| |- NETBIG. competences (China) Limited |
| |- Институт менеджмента провинции Гуаньдун |
| |- Научно-исследовательский центр оценки науки Китая, университет|
| |Вухань |
| |- ассоциация выпускников китайских университетов |
| |- Шанхайский институт педагогических наук |
| |- Центр по развитию академических степеней и аспирантского|
| |образования Китая. |
| | Показатели, используемые в рейтинге NETBIG: |
| |- репутация |
| |- академические ресурсы |
| |- результаты исследований |
| |- студенты |
| |- преподаватели |
| |- физические ресурсы |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|5. Рейтинг университетов в|Цель рейтинга - популяризация вузов, предоставление информации|
|Канаде Universities Rankings|относительно подготовки в вузах |
|(проводится журналом| |
|"Maclean's Weekly Newsmagazi-| |
|ne") | |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|6. Рейтинг вузов в Польше|Цель рейтинга - помощь молодежи в выборе вузов и образовательных|
|Table of Universities|программ |
|(разработчики рейтинга -| |
|организация "Перспектива" и| |
|газета "Ржечь Посполита") | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III. Глобальные (международные) рейтинги |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Академический рейтинг|При составлении рейтинга применяются 6 показателей: |
|университетов мира (Academic|- Alumni (10%) - общее число выпускников вуза, получивших|
|Ranking of World|Нобелевскую премию или медаль Филдса |
|Universities*(10) (ARWU) -|- Award (20%) - общее число работников вуза, получивших|
|проводится Шанхайским|Нобелевскую премию или медаль Филдса |
|университетом Шао Тонг с 2003|- HiCi (20%) - число часто цитируемых исследователей, работающих в|
|года) |21 пред метной области |
| |- N&S (20%) - количество статей, опубликованных в журналах Nature|
| |и Science |
| |- SCI (20%) - общее число статей, вошедших в SCIE и/или SSCI |
| |- Size (10%) - результат деления суммы баллов по предыдущим пяти|
| |показателям на число эквивалентов полной ставки (FTE)|
| |академического персонала. |
| |В 2008 г. в данном рейтинге представлены 2 российских вуза - МГУ|
| |им. М.В. Ломоносова (70 место), Санкт-Петербургский государственный|
| |университет (303 - 401 места) |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|2. Мировой рейтинг университе-|Рейтинг складывается из ряда показателей: |
|тов The Times Higher Education|- Peer Review (40%) - число упоминаний вуза академическим|
|Supplement*(11) (проводится|сообществом |
|газетой The Times с 2004 г.) |- Recruitment Review (10%) - число упоминаний вуза профессиональны-|
| |ми рекрутерами |
| |- International Students (5%) - доля иностранных студентов в вузе |
| |- International Faculty (5%) - доля иностранных сотрудников в вузе|
| |- Student/Faculty (20%) - соотношение числа студентов и числа|
| |сотрудников в вузе |
| |- Citation/Faculty (20%) - соотношение индекса цитируемости и|
| |числа сотруд ников в вузе. |
| |В 2008 г. в топ-200 вошел только МГУ им. М.В. Ломоносова (183|
| |место) |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|3. Профессиональный мировой|Базовый показатель оценки - число выпускников, занимающих пост|
|рейтинг университетов|генерального директора или эквивалентный в одной из 500 ведущих|
|Professional Ranking of World|мировых организаций (входящих в список Fortune Global 500). В|
|Universities*(12) (проводится|2008 г. в данном рейтинге были представлены следующие российские|
|с 2007 г. французской|вузы: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и|
|организацией Qcole nationale|финансов (89 место), Тюменский государственный университет нефти и|
|supqrieur des mines de Paris) |газа (89 место), Уфимский нефтяной институт (212 место) и др. |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|4. Вебометрический рейтинг|Цель рейтинга - отразить исследовательскую активность|
|мировых вузов Webometrics|университетов, активность по публикации результатов|
|Ranking of World Universities|исследовательских работ на официальных сайтах университетов, а|
|(проводится с 2004 г. Центром|также развитость сетевых научных коммуникаций исследователей и|
|информации и документации при|научно-педагогических работников. Рейтинг формируется на основании|
|Высшем совете по научным|4 показателей: |
|исследованиям Испании) |1. Size (25%) - число страниц сайта, покрываемых поисковыми|
| |системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead (российские|
| |поисковые системы, такие как Yandex, Rambler и др. не принимаются|
| |во внимание). |
| |2. Visibility (50%) - число уникальных внешних ссылок на страницы|
| |сайта универ ситета через поисковые системы Yahoo Search, Live|
| |Search и Exalead. |
