Протест Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 25 сентября 2002 г. N 35-В02-9
Прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с иском о признании недействительной ст. 43 Устава Рамешковского района, ссылаясь, что вышеназванная статья противоречит как федеральному законодательству, так и законодательству Тверской области.
В соответствии с вышеназванной статьей глава района вправе наложить вето на решение собрания депутатов района, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям собрания депутатов района, либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами.
Наложив вето, глава района направляет в собрание депутатов протест с необходимым обоснованием. Протест вносится в письменной форме не позднее 10 дней со дня принятия собранием депутатов решения.
Для преодоления вето главы района собрание депутатов может произвести повторное голосование по опротестованному решению. Вето считается преодоленным, и опротестованное решение принятым, если за повторное принятие решения проголосовало более 2/3 от установленного числа депутатов.
Решением Рамешковского районного суда от 28 ноября 2001 г. заявленные прокурором требования были удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2002 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Признавая ст. 43 Устава Рамешковского района недействительной, суд исходил из того, что право главы администрации наложить вето на решение представительного органа местного самоуправления не предусмотрено федеральным и областным законодательством о местном самоуправлении, что, по мнению суда, препятствует введению такой нормы в уставе муниципального образования.
Этот вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Согласно п. 1 ст. 19 этого Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Действительно, Закон Тверской области от 27.06.96 г. N 30 "О местном самоуправлении в Тверской области" не содержит норм, наделяющих глав органов местного самоуправления правом налагать вето на решения собраний депутатов.
Вместе с тем, ни Федеральный закон, ни закон Тверской области не содержат в себе норм, запрещающих наделять главу местного самоуправления такими полномочиями в уставах муниципальных образований. Напротив, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, запрещается.
В соответствии с п. 2 ст. 30 закона Тверской области "О местном самоуправлении в Тверской области" виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются уставом муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно и по своему усмотрению определять в уставе муниципального образования порядок принятия и вступления в силу правовых актов по вопросам своего ведения.
При таких обстоятельствах, вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они в соответствии с п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 324 ГПК РСФСР прошу:
решение Рамешковского районного суда от 28 ноября 2001 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2002 г. отменить и вынести новое решение об оставлении заявленных прокурором требований без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 25 сентября 2002 г. N 35-В02-9
Текст протеста официально опубликован не был