Ликбез по эффективной и недорогой рекламе
В условиях кризиса особенно тяжело рекламировать свой бизнес. Безусловно, какие-то компании могут позволить себе такую роскошь, а что делать большинству организаций, работающих на российском рынке и испытывающих сейчас материальные трудности? Как минимум, не отчаиваться - советуют эксперты. Ведь раскрутить свое дело можно, задействовав смекалку.
Взаимовыгодный обмен
Допустим, вы только что открыли свою фирму и ждете, что вот-вот на вас обрушится шквал покупателей или заказчиков. Возможно, так и будет, если ваш товар или услуга уникальны в своем роде, к примеру, если компания стала монополистом. Но в большинстве случаев деятельность многих предприятий похожа как две капли воды, и в жестких условиях конкуренции им приходится как-то выживать.
Одним из самых изведанных путей выделиться на фоне остальных является реклама. Крупные компании весьма щедро пользуются возможностями современных технологий, вкладывая в них огромные деньги. Очевидно, что без рекламы фирма не может идти вперед. Даже во время кризиса многие компании не отказываются от подобных трат, хотя и снижают свою активность в этой области. Тем же, кто вынужден затянуть пояс потуже, приходится искать альтернативные способы заявить о себе, которые, безусловно, есть. Одним из таких, к примеру, является бартер. Так, сегодня многие рекламные агентства, утратив прежние объемы заказов, стремятся искать другие формы сотрудничества со своими клиентами, например, начинают работать по бартеру с компаниями, которые столкнулись с проблемой сбыта товара. К примеру, салон красоты может заключить соответствующий договор с косметической компанией. В результате посетители салона получают подарки, компания-партнер - бесплатную площадку для рекламы, а агентство, выступившее посредником, - свой процент. В итоге - выгода налицо для всех участников этой схемы. Конечно, это лишь один факт возможного сотрудничества. Так, по бартеру работают и некоторые типографии, которые готовы рассматривать взаимовыгодные предложения, не прибегая к денежным отношениям. Есть примеры, когда фирмы договаривались о печати рекламных материалов с условием, что на выпущенной продукции будет присутствовать логотип или информация о типографии. Остается только распространить буклеты или листовки.
С доставкой в офис
Правда, бесплатные листовки - это не самый эффективный способ раскрутки бизнеса. Всем знакома ситуация, когда рядом со станцией метро стоят молодые люди и раздают прохожим рекламные буклеты. И если обратить внимание на этот процесс, большая часть людей проходит мимо, лишь раздражаясь на излишнюю навязчивость распространителей. Антон Створкин, специалист в области продаж, столкнулся однажды с вопросом, как сделать так, чтобы его спонсорское предложение получили лица, которым это могло быть интересно, и прочитали его. И здесь на выручку пришла смекалка:
- В прошлом году мне предложили продать интересный и дорогой спонсорский пакет. Если бы у меня были личные знакомства со спонсорами, то вопрос разрешился бы очень быстро. Но таких знакомств у меня не было, и я по обыкновению взялся за телефон и электронную рассылку. Очень скоро я понял, что все мои усилия напоминают сизифов труд. Во-первых, за день количество подобных звонков в офисе компании раздается немало, и многие из них заканчиваются еще на приветствии. Во-вторых, мое предложение было адресовано коммерческим директорам или директорам по маркетингу, а это, как правило, люди, которые постоянно находятся в разъездах, и напрямую с ними связаться практически невозможно. Поэтому я решил, что лучший способ - отправить им посылку. Для этого мне понадобилось оформить красочную презентацию, подготовить само предложение и упаковать все это в презентабельный конверт, на котором я указал получателя. Затем я лично развез ценную корреспонденцию по офисам интересующих меня компаний. Обычно такие посылки попадают на стол руководителя, который лично их вскрывает с огромным любопытством. Даже если он вскоре обнаружит, что это спам, то хотя бы взглянет на него и даже ознакомится. На это я и рассчитывал. В результате, чего я совсем не ожидал, на следующий же день мне позвонили, чтобы более подробно обсудить предложение.
