Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2002 г. N 5-Г02-132
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 27 сентября 2002 г. кассационный протест прокурора прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, и кассационную жалобу представителя районной управы Пресненского района г. Москвы Б.С.Н. на решение Московского городского суда от 25 июня 2002 г., которым отказано районной управе Пресненского района г. Москвы в заявлении о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 1 и 2 пункта 2 постановления Правительства г. Москвы "О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" от 19 апреля 1994 г. N 352, в редакциях постановлений Правительства г. Москвы от 19 мая 1998 г. N 388, от 26 января 1999 г. N 50, от 16 января 2001 г. N 29-ПП и от 5 марта 2002 г. N 155-ПП, а также Прокурору города Москвы в заявлении о признании противоречащими федеральному законодательству постановления Правительства Москвы от 5 марта 2002 г. N 155-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19.04.94 г. N 352 "О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И., объяснение представителя районной управы Пресненского района г. Москвы Б.С.Н., а также объяснения представителей Правительства г. Москвы П.А.Б. и Т.А.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.И.Б. поддержавшей протест, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Подпунктом 1.2. постановления Правительства г. Москвы от 5 марта 2002 г. N 155-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19.04.94 г. N 352 "О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" изложен первый абзац пункта 3 постановления Правительства г. Москвы "О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" в следующей редакции: "О проведении публичной акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тысяч человек - префект административного округа. Установить, что наряду с Правительством Москвы, принимающим решения по уведомлениям о массовых акциях с количеством участников свыше 5 тысяч человек, решения по уведомлениям о массовых акциях с количеством участников до 5 тысяч человек принимают, не перепоручая этот вопрос своим заместителям, только префекты административных округов либо лица, исполняющие их обязанности". Этим же постановлением (подп. 1.3.) указано считать пункт 3 пунктом 2.
В связи с введением в действие указанного постановления пунктом 2 постановления Правительства г. Москвы "О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" от 19 апреля 1994 г. N 352, в редакциях постановлений Правительства г. Москвы от 19 мая 1998 г. N 388, от 26 января 1999 г. N 50, от 16 января 2001 г. N 29-ПП и от 5 марта 2002 г. N 155-ПП, установлено, что "О проведении публичной акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тысяч человек - префект административного округа (абзац 1), что "наряду с Правительством Москвы, принимающим решения по уведомлениям о массовых акциях с количеством участников свыше 5 тысяч человек, решения по уведомлениям о массовых акциях с количеством участников до 5 тысяч человек принимают, не перепоручая этот вопрос своим заместителям, только префекты административных округов либо лица, исполняющие их обязанности (абзац 2).
Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству подпункта 1.2 названного постановления Правительства г. Москвы от 5 марта 2002 г. N 155-ПП.
Районная управа Пресненского района г. Москвы обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству абзацев первого и второго пункта 2 указанного выше постановления Правительства г. Москвы от 19 апреля 1994 N 352 в последующих редакциях.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационном протесте прокурора прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, и кассационной жалобе представителя районной управы Пресненского района г. Москвы Б.С.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения. Кассационные протест и жалоба обоснованы тем, что согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в городе Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Следовательно, установление порядка проведения собраний и иных публичных мероприятий в г. Москве отнесено к ведению Российской Федерации. Обсудив доводы кассационного протеста и кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Действительно, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г. в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 г. собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в городе Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Однако из этой правовой нормы нельзя сделать вывод о том, что вопросы, связанные с собраниями, митингами, демонстрациями, шествиями, пикетированиями и иными публичными мероприятиями в городе Москве, не могут решаться Правительством г. Москвы в пределах своей компетенции. Эти публичные мероприятия связаны с защитой прав и свобод граждан; обеспечением законности, правопорядка, общественной безопасности при их проведении. Данные вопросы согласно Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" до настоящего времени не принят.
В пункте 2 Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. N 765, в редакции от 20 октября 1998 г. N 1272, предусмотрено, что о массовой акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек письменно уведомляется мэр, до 5 тысяч - префект административного округа, до 1 тысячи - глава районной управы.
В оспариваемых правовых нормах нет положения о том, что о массовой акции с количеством участников до 1 тысячи человек письменно уведомляется глава районной управы. Однако, отсутствие данного положения в оспариваемых правовых нормах, само по себе, не может служить основанием для признания их противоречащими названному федеральному нормативному акту. Не вправе суд и обязывать орган исполнительный власти вносить дополнения в какой - либо принятый им нормативный акт, так как в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Названное Временное, положение имеет более высокую юридическую силу, чем постановление Правительства г. Москвы и его нормы должны применяться и в том случае, если какое-либо аналогичное правило отсутствует в постановлении Правительства г. Москвы.
Кроме того, из объяснений представителей Правительства г. Москвы видно, что уведомление о проведении массовых акций по Временному положению должно подаваться в органы исполнительной власти, тогда как районные управы в г. Москве перестали входить в систему исполнительной власти г. Москвы, так как согласно Закону г. Москвы от 27 июня 2001 г. N 27, которым внесено изменение в статью 1 Закона г. Москвы "О районной Управе в городе Москве" от 11 сентября 1996 г. N 28-91, районные управы в г. Москве являются органами местного самоуправления. А, поскольку районные управы в г. Москве являются органами местного самоуправления, то в оспариваемые правовые нормы Правительство г. Москвы не стало включать обязательные правила для органов, не входящих в систему исполнительной власти г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 25 июня 2002 г. без изменения, кассационный протест прокурора прокуратуры г. Москвы Г.О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, и кассационную жалобу представителя районной управы Пресненского района г. Москвы Б.С.Н. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2002 г. N 5-Г02-132
Текст определения официально опубликован не был