| |3. Rich Files (12,5%) - число размещенных на сайте файлов с данными|
| |(файлы публикаций результатов исследований и научных работ).|
| |Подсчитывается число файлов четырех форматов: Adobe Acrobat (.pdf),|
| |Adobe Postscript (.ps), Microsoft Word (.doc), Microsoft PowerPoint|
| |(.ppt). |
| |4. Scholar (12,5%) - число страниц и ссылок на сайт вуза,|
| |полученных с исполь зованием специализированной (для поисков|
| |научных трудов, представителей научного сообщества и т.п.)|
| |поисковой машины Google Scholar*(13). |
| |В 2008 г. по числу вузов, включенных в топ-500 (1 вуз, МГУ им. М.|
| |В. Ломоносова - 129-е место), Россия заняла 26 место |
|------------------------------+-------------------------------------------------------------------|
|5. Рейтинг научной работы|Цель рейтинга - сравнительная оценка научной деятельности вуза в|
|(формируется с 2007 г. Советом|части подготовки статей. В 2007 г. рейтинг основывался на 9|
|по оцениванию и аккредитации в|показателях: |
|сфере высшего образования|- Artl 1 (10%)- число статей за последние 11 лет |
|республики Тайвань) |- Artl (10%) - число статей за последний год |
| |- Citll (10%) - число цитирований за последние 11 лет |
| |- Citl (10%) - число цитирований за последний год |
| |- AvCitl 1(10%)- среднее число цитирований на 1 статью за последние|
| |11 лет |
| |- Н - index2 (20%) - Н-Индекс за последние 2 года |
| |- HiCiArtll (10%) - число высокоцитируемых статей за последние 11|
| |лет |
| |- ArtJournl (10%) - число статей в высокоцитируемых журналах за|
| |последний год |
| |- SubFieldll (10%) - число профессиональных областей, где|
| |университет де монстрирует успехи за последние 11 лет. В 2007 г.|
| |МГУ им. М.В. Ломоносова занял 243-е место |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
К сильным сторонам рейтингов можно отнести:
1) учет как накопленного во времени, так и приобретаемого ежегодно потенциала вуза. Данный фактор позволяет конкурировать друг с другом старейшим и молодым вузам;
2) периодичность проведения рейтингов (например, ежегодно) и сохранение используемой методики оценки дает возможность наблюдать объективную динамику развития вузов;
3) многообразие применяемых рейтингов обеспечивает всестороннюю оценку деятельности вузов.
В то же время необходимо отметить слабые стороны рейтингов:
1) ограниченность источников получения информации (например, в Вебометрическом рейтинге не в полном объеме учтены поисковые системы Интернета, форматы файлов для хранения данных);
2) преобладание в рейтингах показателей, характеризующих научную составляющую деятельности вузов, при недостаточном использовании показателей качества образовательных услуг;
3) подбор весовых коэффициентов показателей рейтингов осуществляется субъективно; нет теоретического обоснования степени их значимости;
4) недостаточная детализация объекта оценки в условиях приоритетного значения человеческого капитала для развития экономики, основанной на знаниях. В связи с этим наряду с формированием рейтингов вузов, специальностей, отдельных направлений деятельности целесообразно формировать индивидуальные рейтинги научно-педагогических работников и студентов вуза.
Для решения выявленной в процессе рассмотрения существующих рейтингов задачи мы предлагаем методику формирования рейтинга студента (выпускника) вуза, включающую в себя оценку:
- качества подготовки абитуриентов;
- образовательного процесса;
- качества выпускников.
Предлагаемая методика определения рейтинга студента (выпускника) вуза приведена в табл. 2.
Итоговый рейтинг студента (выпускника) вуза рассчитывается по формуле:
R = RA + RB + RC ,
где RA - рейтинг абитуриента (сумма баллов всех показателей, входящих в группу "Абитуриенты");
RB - рейтинг студента (сумма баллов всех показателей, входящих в группу "Студенты");
RC - рейтинг выпускника (сумма баллов всех показателей, входящих в группу "Выпускники").
Итоговый рейтинг (развернутое резюме) студента (выпускника) вуза - включает в себя количественные и качественные показатели - может быть использован:
1) работодателем:
- для принятия решения о приеме студента (выпускника) на работу;
- для самостоятельного выбора наиболее важных для себя критериев отбора;
- для минимизирования издержек на доводку специалиста до требуемого уровня;
- для привлечения студентов к участию в научно-исследовательских проектах и прикладных разработках;
2) вузами-партнерами в процессе отбора наиболее перспективных студентов для программ встроенного обучения;
3) администрацией вуза:
- для корректировки образовательного процесса и применяемых методик в процессе обучения;
- для дифференциации студентов в зависимости от их способностей и профессиональных интересов.
