Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2002 г. N 5-Г02-134
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 4 октября 2002 г. кассационную жалобу Г.А.С. на решение Московского городского суда от 23 июля 2002 г., которым отказано ему в заявлении о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 34 Приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" от 31 августа 1999 г. N 797.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И., объяснение Г.А.С., исследовав материалы дела, коллегия установила.
Постановлением Правительства г. Москвы "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" от 31 августа 1999 г. N 797 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (приложение 2). В пункте 34 этого Положения указано, что жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - выпускникам интернатных учреждений, достигшим 16-летнего возраста, а при семейной форме воспитания - с 18-летнего возраста.
Г.А.С, являющийся попечителем Н.А.А., 11 сентября 1987 года рождения, проживающего по месту жительства заявителя в квартире 44 дома 18 на ул. Гаршина в пос. Томилино Московской области, обратился в суд с заявлением о признании пункта 34 названного Положения противоречащим федеральному законодательству. Заявление обосновано тем, что Н.А.А. достиг 14-летнего возраста и ему должна быть предоставлена жилая площадь. Однако оспариваемый пункт постановления Правительства г. Москвы ограничивает право несовершеннолетнего в возрасте от 14 лет на предоставление ему жилого помещения, и противоречит гражданскому законодательству. В связи с отсутствием у подопечного жилого помещения, ему отказано в регистрации по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства лишает его возможности получать медицинскую помощь по месту жительства и соответствующие социальные пособия.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Г.А.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, при прекращении опеки (попечительства).
Понятие опеки и попечительства дано в ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно Гражданскому кодексу РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 1 ст. 33). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения, в частности, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет (п. 3 ст. 40).
По смыслу приведенных правовых норм, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении попечительства, которое в свою очередь прекращается, в частности, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Так как семейная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает установление над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет попечительства, то Правительство г. Москвы вправе было установить правило, по которому жилое помещение предоставляется при семейной форме воспитания названным лицам с 18-летнего возраста, то есть после прекращения попечительства.
Поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что положение оспариваемого пункта постановления Правительства г. Москвы, предусматривающее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей при семейной форме воспитания, жилых помещений с 18-летнего возраста не противоречит действующему федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 23 июля 2002 г. без изменения, кассационную жалобу Г.А.С. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2002 г. N 5-Г02-134
Текст определения официально опубликован не был