Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2002 г. N 46-Г02-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2002 г. по частному протесту прокурора на определение Самарского областного суда от 28 июня 2002 г. дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий постановления и.о. Губернатора Самарской области от 09.08.99 г. N 219 "О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области" со всеми приложениями.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., поддержавшей частный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий постановления и.о. Губернатора Самарской области от 09.08.99 г. N 219 "О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области".
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Губернатора Самарской области заявил ходатайство о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что дело неподсудно Самарскому областному суду, поскольку оспариваемое прокурором постановление не является нормативным правовым актом, не устанавливает и не отменяет правовые нормы, не было официально опубликовано в средстве# массовой информации. Указанным постановлением Губернатора Самарской области не создается особая экономическая зона на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области. Оно не порождает правовых последствий и не является основанием для функционирования указанной особой экономической зоны. Направление Положения об особой экономической зоне на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области и Комплексной программы развития особой экономической зоны на утверждение Самарской Губернской Думы является реализацией Губернатором области права законодательной инициативы.
Определением Самарского областного суда от 28 июня 2002 г. указанное ходатайство было удовлетворено: суд прекратил производство по делу по п. 1 ч. 1 ст. 219 ГПК РСФСР со ссылкой на то, что оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В частном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит частный протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.
По мнению суда, производство по данному делу подлежало прекращению на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР, согласно которому суд или судья прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Вывод суда о том, что оспариваемое постановление Губернатора области не является нормативным правовым актом, является необоснованным.
В соответствии со статьей 104 Устава Самарской области нормативными правовыми актами являются постановления и распоряжения, вступающие в силу с момента их подписания, если иное не предусмотрено в самом акте.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" постановления Губернатора Самарской области входят в систему нормативных правовых актов Самарской области.
Статьей 9 того же областного закона постановления Губернатора Самарской области также отнесены к нормативным правовым актам Самарской области.
К правовым последствиям, которые повлекло# издание данного постановления, относятся образование особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области и, как следствие, введение особого, льготного режима хозяйственной, предпринимательской деятельности, в связи с чем и по содержанию оспариваемое прокурором постановление также является нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями от 25 октября 1996 г. и от 25 мая 2000 г.) под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Нормативный характер оспариваемого акта подтверждается тем, что его действие распространяется на неопределенный круг лиц, так как образование особой экономической зоны (п. 1 постановления) порождает права неопределенного круга лиц, граждан-предпринимателей и юридических лиц на льготы (налоговые, инвестиционные и т.п.). Принятые им Положение и Программы также регулируют права и обязанности неопределенного круга лиц. Он рассчитан на неоднократное применение - срок, на который образована зона, постановлением не оговаривается, нормы принятых им Положения и Программа подлежат многократному применению. Постановление действует независимо от того, воспользовались ли субъекты предпринимательской деятельности льготами, которые предоставляются в результате образования особой экономической зоны.
Пунктом 2 постановления Губернатора предусмотрено принятие Положения об особой экономической зоне на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области, Комплексной программы развития особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области и направление их на утверждение Самарской Губернской Думы.
Нормативные правовые акты, принятые Губернатором области, для придания им юридической силы не нуждаются в утверждении Самарской #
Статьей 117 Устава Самарской области установлено, что законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, принятые в пределах полномочий, имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Самарской области органами государственной власти Российской Федерации, Самарской области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
То обстоятельство, что оспариваемый прокурором акт действовал независимо от утверждения его Думой, подтверждается и постановлением Губернатора области от 21.06.2002 N 188 "О приостановлении действия отдельных постановлений Губернатора Самарской области".
Кроме того, на утверждение Губернской Думы направлялось не постановление, а принятые этим постановлением Положение и Программа.
Вывод о том, что оспариваемое постановление Губернатора не обладает признаком нормативности вследствие того, что оно не было официально опубликовано, является необоснованным. Для отнесения нормативного правового акта к нормативным не требуется его опубликование.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Из данной нормы Конституции Российской Федерации следует, что официально не опубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие любые права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться. Однако факт неопубликования не лишает эти акты нормативного характера.
При указанных обстоятельствах дела прекращение судом производства по настоящему делу на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР правильным быть признано не может.
На основании п. 2 ст. 317 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение Самарского областного суда от 28 июня 2002 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2002 г. N 46-Г02-17
Текст определения официально опубликован не был