Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 5-В02-385
Ч.В.В. проживает и зарегистрирован в общежитии, принадлежащем открытому акционерному обществу "Завод имени И.А. Лихачева", по адресу: г. Москва, ул. Днепропетровская, дом 27, корп. 2. Вместе с ним проживают без регистрации его жена Ч.И.В. и их две дочери Евгения 9 марта 1996 г. рождения и Мария 27 апреля 1997 г. рождения. Ч.И.В. и дочь Ч.Е. признаны вынужденными переселенцами (удостоверение N 1145-1047-1, выданное миграционной службой г. Москвы 29 января 1997 г.).
Ч.И.В. обратилась в суд с жалобой на решение комиссии по вопросам регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве, которая отказала ей в регистрации с несовершеннолетними детьми по месту проживания ее мужа Ч.В.В. Она просила суд признать отказ незаконным и обязать названную комиссию произвести ее регистрацию и регистрацию несовершеннолетних детей по месту пребывания.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 2 марта 2001 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2001 г., в жалобе было отказано.
Решение суда и определение коллегии подлежат отмене, как незаконные, в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права.
Отказывая в иске, суд указал на то, что по Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным постановлениями Правительств г. Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, при регистрации граждан в общежитие требуется письменное согласие организации, в ведение которой находится общежитие. Администрация завода согласие на регистрацию Ч.И.В. и ее несовершеннолетних детей не дает. "Ч.В.В. занимает койко-место в одиночном общежитии, ордер ему не выдавался, поскольку это не является жилым помещением".
Однако с выводом суда согласится нельзя.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
По смыслу приведенной правовой нормы, помещения, находящиеся в общежитиях и предназначенные для проживания граждан, являются жилыми помещениями.
Из содержания требования Ч.И.В. усматривается, что она просит произвести ее регистрацию и регистрацию несовершеннолетних детей по месту пребывания в помещении, которое является местом жительства мужа, и в котором они фактически длительное время проживают.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., в редакции постановления Правительства на 14 августа 2002 г., регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений (пункт 10). Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей производится независимо от согласия собственников жилых помещений (пункт 12).
Как видно из материалов дела, Ч.Е. и Ч.М. являются несовершеннолетними, поэтому согласия администрации открытого акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева" на регистрацию в жилое помещение, в котором проживает их отец Ч.В.В., не требуется. Сам Ч.В.В. согласен на регистрацию дочерей, которые проживают с ним в жилом помещении общежития завода.
Что касается Ч.И.В., то она является вынужденным переселенцем, фактически проживает с мужем Ч.В.В. и детьми в жилом помещении, которое занимает Ч.В.В.
В соответствии с пунктом 27 названных Правил, действовавшим во время рассмотрения дела судом, регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу России или ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производилась на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 данный пункт постановления изложен в другой редакции, согласно которой регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Исходя из содержания этой правовой нормы, регистрация по месту пребывания вынужденного переселенца производится на основании выдаваемого органами по делам миграции направления на временное поселение, согласия собственника жилого помещения при этом не требуется.
Из ксерокопий свидетельств о регистрации по месту пребывания (л.д. 21-23) усматривается, что Ч.И.В. раньше регистрировалась временно с детьми по адресу: г. Москва, ул. Днепропетровская, дом 27, корп. 2; последний раз - с 26 мая по 1 ноября 1998 г. В связи с этим в судебном заседании необходимо было выяснить, на основании чего производилась регистрация по месту пребывания Ч.И.В. с детьми в жилом помещении, в котором проживает Ч.В.В., и кто устанавливал срок, на который производилась регистрация. При этом следовало было учесть, что на момент последней регистрации Ч.И.В. с детьми и рассмотрения дела судом пункт 10 названных выше Правил, в редакции постановления Правительства от 14 февраля 1997 г. N 172, устанавливавший срок регистрации по месту пребывания до 6-ти месяцев, не должен был применяться.
Поскольку судом не были применены приведенные федеральные правовые нормы, подлежащие применению в настоящем случае, судебные постановления подлежат отмене, как незаконные.
Руководствуясь ст.ст. 320, 324 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, прошу:
отменить решение Тверского районного суда г. Москвы от 2 марта 2001 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2001 г. и направить дело на новое рассмотрение в то же районный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 5-В02-385
Текст протеста официально опубликован не был