Минута славы
Правда, кроме креативных способов распространения продукции, которые дадут непонятно какой отклик, существуют проверенные и весьма верные технологии раскрутки. Речь идет о СМИ и телевидении. Безусловно, не стоит замахиваться на глянцевые издания и центральные каналы - ролики, возвещающие о той или иной продукции, стоят очень дорого. Но есть способы сделать это более бюджетно. Так, на рынке существуют два наиболее популярных издания бесплатных объявлений - газеты "Из рук в руки" и "Все для вас". За объявления частного характера, как-то: куплю машину или продам дом, платить ничего не надо. Если же речь идет о коммерческой составляющей, тогда придется раскошелиться. Правда, такие траты будут весьма соизмеримы с вашими возможностями. К примеру, стоимость объявления в газете "Из рук в руки" зависит от рубрики, в которую оно помещено. Рубрики здесь три: "А", "В" и "С". Различаются они по тематике и по цене. За объявление в рубрике "А", посвященной бизнес-партнерству, поиску персонала и продаже определенных товаров, придется заплатить примерно 295 рублей (цена за объявление в 20 слов). В категории "В", рассказывающей об услугах, строительных материалах и перевозках, объявление стоит около 466 рублей. Самой дорогой рубрикой является "С". Здесь содержится информация о недвижимости и автомобилях. И, чтобы разместить свое объявление, надо будет заплатить 643 рубля. Согласитесь, это весьма реальные деньги.
Со своей рекламой можно прийти и на местное телевидение. Например, на московском канале "Доверие" существуют три формы рекламы:
1) Рекламный ролик между передачами, стоимость которого зависит от времени суток: ценовой диапазон - от 1500 до 3000 рублей.
2) Выступление в качестве гостя в тематической передаче, в которой рекламодатель от своего лица рассказывает об услугах или о товаре. Стоимость такой рекламы складывается из эфирного и съемочного времени и составляет примерно 2500 рублей.
3) Спонсорская реклама, которая обычно озвучивается перед началом фильма или передачи, например, в прогнозе погоды, стоит порядка 3000 рублей в минуту.
Помимо этого, попасть на экран или же на первую полосу можно, опять-таки прибегнув к смекалке. Достаточно придумать какой-нибудь информационный повод, который вызовет общественный резонанс. К примеру, возьмем парикмахерскую, в которой решили устроить день бесплатных стрижек для сотрудников правоохранительных органов или пенсионеров. Событие действительно неординарное, да еще и с элементами благотворительности. Но чтобы о нем узнали журналисты, желательно за несколько дней разослать в районные редакции и ТВ-студии пресс-релиз, а заодно такой идеей можно поделиться и с местной администрацией.
Раскрутить свой бизнес можно и не прибегая напрямую к прессе или телевидению. Любой предприниматель заинтересован в наибольшем количестве деловых контактов. Чтобы заполучить их, необходимо общаться с людьми, будь-то коллеги или даже конкуренты. К примеру, в Москве проводится множество конференций и различных мероприятий, куда открыт свободный доступ. Посещая их, можно познакомиться с массой нужных людей.
Интернет-пространство
В реальном пространстве несколько сложнее организовать себе бесплатную рекламу, куда проще сделать это в сети. Например, одним из распространенных способов является бесплатное размещение сайта фирмы на сервере провайдера. Михаил Макейкин занимается разработкой подобных сайтов и их продвижением. По его словам, существуют провайдеры, которые размещают у себя сайты бесплатно:
- Если набрать в любой поисковой системе слова "бесплатный хостинг", то на ваш запрос появятся десятки предложений о размещении сайта фирмы у себя на сервере безвозмездно. Наиболее простейший вариант - это так называемые народные сайты. Но, на мой взгляд, они больше подходят для личного пользования, а не для фирмы, хотя таких здесь тоже немало. Однако некоторые провайдеры якобы предлагают место на своем сервере бесплатно, но здесь может быть несколько подвохов: "бесплатно" - может означать не за деньги, а по обмену, например, за регистрацию сайта провайдер выдвинет условие о размещении своего рекламного баннера на вашей "страничке". Есть еще такой вариант, когда провайдер готов бесплатно размещать у себя сайт, но только до поры до времени, пока сайт не достигнет определенной степени раскрутки, а это зависит от дизайна и оптимизации.
Эксперт в области интернет-паблисити Николай Фиданян говорит, что оптимизировать свой сайт или, проще говоря, сделать так, чтобы он в первых рядах отвечал на запросы пользователей, можно сделать своими силами, не обращаясь к услугам специалистов: - Во-первых, нужно определить, какую информацию чаще всего запрашивают клиенты. Поняв это, можно приступить к размещению или корректированию текстовой части на сайте, то есть использовать такие слова и выражения, связанные с услугами или товаром, которые были бы релевантными и отличались от массы других однотипных сочетаний. Помимо этого, можно еще заниматься и распространением своей деятельности в сети с помощью социального пресс-релиза. В интернете существует масса информационных порталов, интернет-изданий и т.п., то, что называется СМИ онлайн. Некоторые из них, например, отраслевые издания, готовы бесплатно публиковать материал о деятельности компании, потому что журналистам это здорово облегчает работу. Существует такой специальный формат пресс-релиза, когда в одном небольшом по объему тексте наличествует несколько гиперссылок, которые все глубже и глубже погружают пользователя в специфику бизнеса предприятия. В отличие от традиционных СМИ в интернете перемещение информации происходит в несколько раз быстрее, и здесь новости рождаются в течение пятнадцати минут. И напоследок вот что хотелось бы упомянуть. Многие привыкли думать, что реклама - это красивая и оригинальная картинка продукта или услуги в журнале, на ТВ или в Интернете, но при этом почему-то забывают о такой простой вещи, как качество обслуживания клиента. Специалисты в области рекламы считают, что это во многом определяющий фактор отношения покупателя к компании, как бы хорошо она разрекламирована не была. Поэтому предпринимателю следует уделить внимание тому, как работают его служащие. Ведь привить уважительное отношение к клиенту - это пара пустяков, которые не требуют денежных вложений.
А. Жук-Жученко
Скрытая реклама
В интернете существуют некоторые сайты, на которых можно самостоятельно и бесплатно разместить новость или сообщение. Одним из таких является Newsland.ru, к сожалению, запрещающий публикацию материалов прямой рекламы. Однако если компания выступит в качестве ньюсмейкера или эксперта по определенной теме, то уличить ее в рекламе в таком случае вряд ли становится возможным.
Правила размещения новости:
Кратко изложите содержание новости.
Не забудьте написать "яркий" заголовок.
Обязательно указывайте прямую ссылку на новость. Желательно, чтобы она вела на первоисточник.
Перед добавлением проверьте, не опередил ли вас кто-то! Заголовки могут быть разными, а суть одинаковая. Для этого используйте функцию поиска.
Назначьте новости несколько тегов, которые отражают основную идею материала, чтобы ее было легче искать.
Содержание новости не должно нарушать соглашения с пользователем.
Бесплатные советы по бесплатной рекламе
Бесплатные доски объявлений, позволяющие размещать рекламные тексты.
Онлайн-аукционы в последнее время становятся все более популярной площадкой для продажи товаров и услуг, а также бесплатной рекламы. Большинство аукционов работают со своими пользователями на безвозмездной основе.
Местом для бесплатной рекламы в сети интернет могут послужить форумы и конференции. Однако подобные площадки часто модерируются, поэтому необходимо убедиться в том, что рекламное сообщение соответствует тематике данного ресурса.
На многих сайтах существуют гостевые книги, которые также могут послужить местом для рекламы.
С недавних пор большую популярность начали набирать блоги и интернет-дневники, ставшие для некоторых пользователей инструментом продвижения. Однако эффективность от их использования будет в том случае, если автор сможет профессионально разработать текст, имея при этом большое количество подписчиков.
Некоторым пользователям хорошо известно, что в интернете существуют специальные сервисы для размещения личных фотографий, которые можно использовать в качестве рекламы компании, при этом указав ссылку на адрес сайта. Главное - чтобы фотография рекламы была интересной и уместной.
Есть еще один неплохой способ прорекламировать компанию - сделать тематическую рассылку на собственном сайте или с помощью служб рассылки.
"Московский бухгалтер", N 4, февраль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007