Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 74017-5 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе)
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Государственной Думой Томской области.
Законопроектом предусматривается усиление административной ответственности путем увеличения размера административного штрафа в частях 3 и 4 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В части 3 указанной статьи предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от девяти тысяч до десяти тысяч рублей и для юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей вместо установленного в настоящее время штрафа для должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей и для юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В части 4 предлагается для должностных лиц штраф в размере от девяти тысяч до десяти тысяч рублей вместо установленного в настоящее время штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей и для юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей вместо установленного штрафа - от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Рассмотрев законопроект, сообщаем, что его концепция не может быть поддержана по следующим основаниям.
Проектируемые законопроектом размеры административного штрафа за указанные правонарушения значительно превышают размеры штрафа за другие правонарушения, предусмотренные статьей 14.16 Кодекса. Так, за правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи с учетом степени их общественной вредности в настоящее время установлен штраф в большем размере, чем за правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 указанной статьи, и предлагаемое усиление ответственности приведет к диспропорции этих штрафов, то есть нарушит принцип соразмерности ответственности совершенному проступку.
Комитет считает, что необходимость увеличения размеров штрафа в три-четыре раза должна быть достаточно серьезно обоснована, в том числе данными правоприменительной практики, указывающими на то обстоятельство, что существующие в настоящее время санкции препятствуют эффективной реализации действующих норм. Полагаем, что на необходимость усиления правового воздействия должен указывать, в первую очередь, рост числа указанных правонарушений.
Однако, субъектом права законодательной инициативы такой анализ не проводился, а утверждение в пояснительной записке, что увеличение размера административных штрафов приведет к оздоровлению морально-нравственной обстановки, улучшению физического здоровья населения и в целом - к улучшению правопорядка в стране представляется недостаточным.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета " 3 " декабря 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.