Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2002 г. N 5-Г02-120
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2002 г. кассационный протест прокурора прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, на решение Московского городского суда от 4 июня 2002 г., которым отказано прокурору г. Москвы в заявлении о признании противоречащим федеральному законодательству распоряжения Мэра г. Москвы "Об изменении структуры отраслевого управления в области наружной рекламы" от 23 августа 2000 г. N 905-РМ, в редакции распоряжений Мэра г. Москвы от 19 апреля 2001 г. N 372-РМ и от 15 февраля 2002 г. N 79-РМ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И., объяснения представителя Правительства г. Москвы Н.В.Л. и представителя управления Правительства г. Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города З.И.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации П.И.Р. поддержавшего протест, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Мэром г. Москвы 23 августа 2000 г. было принято распоряжение N 905-РМ "Об изменении структуры отраслевого управления в области наружной рекламы", которое редактировалось распоряжениями Мэра г. Москвы от 19 апреля 2001 г. N 372-РМ и от 15 февраля 2002 г. N 79-РМ.
В пункте 2 этого распоряжения указано управлению по делам наружной рекламы, информации и оформления города образовать в административных округах территориальные структурные подразделения для реализации рекламно-информационной политики Правительства г. Москвы на территории административных округов и взаимодействия с префектурами; осуществлять назначение руководителей территориальных структурных подразделений по согласованию с префектами соответствующих административных округов.
В пункте 5 распоряжения предписано управлению по делам наружной рекламы, информации и оформления города осуществлять назначение руководителей государственных унитарных предприятий "Территориальные агентства по рекламному и информационно-художественному оформлению" по согласованию с префектами административных округов; в трехмесячный срок подготовить и представить на утверждение Мэра и Правительства г. Москвы проекты распорядительных документов по совершенствованию отраслевой нормативно-правовой базы и приведению ее в соответствие с настоящим распоряжением.
Пунктом 6 распоряжения предусмотрено, что плата за размещение средств наружной рекламы и за пользование рекламным пространством в г. Москве зачисляется на отдельный счет по учету средств целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации и распределяется в порядке, установленном законом города Москвы о бюджете на текущий год. Перечисление средств в целевые бюджетные фонды развития территорий административных округов и районов осуществляется ежемесячно с предоставлением отчетов префектам административных округов.
Пунктом 7 распоряжения увеличена штатная численность управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города на 30 единиц.
В пункте 8 распоряжения указано департаменту финансов г. Москвы обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 7 настоящего распоряжения, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на государственное управление. (Пункты 1, 3, 4 и часть пункта 5 распоряжения утратили силу).
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству данного распоряжения Мэра г. Москвы, считая, что у субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия на правовое регулирование вопросов рекламной деятельности.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационном протесте прокурор прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующий в рассмотрении дела в суде первой инстанции, просит отменить решение суда и вынести новое решение. Кассационный протест обоснован тем, что издание оспариваемого нормативного акта не относится к компетенции органов исполнительной власти г. Москвы. Статья 3 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает возможность издания субъектами Российской Федерации нормативных актов по вопросам производства, размещения и распространения рекламы. Обсудив доводы кассационного протеста, коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Действительно, законодательство о рекламе, а также подзаконные нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, и, устанавливающие такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Однако, оспариваемый нормативный акт, как правильно признал суд, содержит иные, не гражданско-правовые нормы. Эти вопросы хотя и связаны с рекламой, но выходят за рамки гражданско-правовых отношений и не относятся к основам единого рынка.
Согласно подп. "е" пункта 7 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет полномочия в соответствии, в частности, с уставом субъекта Российской Федерации.
Уставом города Москвы, п. "а" ст. 52, Мэру г. Москвы предоставлено право устанавливать и изменять структуру городской администрации, определять компетенцию органов городской администрации.
Из содержания пунктов 2, 5, 7 и 8 распоряжения "Об изменении структуры отраслевого управления в области наружной рекламы" от 23 августа 2000 г. N 905-РМ в редакциях распоряжений Мэра г. Москвы от 19 апреля 2001 г. N 372-РМ и от 15 февраля 2002 г. N 79-РМ видно, что они касаются изменения структуры отраслевого органа городской администрации, увеличению штата этого органа.
Поэтому, судом правильно признано, что названное распоряжение издано Мэром г. Москвы в пределах своей компетенции.
Нет основания для признания незаконным и пункта 6 распоряжения. Этот пункт не устанавливает ни разрешения на распространение наружной рекламы, ни плату за это разрешение. Этот вопрос решен в пункте 2.4 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП. В соответствии с этой правовой нормой разрешения на распространение наружной рекламы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О рекламе", выдает районная управа, что не противоречит Федеральному закону "О рекламе".
Пунктом 6 распоряжения определяется лишь счет, на который должна зачисляться плата за размещение средств наружной рекламы и за пользование рекламным пространством в г. Москве, а также указывается на то, что она должна распределяться в порядке, установленном законом города Москвы о бюджете на текущий год. По утверждению представителя Правительства г. Москвы, это касается платы по договорам на размещение средств наружной рекламы на объектах собственности г. Москвы, заключаемым Правительством г. Москвы и управлением (л.д. 34 об.).
В пункте 6 распоряжения нет указания на то, что это касается лишь собственности г. Москвы. Однако отсутствие в правовой норме отдельного положения основанием для признания этой правовой нормы в целом незаконной не является. Суд не вправе обязывать орган исполнительный власти вносить дополнения в какой-либо принятый им нормативный акт, так как в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 4 июня 2002 г. без изменения, кассационный протест прокурора прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2002 г. N 5-Г02-120
Текст определения официально опубликован не был