Таблица 2
Группа | Предмет оценки | Показатели | Оценка в баллах |
1. Абиту- риенты (А) |
1.1. Уровень школьной (средней, професси- ональной) подготовки |
Наличие золотых и серебряных медалей (диплома с отличием) (X) |
1 - серебряная; 2 - золотая |
Средний балл по аттестату (диплому) | 3 - 5 | ||
Победы в олимпиадах и конкурсах различного уровня |
1 - 2 (в зависимости от уровня) |
||
1.2. Дополнительное до- вузовскоель образование |
Уровень знания иностранных языков | 1 - 5 | |
Стажировки и обучение за рубежом | 1 (за одну месячную стажировку/обучение) |
||
1.3. Результаты вступи- тельных испытаний |
Набранные баллы на вступительных экзаменах; Результаты ЕГЭ |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
|
2. Студен- ты (В) |
2.1. Академическая ус- певаемость студентов |
Средний балл по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
Средний балл по циклу математичес- ких и естественно-научных дисциплин |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
||
Средний балл по циклу общепрофессио- нальных дисциплин |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
||
Средний балл по циклу специальных дисциплин |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
||
Средний балл по циклу дисциплин специализации |
3 - 5 (за каждую дисци- плину) |
||
2.2. Участие в россий- ских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях |
Участие и призовые места в российских и международных конференциях |
Российская (1 - участие, 2 - призовое место) Международная (2 - учас- тие, 4 - призовое место) |
|
Участие и призовые места в российских и международных профессиональных конкурсах |
Российский (1 - участие, 2 - призовое место) Международный (2 - учас- тие, 4 - призовое место) |
||
Участие и призовые места в российских и международных олимпиадах |
Российский (1 - участие, 2 - призовое место) Международный (2 - учас- тие, 4 - призовое место) |
||
2.3. Вовлеченность в научные исследования |
Число подготовленных научных работ совместно с руководителем по заказу организаций |
1 (за каждую работу) + бонус (до 2 баллов) по оценке организации |
|
Число публикаций в российских и зарубежных изданиях |
Российское - 1, международное - 2 |
||
2.4. Участие в програм- мах встроенного обуче- ния; стажировки за рубежом |
Степень освоения образовательной программы |
1 - 5 | |
2.5. Опыт практического закрепления теоретичес- ких дисциплин |
Производственная практика | 3 - 5 | |
Преддипломная практика | 3 - 10 | ||
Работа в организациях на условиях частичной занятости в период обучения |
3 - 10 | ||
2.6. Параллельное обу- чение по другим образо- вательным программам |
Да/нет | Да - 2; нет - 0 | |
2.7. Стипендии в про- цессе обучения |
Академическая стипендия по результатам успеваемости |
За каждый семестр: 1 - обычная; 2 - повышен- ная |
|
Именные стипендии за высокие результаты в обучении и в научных исследованиях |
3 - 5 за каждый семестр | ||
3. Выпуск- ники (С) |
3.1. Результативность полученных знаний |
Результаты тестов на проверку остаточных знаний |
3 - 5 |
Оценка работодателем приобретенного набора компетенций по освоенной образовательной программе: универсальных и профессиональных |
1 - 10 | ||
Средний балл по диплому | 3 - 5 | ||
Наличие диплома с отличием | 5 | ||
Уровень владения иностранными языками (наличие сертификатов TOEFL и т.п.) |
1 - 5 | ||
Уровень владения информационными технологиями (наличие сертификатов Консультант плюс, Майкрософт и т.п.) |
1 - 5 | ||
Направление выпускной квалификацион- ной работы студента и ее практическая значимость для организации |
1 - 10 | ||
3.2. Процесс трудоуст- ройства |
Продолжительность трудоустройства | До 1 мес. - 4 До 2 мес. - 3 До 3 мес. - 2 До 6 мес. - 1 |
|
Уровень начального вознаграждения при трудоустройстве, руб. |
До 15000 - 1 До 20000 - 2 До 25000 - 3 До 30000 - 4 Свыше 30000 - 5 |
||
Соответствие полученных знаний и навыков требованиям организации |
1 - 5 | ||
Соответствие полученной специальности месту работы |
1 - 5 | ||
3.3. Психологическая готовность к практичес- кой деятельности |
Наличие лидерских и организаторских качеств |
1 - 5 | |
Продолжительность периода адаптации в организации |
1 - 5 | ||
Умение работать в команде | 1 - 5 |
Разработанную нами методику формирования рейтинга студента (выпускника) вуза необходимо вводить последовательно для снижения психологического давления на студентов в период обучения. Одновременно целесообразно проводить непрерывный мониторинг качества подготовки студентов для внедрения более эффективных и востребованных работодателем методик обучения.
Достоверные результаты этапа "Выпускники" могут быть получены только при условии привлечения к оценке работодателей и независимых экспертов, а также укреплении обратной связи с выпускниками.
Л.П. Гончаренко,
доктор экономических наук, профессор,
зав. кафедрой менеджмента инвестиций и инноваций
М.А. Пономарев,
ГОУВПО "Российская экономическая академия
им. Г.В. Плеханова"
"Экономический анализ: теория и практика", N 3, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 181 с.
*(2) Модели рейтинга вузов и образовательных программ / Ю. Похолков, А. Чучалин, Б. Агранович, С. Могильницкий // Высшее образование в России. - 2005. - N 11. - С. 3 - 21.
*(3) Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 181 с.
*(4) http://www.mon.gov.ru.
*(5) http://www.reitor.ru.
*(6) http://kariera.idr.ru.
*(7) Галкин Г. Рейтинг вузов Министерства образования РФ// http://www.ed.vseved.ru.
*(8) Там же.
*(9) http://www.reitor.ru.
*(10) http://www.arwu.org/rank2008/EN2008.htm.
*(11) http://www.timeshighereducation.co.uk.
*(12) http://www.ensmp.fr.
*(13) http://www.reitor.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru