Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2001 г. N 92-Г01-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 4 декабря 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий п. 3 постановления Правительства Республики Тыва "О мерах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом производства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва" N 717 от 26 июля 2000 г., по кассационной жалобе прокурора на решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора Ф.А.В., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания пункта 3 постановления Правительства Республики Тыва "О мерах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом производства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва" N 717 от 26 июля 2000 г.
В обоснование требований прокурор указал, что пунктом 3 обжалуемого постановления Правительства Республики Тыва в целях осуществления комплекса специальных защитных мер в отношении поступающих на территорию Республики Тыва в розничную продажу спиртных напитков, обеспечения безопасности здоровья и жизни граждан, а также пресечения фактов фальсификации спиртных напитков, в соответствии с Федеральным законом от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" Государственному унитарному предприятию "Оптовый алкогольный центр" поручено осуществлять работы по нанесению Специального защитного знака Республики Тыва на каждую единицу алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам. Однако эти положения пункта 3 постановления противоречат федеральному законодательству, поскольку ГУП "Оптовый алкогольный центр" не правомочен осуществлять работы по нанесению Специального защитного знака Республики Тыва на алкогольную продукцию.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г. заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной прокурором, поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления суд пришел к выводу о том, что пункт 3 постановления Правительства Республики Тыва "О мерах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом производства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва" N 717 от 26 июля 2000 г. принят Правительством в пределах компетенции и не противоречит федеральному законодательству.
Между тем с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ) проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков в соответствии с п. 4 ст. 12 настоящего Федерального закона, отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 6).
В п. 4 ст. 12 Федерального закона предусмотрено, что в целях защиты от подделок субъекты Российской Федерации могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков.
Пунктом 2 ст. 193 Налогового кодекса РФ установлено, что реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками. Порядок изготовления и реализации региональных специальных марок определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.2000 г. N 1023 утвердило Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, действующие в редакции постановления от 28.05.01 г. N 419. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено провести с целью определения изготовителя региональных специальных марок конкурс среди соответствующих российских организаций, Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам поручено утвердить технические требования к региональным специальным маркам, обязательные для изготовителей таких марок.
Исходя из положения ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации о том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Республики Тыва, определяющие проведение идентификации качества спиртных напитков, подтверждаемого специальным защитным знаком Республики Тыва не могут противоречить названной норме Налогового кодекса РФ и принятому в соответствии с ним постановлению Правительства Российской Федерации.
Распоряжением от 18.01.2001 г. N 65-р Правительство Российской Федерации разрешало реализовывать продукцию, маркированную специальными марками и региональными специальными марками, впредь до введения региональных специальных марок, предусмотренных указанным постановлением от 27.12.2000 г. N 1023, но не позднее чем до 1 июля 2001 г.
Однако это распоряжение отменено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.01 г. N 747-р, которым предписано произвести инвентаризацию остатков алкогольной продукции, не маркированной региональными специальными марками, то есть предусмотренными постановлением от 27.12.2000 г. N 1023, и разрешена реализация до 1 сентября 2001 г. указанных остатков алкогольной продукции в объемах, установленных при проведении инвентаризации.
Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне закреплена маркировка спиртных напитков региональными специальными марками и установлены правила маркировки, ранее введенные субъектами Российской Федерации идентификационные марки, как и порядок их изготовления и реализации, не признаны действительными.
С учетом этих обстоятельств суду необходимо было дать оценку и проверить п. 3 оспариваемого постановления Правительства и утвержденного в Республике "Порядка прохождения обязательного контроля за законностью оборота алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам и ее соответствия установленным стандартам" на соответствие названных правовых актов федеральному законодательству.
Однако это не сделано судом.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать соответствующим требованиям закона и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в соответствии с требованиями закона разрешить заявленное требование.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2001 г. N 92-Г01-13
Текст определения официально опубликован не был