Комментарий к письму Минфина РФ
от 12 января 2009 г. N 03-11-06/3/02
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении такого вида деятельности как размещение рекламы на транспортных средствах (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Плательщиком ЕНВД по вышеуказанному виду деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по размещению рекламы на транспорте (подп. 11 п. 2 ст. 346.26, п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Кроме того предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспорте должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Размещение рекламы на транспорте
Отметим, что до 1 января 2009 года подпункт 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ звучал следующим образом: на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.
Однако благодаря поправкам, внесенным в налоговое законодательство Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, с нового года перечень транспортных средств, которые можно использовать для размещения на них рекламы, отсутствует.
На данный момент, по мнению финансистов (см. письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-11-03/25), к транспортным средствам следует относить транспортные средства, указанные под кодом 15 0000000 Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359:
- автомобили (код 15 3410000);
- автобусы и троллейбусы (код 15 3410030);
- автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040 (код 15 3410040);
- прицепы и полуприцепы (код 15 3420000);
- суда (код 15 3510000);
- средства транспортные железнодорожные (код 15 3520000);
- аппараты летательные воздушные (код 15 3531000);
- мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним (код 15 3591000);
- велосипеды и коляски инвалидные (код 15 3592000);
- средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки (код 15 3599000).
Обратите внимание: не облагается ЕНВД предпринимательская деятельность по размещению рекламы внутри транспортных средств (см. письма Минфина России от 19.11.2008 N 03-11-03/25, от 19.08.2008 N 03-11-05/199, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140), а также деятельность по распространению и размещению рекламы о себе, своих товарах, работах или услугах (см. письма Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/3/204, от 26.01.2007 N 03-11-04/3/24).
Размещение рекламы на арендованных поверхностях транспорта
В комментируемом письме специалисты финансового министерства разъяснили, что согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, под размещением рекламы на транспортном средстве понимается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона "О рекламе", на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Это означает, что деятельность по размещению рекламы на транспортных средствах, осуществляемая рекламораспространителями, которые не являются собственниками транспортных средств или не имеют иных вещных прав на них, с 2009 года под режим ЕНВД не подпадает. Сюда относится, в частности, и деятельность арендаторов поверхностей транспортных средств.
Физический показатель и базовая доходность
Базовая доходность для такого вида предпринимательской деятельности как размещение рекламы на транспорте установлена в размере 10 000 рублей в месяц. В качестве физического показателя применяется количество транспортных средств, на которых размещена реклама (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Кроме того следует отметить, что при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать базовую доходность на корректирующий коэффициент К2 (п. 6 ст. 346.29 НК РФ).
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов от величины базовой доходности (ст. 346.31 НК РФ).
Пример
Транспортная организация "Аргус" подписала договор с рекламной компанией о размещении рекламы на принадлежащих ей транспортных средствах. В регионе нахождения организации "Аргус" с 1 января 2009 года введен ЕНВД на наружную рекламу. Корректирующий коэффициент К2 в этом регионе для рекламной деятельности равен 0,2. К1 на 2009 год установлен в размере 1,148 (приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 N 401, письма Минфина России от 22.04.2008 N 03-11-04/3/212, ФНС России от 21.12.2007 N ШС-6-02/994).
В январе под размещение рекламы было использовано 10 единиц автотранспорта, в феврале - 15, в марте - 11.
Исходя из вышесказанного, за I квартал 2009 года организация "Аргус" рассчитает налоговую базу по ЕНВД следующим образом: ((10 000 руб. х 3 мес. х 1,148 (К1) х 0,2 (К2)) х ((10 тр. средств + 15 тр. ср. + 11 тр.ср.) / 3мес.) = 12 398,4 руб.
Г.В. Скрипченко,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.